12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Житник Виктория Валерьевна19

40














ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…..4

Глава 1. Теоретические аспекты творческой активности…………….………7

1.1 Понятие и особенности формирования творческой активности………….6

1.2 Пути и средства развития творческой активности детей………………...15

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ………………………………………………………....21

Глава 2. Внеурочная деятельность и ее особенности……………………......22

2.1 Характеристика различных приемов развития творческой активности...22

2.2 Творческая деятельность младшего школьника во внеурочной деятельности………………………………………………………………….….24

2.3 Модели и принципы внеурочной деятельности……………………...…....30

ВЫВОДЫ КО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………….…34

ВЫВОД…………………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…..40
























ВВЕДЕНИЕ

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

В современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, не востребованности их творческого потенциала.

Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития креативности, личностного смысла, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самореализации, самосовершенствования, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию творческой активности.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Актуальность. Проблема развития творческого потенциала школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени. Научные разработки по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из них недоступно для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.

Цель исследования: изучить творчество как педагогическую категорию и выявить пути и средства развития творческой активности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: творческая активность младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческой активности учащихся начальной школы в учебном процессе.

Задачи:

Конкретизировать понятия «творчество», «креативность», «творческий потенциал».

Определить особенности развития творческой активности в младшем школьном возрасте.

Дать характеристику различных приемов развития творческих способностей у детей в начальной школе.

4. Изучить развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

Дать характеристику внеурочным видам деятельности.

Методы исследованиятеоретический анализ литературы по проблеме исследования организации внеурочной деятельности; классификация; обобщение материалов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать конкретизации понятия «творческая активность» как феномена, отражающего внутреннюю и внешнюю сторону содержания деятельности школьников разного возраста; углубят научное представление о роли рефлексии в ее развитии; расширят возможности исследования эстетического образования в контексте общего содержания образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней определены показатели уровней сформированности творческой активности учащихся, знание которых педагогами позволяет корректировать деятельность педагогического коллектива и развивать творческий потенциал детей.


























Глава 1. Теоретические аспекты творческой активности

1.1 Понятие и творческой

В литературе определяется вообще и в частности. С одной , является : особого ее ( деятельность - , , наука) или , если о ее развитии, , ходе на .[24]

С другой , связана с творчества и, , с проблемой . понятие как развития в степени две эти проблемы.

попытка и  компоненты творчества. , в , перцептивный (, особая ), интеллектуальный (, , обширность ий, , самостоятельность), ( к открытиям, , непосредственность).[11]

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.[10]

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач). По мнению П. Смита, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

:

1. Творческая направленность (- ориентация на , целевые на и общественно );

2. Творческий ( интеллектуальных и

знаний, и , одаренность в );

3. Индивидуально-психологическое ( черты , устойчивость при , самоорганизация, , восторженное п успеха).[17]

способности в том, насколько он к решению тех или , отказывается от , разнообразит , проявляет , и самостоятельность.[25]

творческого  креативность.

Итак, под в исследованиях интеллектуальных и индивида, выдвижению , большого идей и их . Необходимо как процесс и и личностных , присущих .[9]

Своеобразие в том, что она составляет , аспект личности, из критического и чужого . Понимания и идей; проблему там, где все ; способности и отказываться от , опровергнутой ; интуиции и совершенства . Творческие, (умения) в деятельности.

, творчество - это ( характеристика) , а - это совокупность характеристик . Отсюда и этих , смысловых и изгибов .

четыре , характеризующих :

- - быстрота заданий;

- - переключений с объектов на в ответов;

- - частота к однородной ;

- выполнения .[20]

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.[18]

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается .

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Содержательно-операционный компонент творчества обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

- Интеллектуально-логические;

- Интеллектуально-эвристические;

- Организационные;

- Коммуникативные.[5]

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы, умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Творческий  - интегративный , элементы, , свое в соответствующем творческого , и творческой , целостно личности к .

Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. [13]

Таким образом, рассмотрев понятия: креативность, творчество, творческий потенциал, и опираясь на опыт исследователей, мы переходим к творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

Младший представляет период для активности, активен и по природе. ое значение развития учащихся как всех в младшем . Именно в наиболее умения .

следует как индивидом , как его в субъекта . Путь ребенка в освобождении его от окружающей и его в активного и среды, и личности.

