Статья «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА».
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Важнейшая роль в театральной деятельности принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей.
Музыка в играх – драматизациях и спектаклях может звучать по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т.д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Следует помнить, что музыка в играх – драматизациях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие материала, отвлекает внимание зрителей от основного действия и лишает музыку ее функциональной значимости.
Музыка помогает ребенку сосредоточить свое внимание на выполнение четкого, ритмичного действия. Также музыка используется в этюдах на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Что такое музыкальная сказка? Это сказка, «написанная» с помощью музыки, и поэтому действия – поступки, чувства – настроения персонажей проявляются очень ярко.
Для детей это сказка, где герои не только говорят, но еще и поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Это увлекательное путешествие вместе с музыкой в мир сказки, где можно быть и зрителем, и исполнителем, и сочинителем. Это праздник встречи с любимыми героями хорошо знакомых сказок.
Сценарные разработки можно условно назвать музыкальными фантазиями на сказочные темы.
В традиционный сюжет удачно вплетаются новые, необычные, фантастические персонажи, придуманные детьми и взрослыми.
Музыкальная импровизация (песенная, танцевальная, инструментальная) наполняет весь детский музыкальный праздник, позволяя испытать участникам радость творчества.
Создание музыкальной сказки предполагает совместную предварительную деятельность педагогов и детей.
Это может быть:
- чтение сказки,
- беседа о сказке,
- разбор содержания сказки по действиям и событиям,
- прослушивание вариантов музыкального сопровождения,
- обсуждение элементов оформления зала.
Важно то, всегда учитывать предложения и пожелания детей.
Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий.
Яркие, положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Театр как синтетический вид искусства объединяет все виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, изобразительное и сценическое. Это создает необходимость интегрированного подхода к организации театральной деятельности детей.
Зернышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастают и дают свои положительные результаты. Так решается задача – воспитать людей, ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.