Формирование творческих способностей детей

0
1
Материал опубликован 12 April

Формирование творческих способностей детей


В современном, информационном, стремительно-меняющемся мире появляется довольно серьёзная проблема детского и подросткового возраста, да и не только – обезличивание человека, утрата его индивидуальных возможностей и способностей, снижение уровня грамотности и развития устной речи детей.

Отсюда и низкая самооценка, и низкий уровень социализации. Возможно данную проблему решить мгновенно? Конечно, нет! Но мы, как педагоги, должны постараться:

- учитывая индивидуальные возможности и потребности ребенка, создать условия для его развития, формирования его творческих способностей;

-постоянно прививать интерес к познанию реального мира;

-создать среду, в котором образование становится комфортным не только для учащихся, но для их родителей и педагогов.

Работая педагогом дополнительного образования и руководителем объединения «В мире филологии», я пришла к главному заключению: программа объединения должна носить личностно-деятельный характер. Отличительной особенностью программы является ознакомление учащихся с русским языком в интерактивной форме. В обучение включены занятия речевого творчества: практические занятия, лингвистические марафоны, викторины, проектная деятельность, мастерские творческого письма. Занимательное изучение русского языка с использованием различных активных технологий повышает интерес к предмету, а значит, и качество усвоения материала. Кроме этого, в практике я активно использую технологию ТРИЗ.

Один из эффективных приемов технологии ТРИЗ - создание речевых творческих продуктов с помощью Бинома фантазии.

Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бинома фантазии (би - два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, далеких друг от друга по смыслу. В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии. Чтобы был всплеск творческой идеи, начало построения оригинального сюжета, нам нужно столкнуть мысли с привычного пути, заставить их работать по-новому.

Хорошо, если «бином фантазии» будет определён случаем. Например, пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой. 

На основе Бинома фантазии можно придумать сравнения. (Холодильник – голова)

Сначала находим, как слова могут «соприкоснуться» друг с другом.

Затем составляем предложения, используя сравнение.

Другой способ: из выбранных случайных слов необходимо создать словосочетания используя падежи и предлоги: кошка с очками, очки кошки, кошка в очках колокольчик в луноходе, улитка с сапогах.

Чем больше мы придумаем, тем лучше, этот этап может проходить очень весело, если придумывать «неправильные» сочетания: луноход в колокольчике, улитка не сапог.

Такие словосочетания мы уже можем назвать картинами, потому что они уже скрывают в себе некий образ, два различные слова сложились в какую-то картинку.

Далее из каждой картины мы будем придумывать различные ситуации. Они должны быть легкие, веселые, не скованные никакими законами. Все, что придумано ребенком – правильно, не надо останавливать развитие фантазии стереотипами и принятыми нормами. Пусть за одной интересной придумкой следует другая, еще более невероятная и красочная.

«Колокольчик в луноходе» едет на базар по болоту, потому что колокольчик — это живое существо и ему срочно потребовались новые рукавички.

«Колокольчик в луноходе» расцвел в тот момент, когда состоялась первая встреча с неземным разумом.

Чем больше будет придумано ситуаций с каждым из словосочетаний, тем лучше. Можно придумать несколько ярких, красочных деталей в каждой из таких картин – луноход с зелеными колесами и разбитой фарой; зонтик в горошек, а у крокодила порезана лапка; у вампира длинный нос, а левый клык шатается. А дальше каждая ситуация вырастает в самостоятельную историю.

Чем веселей проходит обучение, тем больше пользы оно несёт, и тем сильнее будет у ребенка желание позже вернуться к этим занятиям, продолжить развивать фантазию и развиваться самому, творить с родителями, которые в процессе созидания, могут не только поделиться своим жизненным опытом, направить историю, но и подтолкнуть ребенка к осмыслению того, что он создает, к анализу своих изобретений.

Чтобы помочь детям, можно предложить ориентироваться на вопросы (план):

1. Кто герой (действующее лицо) истории?

2. Что необычного, странного в этом герое?

3. Что случилось с этим героем, какие события произошли?

4. Как повел себя герой в этих обстоятельствах?

5. Чем закончилась история?

Необходимо поддерживать любую идею ребенка, показать, что она может быть необычайно важной, что из нее может быть создан захватывающий сюжет. В такой обстановке дети начинают ценить свои идеи и идеи друг друга, что приводит к коллективному творчеству. Они активно фантазируют и лучше раскрываются, как личности, когда понимают, что их ценят и ценят их выдумки. Только в таком случае результат гарантирован!

Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию развития фантазии, творчества, когда практически нет ограничений: мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному!) и определяем цель движения (придумать сравнение, сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских идей по поводу совершенствования любого изделия). Данная технология помогает каждому ребенку развить фантазию и воображение, ум и творческое начало. Развивая фантазию, мы заставляем работать другие отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме. Стимулируя воображение ребенка, мы помогаем ему творить, познавать себя и окружающих. И в этом ценность дополнительного образования.

В заключение необходимо отметить, что только дополнительное образование предоставляет каждому ребенку доступность освоения образовательной области, возможность свободного выбора профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заключение очень "смелое", я не согласна с категорическим заявлением, что "ТОЛЬКО допобразование ... "

13 April

Похожие публикации