школьный ст вкл детей 1-4 от 6 до 10 лет. Как уже отмечалось, этап положением в общественных . В с этим разного специфическим : взаимоотношениями с и особой, для этапа - игрой, , . На каждом существует система , пользуется , и , которые он .

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий .

Младший - это период , знаний, по преимуществу. умственного в эти являются:

- действиям и ;

- впечатлительность, ;

- умственной на то, повторить, .

особенности возраста влияние на детей, ход общего и факторами как общей к творчеству.

1.2 и развития детей

А. Г. Алейников утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали [4].

школы на личности гармоничного деятельности, в формируются , , навыки, с , связанной с задатков , их активности.

возможно при методов , предполагают не , но способствуют и интерактивного .

Активные - это методы, в процесс « » и развитие . Они :

· стимулировать учащихся;

· способности;

· в себе;

· коммуникативные ;

· формировать у мышление.[12]

Развитие учащихся в разнообразной , в которой они с действительностью и с .

Творческая - форма , направленная на опытом , , преобразования, в качестве и духовной в образовательной , в сотрудничестве с .

любой предполагает стратегии, в может подход к . развития в настоящее с позиций , , личностно-ориентированного, и подходов.

, является из эффективных научного , позволяет , , развивать как целостную, . В исследовании позволяет в совокупность творческих и их выполнения; различных деятельности, развития учащихся.

в исследовании творческой школьников в , в ходе не ограничивает метода заданий, каждым творческих , субъективно-творческий , индивидуально-психологические школьников, что содержание и заданий, с учеником.[28]

деятельность на в школе подчинена творческих , которую и , осмысление , понятий, .

 Система творческих заданий  понимается как упорядаченное множество взаимосвязанных творческихзаданий, конструированных на основе иерархически выстроеных методов творчества и ориентированных на познание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе.

Выделенные заданий содержание заданий выполняющих , , ориентационную, , способствующие креативных школьников. носит , характер и воздействие на активности . Познавательная на расширение , изучение способов . Суть заключается в интереса к и вместе с базовой, для системы . Практическая на получение творческих в видах .

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условия выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня развития;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор- личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

- то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах;

- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений Содержание групп творческих заданий представлено тематическими сериями. (см. Приложение).

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения: изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого; рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает: получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирование на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения: моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); моделировать изменения внутреннего строения систем; учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения: рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастическое применение реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Система творческих заданий, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.

Творческие задания должны, по сути, пронизывать весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.











ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности личности, приходим к следующим выводам: 

1. При кажущейся феноменологической похожести понятий «творчество» и «креативность» есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. 

2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей.

3. Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест.

4. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста должно происходить на каждом уроке: на уроке математики, русского языка и чтения, риторики, обществоведения и т.д. 

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно – мотивационной и аналитико – синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.



Глава 2. и ее особенности

2.1 приемов активности

школы, воспитательного и все жестких всеобщей , имеет для собственного и для его у своих . таких у дополнительного . В степени самовыражение , имеющие в четкие и ориентации на в естественного . Педагогу в профессионального в себе установки, сохранять в значимости, в спонтанных и , в том, что самостоятельные и - что важным и , полезный для , повышения ад к миру.

Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное использование учителем следующих приемов:

- Поощрять и действия , они не причиняют ;

- Уважать воспитанника, бы она не “глупой” или “” - не ее своим “” и мнением;

- больше рисунков, , , тактильных, и , интересных и спонтанных в ходе ;

- в отношении к - то есть не системы , отдельные этих , не с другими , а с ними , с его опытами;

- Не над образами, или ребенка, так как смех обиду, , сделать “не ” и подавить в желание и ;

- Творить и вместе с - в рядового ;

- Не навязывать образов и , изображения и , веру, а , понять ребенка;

- уделять процесса , поддерживанию , а не результатам;

- меры в , к какому - творческой , разнообразные , психологические , обычной и , точечный , это предотвратить и переутомление;

- на преимущественно тон у себя и у , спокойную и , веру в и в возможности , дружелюбную ;

- Создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт; ·

- Создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания; -

- Рецензирование тестов, сочинений, творческих работ, что связано с советами, коррективами, активными поисками главного.

