План работы по формированию социально-правовой компетентности родителей и детей старшего дошкольного возраста
План работы по формированию социально-правовой компетентности родителей и детей старшего дошкольного возраста
Данное перспективное тематическое планирование включает в себя два блока:
Правовое образование родителей через разнообразные формы организации: Родительские собрания, тематические занятия, семинары-практикумы, консультации, игры КВН, встречи за круглым столом, деловые игры, оформление информационных стендов и родительских уголков.
Правовое образование детей посредством организации игр, цель которых: помогать ребенку в накоплении социального опыта; расширять область правовых знаний; формировать чувство самоценности; знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира; обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
Для разработки плана использован помесячный алгоритм: одно занятие с родителями с реализацией сопутствующих мероприятий; работа с детьми по обучению правилам игры. Ко всем занятиям указаны: цель, методические рекомендации, разработаны подробные конспекты. Все игры систематизированы по следующим направлениям:
- Игры, способствующие расширению области правовых знаний.
- Игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности.
- Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Разделы плана |
Задачи |
Способы реализации |
Условия, краткие пояснения |
Участники |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
с е н т я б р ь |
||||
Работа с родителями |
Изучить условия семейного воспитания и состояние детско-родительских отношений Привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ |
Анкетирование родителей
День открытых дверей для родителей. Оформление родительских уголков по защите прав ребёнка |
Привлечь родителей к поиску правовых материалов |
Родители
Воспитатели Родители |
Мероприятия для детей |
Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом. |
Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» |
Перед тем как давать детям правовые знания очень важно научить их налаживать доброжелательные отношения со сверстниками с помощью коммуникативных игр. |
Воспитатели Дети |
о к т я б р ь |
||||
Работа с родителями |
Помочь родителям в правильном построении детско-родительских отношений и применении методов поощрения и наказания |
Родительское собрание Тема: «Детско-родительские отношения в современных семьях. Поощрения и наказания»
|
Собрание является тематическим. Оно содержит разные методы работы с родителями: сообщение, заполнение анкет, психологический тренинг. |
Воспитатель Психолог родители |
Мероприятия для детей |
Учить детей распознавать дурные и хорошие намерения людей по их внешнему виду, поведению, манерам, научить различным способам реагирования на угрожающую ситуацию, как избежать насилия со стороны взрослых, к кому можно обратиться за помощью. |
Дидактическая игра «Добрый и злой человек» |
Предварительная работа: Перед тем как детей обучать правилам игры, нужно ознакомить их со сказками, в которых есть положительные и отрицательные персонажи, обращая внимание на их внешний вид, поведение, намерения. |
Воспитатели Дети |
н о я б р ь |
||||
Работа с родителями |
Формирование родительской компетентности в области правового воспитания детей и уверенности родителей в своих воспитательных возможностях
|
Создание информационных стендов на тему: «Наказывая, подумай: «Зачем?»» Семинар-практикум Тема: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
|
Семинар содержит разные методы работы с родителями: сообщение, решение проблемных ситуаций, психологический тренинг. Для его проведения накануне родители должны просмотреть нормативные документы по охране прав ребёнка. |
Воспитатели Родители
Воспитатель Родители Психолог |
Мероприятия для детей |
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка, о людях разных профессий, заботящихся о здоровье детей Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу. |
Дидактическая игра «Кто и как заботится о твоём здоровье»
Коммуникативная игра «Нарисуй узор» |
Предварительная работа: организация сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Школа», «Парикмахерская» и т. п. |
Воспитатели Дети
Воспитатели Дети |
д е к а б р ь |
||||
Работа с родителями |
Ознакомить родителей с нормативно-правовыми актами, определяющими права ребёнка, закрепить знания посредством игровых практических ситуаций |
Встреча за круглым столом «Дети и их права» |
Накануне родители привлекаются к поиску и изучению правовых материалов |
Воспитатели Родители Психолог
|
Мероприятия для детей |
Формировать у детей через мир сказочных героев представление о том, что тяжёлый непосильный труд может нанести вред здоровью. Закрепить понятие того, что детский труд не может быть использован в качестве дешёвой рабочей силы. |
