Доклад «Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках математики»
Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках математики
Проблема формирования познавательной активности школьников, со второй половины ХХ века занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. И сегодня, в связи с поставленной перед современным школьным образованием задачей формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая должна не просто уметь усваивать готовую систему знаний, но и быть способна к их творческому переосмыслению, к самостоятельному поиску новых способов получения знаний и их применения в новых жизненных ситуациях, актуальность этой проблемы только усиливается.
Рассмотрим особенности формирования познавательной активности у учащихся начальной школы на уроках математики, обучающихся по программе УМК «Планета Знаний». Цель этой программы - повысить интерес к изучению наук в целом, способствовать развитию логического мышления учащихся, формировать общеучебные умения и навыки, а также навыки интеллектуального труда как индивидуального, так и коллективного.
Достижению поставленных целей способствует чётко выстроенная система упражнений, которые формируют соответствующие умения и навыки, и система заданий, направленных на развитие интеллекта и творческие способности учащихся.
Ученикам предлагаются не только различные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, которые требуют интеллектуальных усилий, связанные со всеми этими тремя направлениями одновременно.
Современные педагогические технологии, используемые в познавательном процессе способствуют развитию основных мыслительных операций учащихся. Многочисленные исследования доказывают, что учащиеся с интересом выполняют задания, если они излагаются в нетрадиционном варианте.
Опытные педагоги рекомендуют на всех этапах урока по математике использовать различные виды занимательных заданий. Задача педагога – так организовать работу, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учащихся.
Наиболее эффективными технологиями обучения для формирования познавательной активности младших школьников являются следующие:
1. Игровые технологии. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
2. Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи.
1. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример. Карандаш стоит 15 руб., шариковая ручка - 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
2. Задачи с недостающими данными.
Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда равна 70 км/ч, а скорость другого – на 10 км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
3. Компьютерные технологии.
- математические презентации, применение ЦОР, тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.
4. Технология развития критического мышления.
Приём “Верю-не верю”. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например: Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
«Ромашка вопросов». Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Формирование познавательной активности младших школьников происходит и в процессе их общения как особого вида взаимодействия.
Общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивой познавательной активности.
При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.