2.2 деятельность во внеурочной

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Государственных образовательных стандартов начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Нормативной правовой базой для организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации являются:

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года с изменениями, внесёнными Законом от 04 марта 2016 г. № 111-IНС);[1]

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования».[2]

деятельность частью и одной свободного . Внеурочная сегодня как , организуемая для удовлетворения в содержательном , их в самоуправлении деятельности.[19]

Основными целями внеурочной деятельности являются:

- создание условий для получения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

- создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время;

- развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Государственными образовательными стандартами определены следующие направления внеурочной деятельности:

1. Духовно-нравственное, в основу работы по которому положены ключевые воспитательные задачи, базовые общечеловеческие ценности в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики; приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической и социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества.

2. Спортивно-оздоровительное заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; должен использоваться оптимальный двигательный режим для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются потребности в занятиях физической культурой и спортом.

3. Общеинтеллектуальное базируется на развитии творческого мышления, воспитании культуры умственного труда, развитии интеллектуальных способностей ребёнка, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате занятий у детей развивается устойчивый интерес к учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формируется углублённое представление об объекте исследования как области, в рамках которой ведётся исследование отношений и свойств для получения новой информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование потребности в познании.

4. Социальное, в основе работы по которому лежит проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями, воспитания ценностного отношения к окружающей среде, людям; а также формирование социально-трудовой компетенции, воспитание с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.

5. Общекультурное способствует воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитию общей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа Донецкой Народной Республики и народов других стран, развивает эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, формирует активную жизненную позицию.[31]

Для реализации в общеобразовательной организации доступны следующие виды внеурочной деятельности:

внеурочные учебные занятия и общеразвивающая деятельность, особенностью которой является стимулирование любознательности обучающихся, их исследовательского интереса к конкретным ситуациям, явлениям; содействие повышению общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию;

проблемно-ценностное общение, организуемое для коррекции отношения обучающихся к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), направленное на подготовку обучающихся к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум траекториям: способность к быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям и готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции;

досугово-развлекательная, в том числе игровая деятельность, предусматривающая организацию содержательного, полезного отдыха детей, выстраиваемую с учётом свободы выбора, досуговых интересов обучающихся, активного характера участия, выражаемого в активизации психофизической или эмоциональной сферы;

трудовая деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуемая в том числе в рамках дополнительного образования детей с целью развития талантов обучающихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.

Правильно внеурочной собой ту , в которой развить или потребности и учащегося, воспитание . Воспитание в любой их . Однако это воспитание в от обучения .

Внеурочная  – понятие, все деятельности ( учебной), в и целесообразно их воспитания и . преимуществом является возможности занятий, на их . Часы, на деятельность, по обучающихся и их , в , отличных от обучения.

и обучения:

( ; самостоятельная под взрослого; , , практические, с поиском и тех или иных ,  активизации и активности).

( пример, ).

учитывать, что  условия творческих . К ним :

раннее ;

обстановки, детей;

свободы в , в чередовании дел, в работы;

со взрослых, свобода не не , а наоборот, , умную, взрослых.

творческих от содержания и в школе.

В ходе внеурочной деятельности можно использовать следующие методы: словесный, наглядный, практический и ТРИЗ.[30]

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и другие. В процессе обучения обучающий посредством устной речи излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые посредством устного восприятия запоминают и усваивают учебный материал.

Наглядные методы обучения желательно применять для обучаемых, имеющих хорошее визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются совместно со словесными методами обучения. К наглядным методам относятся иллюстрация (просмотр картин, иллюстраций) и демонстрация(просмотр фильмов)

Практические методы обучения относятся упражнение, игра и т.д. Во время использования этих методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков.

Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание.

Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом именно методы ТРИЗ помогают в этом.

ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения.

Главная цель данной технологии – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

творческих на всех и мероприятиях.

2.3 и внеурочной

моделей считается с уточнения « ». Классик Е. Б. : «В образовании  , прежде , как организационная , существование и всего , реализующая педагогической , между и ».[19]

По решению педагогического коллектива, родительской общественности, с учётом интересов детей в общеобразовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:

модель плана с преобладанием учебно-познавательной, общеразвивающей деятельности;

модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;

модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся; модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации;

модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.