Дидактическая игра «Лабиринт справедливости» |
Предварительная работа: - прочесть детям сказки: «Золушка», «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев». Заострить внимание детей на непосильном труде героев сказок. |
Воспитатели Дети |
я н в а р ь |
||||
Работа с родителями |
Содействовать сплочению детей и родителей, а также семей группового коллектива. Обогащать отношения родителей и детей через эмоциональное общение. |
Встреча в семейном кругу с родителями и детьми Тема: «Моя большая дружная семья»
|
Предварительная работа: -Изготовление именных пригласительных билетов для каждой семьи; -разучивание родителями и воспитанниками пословиц и поговорок о доме и семье; -приготовление угощения для чаепития. |
Воспитатели Родители Дети
|
Мероприятия для детей |
Расширить область правовых знаний детей Развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи. |
Дидактическая игра «Я имею право…»
Коммуникативная игра «Колобок» |
Предварительная работа: Занятие «Что я знаю о своих правах» Изготовление эмблем к статьям Конвенции |
Воспитатели Дети |
ф е в р а л ь |
||||
Работа с родителями и детьми |
Объединить всех членов семьи с помощью художественно-продуктивной деятельности, прояснить и выявить некоторые психологические проблемы, назревшие в семье. Посредством АРТ-терапии попытаться разрешить и скорректировать эти проблемы. |
Совместное мероприятие с родителями и детьми «Птица семейного счастья»
|
Мероприятие требует подготовки организаторов. Заранее приобретаются материалы для творческой работы, продумывается как рациональнее можно использовать помещение для коллективного творчества, оформления выставки совместных продуктов деятельности и для беседы участников. |
Воспитатель Родители Дети Психолог |
Мероприятия для детей |
Помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»
|
Коммуникативная игра «Снежная королева»
Дидактическая игра «Я не должен» |
Предварительная работа: Беседа с детьми о правилах хорошего тона, о том что дети должны с уважением относиться друг к другу и ко взрослым, что есть недопустимые вещи в обращении детей ко взрослым (хамство, грубость). |
Воспитатели Дети |
м а р т |
||||
Работа с родителями |
Обобщить знания родителей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребёнка |
Деловая игра Тема: «Знаем ли мы права детей?» |
Предварительно родителям даётся задание изучить правовые документы, оформляется выставка литературы |
Воспитатель Родители |
Мероприятия для детей |
Закрепить знания детей о правах ребёнка |
Дидактическая игра «Цветик - Правоцветик» |
Предварительная работа: Занятие по ознакомлению с основными правами детей: - право на жизнь, - право на имя, -право на семью, -право на образование, -право на медицинское обслуживание, - право на отдых. Создание семейных альбомов: - «Я и моё имя», - «Я и мои права» |
Воспитатели Дети
Родители Дети |
а п р е л ь |
||||
Работа с родителями |
Обобщить и систематизировать знания родителей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребёнка. |
Игра КВН для родителей Тема: «Охрана прав и достоинств маленького ребёнка |
Накануне родители привлекаются к поиску и изучению правовых материалов. |
Воспитатель Родители Дети |
Мероприятия для детей |
Расширить область правовых знаний детей Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу» Развивать навыки сотрудничества |
Дидактическая игра «Я имею право…»
Дидактическая игра «Я не должен»
Коммуникативная игра «Головомяч» |
Игры логически взаимосвязаны друг с другом. Давая детям знания об их правах необходимо говорить и об их обязанностях. |
Воспитатели Дети |
м а й |
||||
Работа с родителями |
Вместе с родителями и детьми поговорить о семейных традициях. Оценить их значение в воспитании и развитии ребенка. Привлечь родителей в работу детского сада. |
Тематическое занятие «В каждом доме свои традиции» |
Подготовка и презентация генеалогического древа каждой семьи, представление семейных традиций.
|
Воспитатель Родители Дети |
Мероприятия для детей |
Систематизировать и расширять представления детей о людях с ограниченными возможностями, учить сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки по отношению к детям-инвалидам, желание заботиться о других Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу. |
Дидактическая игра «Цветик – семицветик»
«Поводырь» |
Предварительная работа: Серия бесед: - «Откуда берутся болезни?», - «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровыми», - «Кто и как заботится о здоровье детей». Чтение сказок: --«Цветик–семицветик» В. Катаева; - «Айболит» К.И.Чуковского. сюжетно-ролевая игра «Больница» |
Воспитатели Дети |