Формирование творческих способностей одаренных детей на хоровом отделении музыкально-эстетической студии
«Формирование творческих способностей одаренных детей на хоровом отделении музыкально-эстетической студии»
Писклова Наталия Георгиевна, педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но тем не менее от них независимый. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Кроме наличия комплекса способностей для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков.
Сегодня термин «одаренный ребенок» стал звучать все чаще и чаще, а проблема детской одаренности стала еще и социально значимой.
Детскую одаренность подразделяет на явную, возрастную и скрытую, непроявленную.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате, возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности ребенка. Его могут отнести к числе «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки, хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще одна важная проблема – это развитие творческого воображения, возможность влиять на внутренние и психические процессы детей.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайна актуальна для современного общества. Именно поэтому, так важно определить музыкальную одаренность, основные задачи и направления работы одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Музыкальная одаренность включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Это стремление к новым познавательным процессам через музыкальность (комплекс музыкальности). Музыкально одаренные дети часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
К музыкальным способностям относят:
- Эмоциональную отзывчивость на музыку
- Познавательные музыкальные способности – сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувства ритма), интеллектуальные (музыкальное мнение и музыкальное воображение) и музыкальная память.
Но отсутствие явных способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей вообще.
Модель музыкальной одаренности
Музыкальное, вокально-хоровое искусство обладает огромной силой в воспитании активной, здоровой, эстетически развитой личности. Занятия вокалом и хоровым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Занятия вокалом укрепляют здоровье детей благодаря применяемому комплексу дыхательных упражнений. Также активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося, развивают его творческое мышление, фантазию – он учит создавать музыкальный образ, эмоционально его раскрывать.
Концертные выступления являются важным воспитательным моментом в обучающем процессе. Систематичная кропотливая работа над музыкальным произведением, над созданием музыкального образа, процесс вживания в него, работа над эмоциональным посылом, концентрацией внимания на сцене приводит к успеху, что приносит учащемуся моральное удовлетворение, мотивацию к реализации творческого потенциала, воспитывают чувство ответственности, дружбы и товарищества.
Более 25 лет в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги работает Музыкально-эстетического студии. В студии большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Спецификой музыкального обучения в нашей студии является то, что к нам приходят дети, обладающие врожденными способностями и разной степенью одаренности, добровольно, по собственному желанию. Благодаря системности обучения результат – развитие ребенка, привитие интереса к музыке, приобретение знаний, умений, навыков в области вокально-хорового искусства.
Учащиеся в студии начинают обучение с 5 лет. Структура студии предполагает постепенное освоение знаний, умений и навыков путем последовательного прохождения ступеней обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Разработана программа по работе с одаренными детьми в рамках комплексной программы музыкально-эстетической студии.
Данная программа позволяет развивать музыкальные способности в вокальном и хоровом искусстве у детей с явной и скрытой одаренностью.
Вокальное искусство позволяет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, культуры и самовыражению. Ребенок учится владеть аудиторией, может реализовать свой творческий потенциал. Развиваются коммуникативные навыки, формируется личность с активной гражданской позицией.
В программе используются современные технологии развития голоса на основе метода В. Емельянова.
Целью программы является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой личности, обладающей способностью к творческой самореализации в вокально-хоровой деятельности
Отличительные особенности программы
- Набор детей в студию осуществляется путем предварительного прослушивания.
- Осуществляется интерактивное обучение.
- С первого года обучения учащийся активно включается в жизнь коллектива, знакомится с традициями, принятыми в студии.
- Обучение выстроено на принципе содружества педагога и учащегося. В процессе работы происходит взаимообогащение и взаимопонимание между учащимся и педагогом.
- Одним из важнейших аспектов в работе является использование современных методов развития голоса, с применением здоровье сберегающих технологий.
- Особое внимание отводится работе с одаренными детьми. Как правило, это учащиеся, которые имеют явные музыкальные способности, трудолюбивые, упорно постигают приемы вокального мастерства и показывают хорошие результаты.
- Вовлечение родителей в творческий воспитательный процесс. Используются следующие формы работы: собрания, беседы, музыкальные гостиные, музыкальные лектории, участие родителей в конкурсных поездках.
Для одаренных учащихся предусмотрены индивидуальные занятия.
Задачи программы:
- обучение вокально-хоровым навыкам;
- формирование правильной певческой установки;
- формирование дикционных навыков;
- обучение высокой вокальной позиции и точности интонирования;
- обучение средствам музыкальной выразительности,
- развитие музыкальных и эстетических способностей учащихся (музыкального слуха, голоса, вкуса, воображения);
- развитие интереса к вокальному искусству, народно-песенному творчеству, формирование потребности в общении с классическим искусством;
- формирование чувства музыкального стиля;
- развитие музыкальной и певческой культуры
- формирование мотивации к творчеству.
- формирование любви к классической музыке;
- воспитание гражданственности, любви к родине, семье;
- формирование уважительного отношения к культурному наследию.
Занятия проходят в индивидуальной и мелкогрупповой (2-3 чел) форме.
В основе всех занятий идея социально-педагогического взаимодействия. Ребенок рассматривается педагогом как художник, обладающий своим стилем исполнения, окрашивающий музыкальное произведение в свои тона. Нельзя допускать слепого копирования «с себя» – с педагога. Музыкальный образ должен всегда обогащаться самовыражением творческой личности самого учащегося.
В своей работе с учащимися разной степени одаренности используются различные методы и приёмы:
- Осуществление методической направленности обучения. Учащиеся сознательно выполняют указания педагога, понимают, зачем это нужно, запоминают способы, приемы, последовательность работы. Объясняются причинно-следственные связи в учебной деятельности, приемы решения познавательных и практических задач.
