Внеклассное мероприятие «Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия»
Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия
Дьяченко Н.А., социальный педагог
Здравствуйте, ребята!
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООО (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, сходящих в ООН) приняла важный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.
Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязанности выполнять Конвенцию о правах ребенка. Все законы, которые были приняты позже в российском законодательстве, учитывают статьи Конвенции.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой являются сиротство и ограничение физических возможностей. Сегодня на планете немало детей-беженцев, страдающих от войн и вооруженных конфликтов.
Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания. К детям-правонарушителям запрещается применение смертной казни или пожизненного заключения.
Продолжим, что же такое правовой статус. Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняет ваш статус.
Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем дееспособности (т.е. способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и человек становится совершеннолетним.
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому я хотела бы узнать у вас какие права детей вам известны. Давайте по цепочке назовем те права, которые вы знаете, старайтесь не повторятся.
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Давайте сейчас внимательно посмотрим, какие же права, обязанности и ответственности приобретает человек с момента рождения и в зависимости от возраста.
Права |
Обязанности |
Ответственность |
|
С рождения |
|||
Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ) |
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих |
Ответственность перед родителями и лицами, их заменяющими |
|
Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ) |
Принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного,жестокого, грубого, унижающего человеческое
|
Ответственность перед воспитателями |
|
Право знать своих родителей, жить и воспитываться в семье |
|
Ответственность перед своей совестью |
|
Право на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими) |
|
||
Право на всесторонне развитие и уважение человеческого достоинства |
|||
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом |
|||
С 6,5 лет добавляются |
|||
Право на образование |
Обязанность получить среднее образование (ст.43 Конституции РФ) |
Ответственность перед преподавателями, администрацией учебного заведения |
|
Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ) |
Ответственность за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство |
Ребенок имеет право поступить в школу с возраста 6 лет 6 месяцев (причем не позже 8 лет) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
Права ребенка в школе:
- получить образование бесплатно;
- выбрать школу, в которой ребенок будет учиться, а также форму получения образования. Ребенок может получать знания в школе, а может обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины, что не исключает необходимости сдать экзамены в школе;
- обучаться по общей учебной программе, а если ребенок имеет возможность досрочно выучить какой- либо предмет - возможно обучение по ускоренному курсу. Порядок обучения по индивидуальной программе определяется Уставом школы;
- бесплатно пользоваться библиотекой;
- участвовать в управлении школы. Каким образом ученик может участвовать в управлении школы можно узнать, прочитав Устав своей школы;
- на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений.
Обязанности ребенка в школе:
- соблюдать устав общеобразовательного учреждения;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу школы;
- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
- выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
С 8 лет добавляются |
||
Права |
Обязанности |
Ответственность |
Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях») |
Обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения |
Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы |
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») |
||
С 10 лет добавляются |
||
Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ) |
||
Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ) |
||
С 11 лет добавляется |
||
Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения (ст.50 Закона РФ «Об образовании) |
||
С 14 лет добавляются |
||
Право получить паспорт гражданина РФ |
Обязанность получить паспорт (Постановление |
Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ) |
Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ») |
Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ) |
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК |
Право на отмену усыновления (ст. 142 СК РФ) |
Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, правила трудового распорядка (ст. 21 ТК РФ) |
РФ (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и другие) |
Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ) |
|
|
Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами |
|
|
Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности |
|
|
Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ) |
Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ) |
|
Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда с согласия одного из родителей (ст. 63 ТК РФ) |
Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ) |
|
Право работать не более 4 часов в день (ст. 92 ТК РФ) |
||
Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ) |
||
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ) |
||
Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ) |
||
Право управлять велосипедом при движении по дороге |
||
С 15 лет добавляются |
||
Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) |
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы |
|
Право работать, с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством |
||
С 16 лет добавляются |
||
Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ) |
Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст.13 Закона РФ |
Административная ответственность (ст. 2 Ко АП РФ) |
Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ) |
«О воинской обязанности и военной службе») |
Ответственность за совершение всех видов преступлений |
Право работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ) |
||
Право управлять мопедом при движение по дороге |
||
С 17 лет добавляется |
||
Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») |
||
С 18 лет добавляются |
||
Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ) |
Воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») |
Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ) |
Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») |
|
Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ) |
Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ) |
||
Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст.19 Закона «Об общественных объединениях») |
Еще раз проверим, насколько вы хорошо знакомы с правами. Вам необходимо отгадать права каких литературных героев нарушены в ваших заданиях. Для этого вам необходимо вспомнить русские народные сказки
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница).
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
Какой известный английский литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер).
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»).
Подведем итоги, что сегодня нового вы узнали? С какими обязанностями познакомились?
Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей – наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушений к ответственности.
Прекрасно, в течение жизни человеку приходится выполнять те или иные социальные роли. Предлагаю сейчас некоторые из них испытать на себе.
Упражнение «Диалектика».
В конвертах находятся листочки с социальными ролями. Письменно ответьте на вопрос «Быть … хорошо, потому что …, а плохо, потому что …». Работайте в парах, разделите одну социальную роль на двоих, кто-то ответит на первую половину вопроса, кто-то на вторую. На выполнение задания у вас будет 3 минуты.
(Социальные роли: ребенок, учащийся, учитель, директор школы, директор завода, главный бухгалтер, врач, пациент, кондуктор в автобусе, продавец в магазине, дворник, уборщик служебных помещений).
Обсуждение: Конечно, нет плохих профессий, плохо, когда ты не выполняешь то, что обязан делать. Нужны дворники и уборщицы, иначе все окружающие утонут в грязи. Это не работа плохая, это люди плохо относятся к ней, потому что не умеют ценить труд других. А мы не умеем этого делать, вот и нужны люди, которые за нами убирают! А как приятно выйти в чистый двор или прийти в убранный офис! Когда мы научимся жить чисто, тогда в таких специальностях не будет необходимости, а пока нам без них не прожить.