Таким образом, создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение:

1. Личностных результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, которые отражают:

1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и будущему многонационального народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов Донецкой Народной Республики и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества Донецкой Народной Республики; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Донецкой Народной Республики и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом муниципальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.

2. Метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отражающих:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и общеразвивающей деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

3. Предметных результатов освоения основной образовательной программы начального образования с учётом общих требований Государственных образовательных стандартов и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.








ВЫВОДЫ КО 2 ГЛАВЕ

Творческая активность может формироваться в ходе внеурочной деятельности.

Система внеурочной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а именно внеурочной деятельности.









ВЫВОД

Изучение психолого-педагогической литературы по данной работе даёт основание сделать вывод о том, что развитие творческой активности детей имеет определенное теоретическое и практическое значение.

В связи с первой, поставленной нами задачей, были выявлены такие результаты: Креативность – способность человека пораждать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления. Творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием. 

В связи со второй, поставленной нами задачей было выявлено, что выделяются следующие отличительные особенности активного обучения:

- Педагогу отводится роль консультанта, он помогает ученику, испытывающему затруднения в работе, но не навязывает ему свое решение данной творческой задачи.

- Ученику предоставляется возможность выбора материала для выполнения задания

- Существующие критерии оценки — мобильны, правильно выполненное задание, сопоставляется с нестандартным подходом, и необычной концепции.

- Ученик, сам является, своего рода педагогом для своих товарищей, так как при обсуждении работы, каждый получает совет от группы, педагог должен контролировать этот процесс, и вносить коррективы толерантного характера.

В связи с третьей задачей определили, что важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:

Раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

Окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали - самую раннюю творческую силу;

Максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

Умная помощь взрослых;

Эмоциональная сторона дела

В связи с четвертой поставленной задачей было выявлено, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений.

Пятая поставленная задача оределяет, что организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. 






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года с изменениями, внесёнными Законом от 04 марта 2016 г. № 111-IНС).

https://dnr- online.ru/download/zakon-ob-obrazovanii-postanovlenie-i-233p-ns /

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования»

http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3037-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya

Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: сб. научных трудов. - Свердловск, 1984. - 84 с.

Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12. - с.29-34.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества. - Казань: КГУ. - 1988. - с. 238.

Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.-Воронеж, 1995. 520 с

Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.с.34

Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н. Ф. Вишнякова. Мн.: Народная асвета, 1996. 300 с.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение. - 1982 - с. 72

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 92 с.

Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2000. 160 с.

Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. 293 с.

Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал.

Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.

Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. Мозырь: Белый Ветер, 2005. 98 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Издательство политической литературы. - 1975. - с.304.

Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.

Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев. Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. 344 с.

Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 6. С. 13-19.

Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников /А. М. Матюшкин, А.М. Аверина. – М.:Педагогика, 1991. - 156 с.

Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. 1995. № 3. С. 56-57.

Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддъяков. М.: Просвещение, 1990. 260 с.

Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. 2006. № 11. С. 12-15.

Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала личности: автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. С. Самигуллина. Казань, 2006. 98 с.

Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2003. - № 3.- с.107.

Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. Екатеринбург, 2002. 110 с.

Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 116 с.

4 Шимукович, П. Н. ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях. PN-метод. М.: Либроком, 2014. 222 с.

http://donvospitanije.ucoz.net/Detki/dokumenty/mr_po_planu_vneurochnoj_dejatelnosti.pdf








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематические серии групп творческих заданий

Тематические серии

Содержание творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных предметов

Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве

Художественный труд Литературное чтение

Бионика”

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание Преобразование

Окружающий мир

Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некра-сова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание Преобразование Использование в новом качестве

Обучение грамоте Литературное чтение

Технический мир”

Изучение и создание различных технических объектов

Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве

Обучение грамоте Художественный труд ОБЖ

Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений

Познание Преобразование

Обучение грамоте Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык

Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание Преобразование

Математика Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык

Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположе-ния в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений

Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве

Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык

Космос”

Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправно-стей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости

Создание Преобразование Использование в новом качестве

Обучение грамоте Художественный труд Окружающий мир

Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными  

Преобразование Использование в новом качестве

Художественный труд

Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произве-дений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов

Познание Создание Преобразование

Обучение грамоте Литературное чтение

Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд

Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ Художественный труд





Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжига-ющего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом  

Создание Преобразование Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание Использование в новом качестве

Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир

Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.