- Расширение рамок вокальной и хоровой репетиции путем включения хорового сольфеджио, ритмического движения, прослушивания музыкальных произведений, бесед о музыке.
- Стимулирование активности, самостоятельности и творчества во всех видах деятельности учащихся.
- Эмоциональная насыщенность занятий.
- Использование игровых приемов.
- Использование проблемного метода в построении занятия, что активизирует внимание и мышление.
- В обучении важно осуществлять постоянное, последовательное и системное преподнесение учебного материала. Преемственность музыкальных знаний и вокально-хоровых навыков имеет решающее значение.
В обучении применяются следующие педагогические технологии:
Диагностические технологии позволяют выявить потенциал творческих способностей ребенка. Это может быть прослушивание на предмет выявления музыкальных способностей.
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности. Развитие коммуникативных способностей учащихся. Проведение коллективных мероприятий, а также индивидуальная и коллективная работа, активизирующая творческий потенциал.
Технология образности преподавания. Большую роль играет облик преподавателя, руководителя коллектива, его заинтересованный тон, привлекательный внешний вид, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, яркая, выразительная и образная речь, умение хорошо петь, играть на музыкальном инструменте, эрудиция.
Технология наглядности и использования вспомогательных средств. Мы учитываем, что при участии нескольких органов чувств восприятие и освоение изучаемого происходит быстрее, глубже и прочнее. Так, слуховое восприятие по возможности надо подкреплять зрительным: плакаты, таблицы, указки, репродукции. Но все это не должно оказаться просто развлечением, а носить дидактический характер.
Технология художественного восприятия. Элементы творчества – во всем. Пробуждения в учащихся творчества – это активная форма их развития.
Технология психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности учащихся. Оно достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций.
Технология создания музыкального образа. Фантазирование виртуальной реальности имеет, как правило, не внешнее, а внутреннее ограничение. Образ – это чувственная воспринимаемая целостность музыкального произведения, его атмосфера.
Технология доступности. Не давать невыполнимых заданий и в большом количестве сразу, это может привести к потере интереса. Необходимо делить каждое задание на этапы, отдельные элементы и идти к выполнению целого, постепенно усложняя задания. Каждое упражнение должно иметь доступную трудность, преодоление которой принесет детям радость. Радость – это естественная потребность детей, реализация которой способствует их развитию. Девиз обучения: самостоятельность, сознательность, активность, радость.
В ходе обучения используются такие формы учебно-воспитательного процесса, как репетиции, посещение и участие в концертах, экскурсии с посещением музеев, музыкальных спектаклей.
Особое место отводится психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей. К работе с одаренными детьми привлекается психолог, который проводит диагностику личностного развития ребенка по различным методикам.
Диагностика помогает отслеживать развитие одаренных детей в процессе обучения. Нужны постоянные наблюдения за учащимися с проведением диагностических срезов. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития одаренного ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Для того чтобы обучение носило развивающий характер важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и, в-первую очередь, музыкальных способностей учащихся.
В работе используются тренинги и развивающие занятия: на сплочение; на развитие творческих способностей.
Для отслеживания результативности программы разработана система психолого-педагогического мониторинга. Среди показателей мониторинга: уровень овладения основными знаниями, умениями и навыками; личностные достижения учащихся в процессе усвоения программы; особенности личностной сферы учащихся (уровень работоспособности, ориентация на успех, готовность к саморазвитию); уровень сформированности познавательной сферы, удовлетворенность отношениями в группе, степень сплоченности коллектива.
Одаренные дети выезжают на всероссийские и международные конкурсы, на которых результат работы оценивается посредством сравнения собственных выступлений с работой других коллективов. Выступая на конкурсах, дети видят свои ошибки исполнения на уровне других коллективов, учатся уважать своих соперников, находить общий язык и, даже, дружить. Такие участия в конкурсах всегда подстегивают детей на большую работоспособность, стремлению повысить свой уровень.
За последние годы учащиеся становились победителями и призёрами международных, всероссийских и городских конкурсах:
- Городской открытый фестиваль-конкурс «Калужская хоровая осень»–;
- Всероссийский конкурс-фестиваль детского и молодежного творчества «Балтийское созвездие»;
- Конкурс-фестиваль детского творчества «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы»;
- Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Тульский сувенир»
- Региональный космический фестиваль обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Калужской области;
- Конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Лучики надежды» – «Золотой лучик», «Серебряный лучик»;
- Пасхальный фестиваль духовной музыки для детей и юношества «Благовест»;
- Международного фестиваля-конкурса «В гостях у сказки»;
- Международного фестиваля-конкурса «Черноморский Олимп»;
- Международного фестиваля-конкурса «Жар-птица России»;
- Международной акции «Ночь музеев» в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки и многих других.
Высокие достижения детей – это результат совместной работы педагога и учащегося. Педагог, прежде всего, стремится заинтересовать учащегося, научить его любить и понимать вокально-хоровое искусство. Приобретение правильных и точных вокальных навыков, творческое отношение к созданию образа, беседы педагога с детьми - всё это развивает эстетическое восприятие, художественный и музыкальный вкус учащихся.
Занятия вокально-хоровым искусством оказывает большое влияние на развитие личности одаренного учащегося: помогают реализовать творческий потенциал, развивают эмоциональную сферу, культуру общения, формируют активную гражданскую позицию.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей. М.: Педагогика, 2011.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013.
3. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Психология специальных способностей. – М.: Таланты – XXI века, 2004.
Поляков Александр Васильевич