Доклад «Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках математики»

1
0
Материал опубликован 12 October 2018

Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках математики

Проблема формирования познавательной активности школьников, со второй половины ХХ века занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. И сегодня, в связи с поставленной перед современным школьным образованием задачей формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая должна не просто уметь усваивать готовую систему знаний, но и быть способна к их творческому переосмыслению, к самостоятельному поиску новых способов получения знаний и их применения в новых жизненных ситуациях, актуальность этой проблемы только усиливается.

Рассмотрим особенности формирования познавательной активности у учащихся начальной школы на уроках математики, обучающихся по программе УМК «Планета Знаний». Цель этой программы - повысить интерес к изучению наук в целом, способствовать развитию логического мышления учащихся, формировать общеучебные умения и навыки, а также навыки интеллектуального труда как индивидуального, так и коллективного.

Достижению поставленных целей способствует чётко выстроенная система упражнений, которые формируют соответствующие умения и навыки, и система заданий, направленных на развитие интеллекта и творческие способности учащихся.

Ученикам предлагаются не только различные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, которые требуют интеллектуальных усилий, связанные со всеми этими тремя направлениями одновременно.

Современные педагогические технологии, используемые в познавательном процессе способствуют развитию основных мыслительных операций учащихся. Многочисленные исследования доказывают, что учащиеся с интересом выполняют задания, если они излагаются в нетрадиционном варианте.

Опытные педагоги рекомендуют на всех этапах урока по математике использовать различные виды занимательных заданий. Задача педагога – так организовать работу, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учащихся.

Наиболее эффективными технологиями обучения для формирования познавательной активности младших школьников являются следующие:

1. Игровые технологии. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

2. Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи.

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Карандаш стоит 15 руб., шариковая ручка - 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда равна 70 км/ч, а скорость другого – на 10 км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3. Компьютерные технологии.

- математические презентации, применение ЦОР, тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.

4. Технология развития критического мышления.

Приём “Верю-не верю”. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например: Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

«Ромашка вопросов». Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Формирование познавательной активности младших школьников происходит и в процессе их общения как особого вида взаимодействия.

Общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивой познавательной активности.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации