Статья «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
АННОТАЦИЯ
В статье затрагивается тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». Обосновано понятие «творчество». Показана необходимость развития творческих способностей, их особенности, факторы влияющие на стимулирование творческой деятельности, а также причины, которые тормозят развития творчества. Предлагаются новые формы проведения занятий на примере опыта работы Коротковой Н.А., Лыковой И.А. Предложен опыт педагогической работы в ДОУ.
Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
«Творчество – единственный вид деятельности,
который делает человека человеком»
И.А. Бердяев
Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологии творчества. Первые исследователи, считали, что творчество, есть проявление человеческого духа и не подлежит научному анализу. И только в начале XX века в России появились первые работы в области психологии творчества – это работы последователей психолого-лингвистической концепции А. А. Потебни - работы. Н. Овсянико-Куликовского (1902 и др.) и его ученика Б. А. Лезина (составителя и редактора сборников «Вопросы теории и психологии творчества» П. К. Энгельмейера, М. А. Блоха, И. И. Лапшина, В. М. Бехтерева, В. В. Савича, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга и др [10]. К середине XX века возникла новая потребность в обществе, социальный заказ – обеспечить рациональное управление творчеством, необходимы были творческие работники, которые способствовали бы развитию научно-технического прогресса в государстве. Таким образом, изучение психологии творчества имело практическое значение и требовала научного исследования.
Изучив литературу по данному вопросу, хочу отметить, что нет единого мнения в определении понятии «творчества». Так по Рубинштейну С.Л, «творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. [11] «Творчество» в широком смысле, по мнению Парамоновой Л.А. – это деятельность, направленная на получение чего-то неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. [9], Мейлах Б.С., утверждал, что «творчество» - это процесс[12], В.А. Левин, отметил, что «творчество» - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью [6] и т.д.…..
Таким образом, одни ученные рассматривают «творчество» как получение результата – продукт, другие как процесс его получения, или пытаются ответить на вопрос «творчество» - это самостоятельный процесс, или совокупность других процессов. То есть все, что окружает современного человека – это и есть продукты творчества, то, что казалось чем-то недосягаемым (фантастическим) стало нашей реальностью, стало достоянием нации. М.Г. Ярошевский писал, «творческий процесс принадлежит личности, продукт - культуре». [12] Однако исследователи сходятся во мнении, что «творчество» играет огромную роль в жизни человека. Оно проникло во все сферы жизнедеятельности, стало основой прогресса человечества в целом, «творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество», отметил Пономарев Я.А. Согласно его теории творчество – это механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию в целом. [10], а движущей силой человечества являются творческие личности. Выявление и развитие таких личностей является несущей задачей психологии. [3]
Одним из направлений исследования творчества стало исследование детского творчества. Л.С. Выготский называл детское творчество «натуральным», данное от рождения, природное, которое присуще всем нормально развивающимся детям и считал отсутствие данного патологией, он указывал, что творчество является постоянным спутником детского развития. [2] Отсутствие творчества может быть следствием жесткой системы воспитания писала Николаева Е.И.
Ученые отметили, что детское творчество имеет сенситивный период, от трех (Ф.И. Фрадкина) и до пяти лет, где проявляется творческая активность детей, и отмечают резкий спад творчества в начальной школе, это связывают с жестким педагогическим воздействием, которое ограничивает развитие творчества (В.А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик); другие же (Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич) считают, что это происходит за счет повышения уровня интеллекта, его направленности на переработку и систематизацию знаний, на освоение норм и правил.
Вместе с тем психологи отмечают, что творчество дошкольников имеет ряд своих особенностей:
-новизна открытий (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина и др.);
- эмоциональная включенность (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);
- оригинальность продукта в виде рисунка, конструкций, стихотворения и т.п. (Е.А Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина и др)
- вариативность мышления;
-легкость включения в практическую деятельность и апробация разных решений (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских,, А.В. запорожец).
Учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей, как отмечал Л.С. Выготский «зона ближайшего развития», то есть, ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка.
Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей:
- раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);
- наследственность существуют описанные примеры в научной литературе, где семейные династии играют большую роль в развитии творческих способностей детей, например, семья Бахов;
- среда и стиль семейного воспитания (Гиппенрейтер Ю.Б);
- внутренняя мотивация достижения, заключается в постановке цели и ее достижении;
- готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задач;
- наличие накопленных знаний
- свобода в выборе и способах работы;
- добровольная помощь взрослого.
Все выше перечисленные факторы направленны на стимулирование творческой деятельности ребенка, однако, есть причины, которые тормозят развитие творчества:
- страх, боязнь неудачи;
- высокая самокритичность;
-лень. [3]
Новые федеральные государственные требования, требуют новые подходы в обучении детей дошкольного возраста. Так, Короткова Н.А. и Михайленко Н.Я. определили новые ориентиры в содержании дошкольного образования. Короткова Н.А. предлагает от традиционной системы обучения «учебной формы» в образовательной работе перейти к совместно партнерской деятельности, где обучение – это добровольное участие детей, а роль педагога заключается в координации и мотивации детей к данной деятельности, говорит о необходимости гибкого проектирования содержания работы с детьми, учета особенностей группы, интересов детей. [5] Лыкова И.А. вместо традиционных занятий предлагает форму творческих проектов, где рассматривается не конкретная тема, а проблема как способ постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире; предлагается вовлекать в проектную деятельность других людей – взрослых; обсуждать проблемы на всех этапах (от разработки до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми; отсутствие единой для всех задачи и критерия оценки результата; проектная деятельность, как форма, дает возможность для каждого участника быть успешным «здесь и сейчас»; обеспечивает успешное освоение изучаемого материала через индивидуализацию содержания. [7]
Поэтому одной из задач, которые стоят перед педагогом-дошкольником: не упустить, период развития творческих способностей, помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками, которые способствовали бы развитию творческих способностей, фантазии, не развивать стандартность, шаблонность в мышлении, а развивать креативность.
Эта цель стала приоритетной целью моей работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении 4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной был выполнен большой объем работ с использованием различных материалов (бумага, пластилин, природный материал, бросовый материал и пр.), техник выполнения (аппликация, лепка, вышивка, торцевание, папье- маше, и т.д.), видов и форм творческой деятельности (беседы, исследование, мастерские и т.д.), так за учебный год во второй младшей группе было выполнено 77 работ, в средней 61 работа, в старшей 67 работ, в подготовительной 76 работ. Работа строилась на совместной непринужденной партнерской деятельности. Большое внимание уделялось индивидуальным особенностям каждого ребенка. В группе был организован творческий уголок, где в свободном доступе находились все материалы для работы. Главный принцип в работе «не запретить, а научить». Так, например, к концу подготовительной группы, дети овладели приемами работы швейной иглой, а итогом стало участие в конкурсе «Ковер мира», который был организован ООО «Газпром Добыча Оренбург».
В результате всей проделанной работы были получены следующие результаты:
-дети научились видеть в обычных вещах необычные решения;
- стало развиваться воображение, фантазия;
- активнее формировались навыки ручной умелости;
- в процессе творческой деятельности развивалось логическое мышление, дети самостоятельно планировали последовательность выполнения предстоящей работы;
- научились взаимодействовать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми;
- творческая деятельность дала возможность самоутвердиться, самореализоваться детям, что является немаловажным для дошкольного периода;
- дети легко включались в совместную, партнерскую деятельность;
- коллектив стал сплоченным, дети отзывчивыми.
Таким образом, творческая деятельность дает возможность обогатить практический, социальный, эмоциональный, нравственный опыт детей в наиболее доступной, понятной, увлекательной и содержательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Богоявлинская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009
Ильенков Э.В: личность и творчество/ Редактор – составитель И.П. Фарман.- М.: «Языки русской культуры», 1999. -272с., ил
Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание.2001.-№11.-29с.
Левин В.А. Воспитание творчества.М.: Знание, 1977.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.
Николаева Е.И. «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества. Из-во «НАУКА» Москва, 1976
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 482).
Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии [Электронный ресурс]/Вопросы психологии.- Электрон. журнал. -1985.-.-режим доступа к журн.: http://voppsy.ru