Застенчивость в формировании личности младшего школьника

1
0
Материал опубликован 20 December 2021

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Фатихова Лилия

Аннотация: статья посвящена проблеме застенчивости детей младшего школьного возраста. Рассмотрены причины, которые порождают коммуникативные трудности, типы и признаки застенчивости, из-за которых происходит дискомфорт в общении. Также описаны методы диагностики уровня застенчивости младших школьников и виды практической деятельности, которые помогут преодолеть застенчивость при формировании личности младшего школьника.

Annotation: the article is devoted to the problem of shyness of primary school children. The reasons that give rise to communication difficulties, types and signs of shyness, which cause discomfort in communication, are considered. It also describes methods for diagnosing the level of shyness of younger schoolchildren and types of practical activities that will help overcome shyness in the formation of a younger student's personality

Ключевые слова: застенчивость, молчаливость, неуверенность, низкая самооценка, наследственность.

Актуальность исследования темы строится на том факте, что проблема застенчивости восходит к детству и не дает детям получать удовольствие от общения со сверстниками, заводить приятелей и получать их поддержку. Они стараются быть незаметными, не проявлять инициативу, а главное, из-за различных комплексов не чувствуют себя хорошими людьми.

Но на внешнем уровне застенчивость проявляется в основном в общении. В школе застенчивость может быть причиной многих проблем. На уроках, когда связь базируется не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, ребенок зачастую обязан работать как деятельная сторона. В начальной школе уроки редко прокладываются в форме лекций или письма. Все предметы в той или иной степени подразумевают устные выступления детей, а по гуманитарным предметам это ключевая форма общения педагога с детьми.

Объект исследования: младшие школьники

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности проявления застенчивости в поведении детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности младшего школьника и влияние застенчивости на личность ребенка.

Задачи исследования: раскрыть понятие «застенчивости» и причины ее проявления у младших школьников; изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости; рассмотреть направления коррекционной работы с застенчивыми детьми младшего школьного возраста;

Застенчивость (по-другому робость или стеснение) — это состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. [11, 214]

Необходимо разобрать причины застенчивости:

1)Наследственность. Если же в семье присутствуют стеснительные люди, то вероятнее всего, что ребёнок унаследует это качество.

2)Влияние воспитания. Бывает так, что ребенок может постоянно подвергаться к критике, ему могут всё запрещать, упрекать в чём-то и именно эти факторы могут повлиять на застенчивость.

3)Неспособность идти на контакт. Эта причина возникает из-за того, что не был вовремя развит навык общения и коммуникации

4)Низкая самооценка. Постоянная критика. Особенно со стороны самых близких способствует к потере веры в себя.

5)Социальная тревога. Когда человек боится быть отвергнутым и униженным.

6)Неудачный опыт. Если с человеком произошло какое-то событие, которое очень сильно потрясло его, то он может замкнуться и закрыться в себе.

7)Созданные стереотипы. Ребенок, которого постоянно хвалят, боится совершить неправильный шаг и вследствие этого молчит, не сообщает свою точку зрения. [6, 242]

Существуют и типы застенчивоси. В. Л. Леви и Б.  С. Волков выделили три типа застенчивости:

1) Шизоидно-интровертированная (конституциональная) – она связана с изолированностью человека в группе, избеганием и сокращением общения с людьми.

2) Псевдошизоидная застенчивость – связана с чувством неполноценности человека. Например: заикание, плохое зрение, оригинальное имя и фамилия и так далее. Единственное можно отметить, что рядом с близкими людьми псевдошизоидная застенчивость может и не выражаться. Люди с таким типом стеснительности показывают, что они беззастенчивы.

3) Психастеническая застенчивость – характеризуется отказом от своего мнения ради других и отречением от роли лидера. [2, 511]

Не следует забывать и о поведенческих признаках застенчивости: молчаливость; невозможность зрительного контакта с собеседником; тихий, неуверенный голос; трудности при формулировании мыслей и желаний; скованность в движениях.

Для исследования застенчивости младших школьников есть различные виды диагностики:

Методика «Рисунок несуществующего животного».

Чтобы изучить эмоциональное состояние ребенка, можно использовать проекционную технику «Рисунок несуществующего животного». Исходя из методологии, можно утверждать, что испытуемые обладали эмоциональной нестабильностью, низкой самооценкой, страхом и четкой защитой своего внутреннего мира от агрессивных реакций.

Особое внимание стоит уделить расположению конструкции на листе. Повышение положения изображения на листе свидетельствует о стремлении соответствовать высоким социальным стандартам, стремлении к эмоциональному принятию окружающего. По результатам методики «Рисунок несуществующего животного» отчетливо видна заниженная самооценка и неуверенность ребенка.

Тест «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя, как, по его мнению, оценивают его другие люди и как эти представления соотносятся друг с другом. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповое и индивидуальное. Групповой вариант позволяет быстро определить уровень самооценки. При индивидуальном исследовании самооценки можно выявить причину, сформировавшую ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем при необходимости он начал работать над исправлением трудностей, возникших у детей.

Форма коррекционной работы. Будет лучше использовать групповую форму корректирующей работы, потому что во время групповой работы (совместная игра со сверстниками и взрослыми), моделируя различные ситуации, ребенок постепенно учится тонко думать о другом человеке, который, в свою очередь, имеет сильное влияние. на умственное развитие ребенка. Групповая форма наиболее популярна и эффективна, потому что в группе человек получает не только обратную связь на свои слова и действия, но и множество вариантов решения своей проблемы.

Содержание программы. Рекомендуемый состав группы: 5-7 человек - дети с проблемами (с застенчивостью), принципом гендерной неоднородности, дошкольного возраста (4-7 лет) или младшего школьного возраста (7-10 лет).

Эта программа включает 4 шага:

Шаг 1. Ориентировочный (1 класс).

Шаг 2. Актуализация и объективизация типичных трудностей ребенка (2 урока).

Шаг 3. Конструктивно-формирующий (5 занятий).

Шаг 4. Обобщение и закрепление (2 урока).

Продолжительность урока 45 минут. Периодичность занятий (два раза в неделю).

План реализации программы:

Задача 1 шага: создать и установить эмоциональный контакт, узнать цели работы, установить правила, познакомить детей друг с другом через установление первичных отношений.

Задача 2 этапа: диагностика застенчивости и эмоциональной реакции на негативные эмоции.

Задача 3 этапа: преодолеть застенчивость, повысить самооценку, обрести уверенность в себе.

Задача 4 этапа: закрепление новых впечатлений.

В заключении хочется сказать, что застенчивость - очень распространенная и разнообразная черта личности. Под застенчивостью понимается застенчивость, замкнутость, незащищенность, чувствительность, смущение и аутизм как крайнее проявление застенчивости. Застенчивость — это скрытая личная проблема, которая затрагивает общество в целом. Тип застенчивости разнообразен. Источник - страх перед людьми. Развитие застенчивости во многом зависит от родителей, школы и социального окружения. Практически никто не застрахован от застенчивости. Она может впечатлить многих.

Важно научить детей не сбегать от трудностей, не унывать, спокойно и смело принимать неудачи и ошибки. Важно на ранних этапах становления личности ребенка уметь выявлять недостатки и проблемы, умело их исправлять.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белоусова А. Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости / Автореферат / Основное содержание работы, 2004. – 7 с.

Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 511 с.: ил., табл. – (Библиотека психолога).

Выготский. Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский // - М.: Академия, 2002. – 12 с.

Галигузова. Л. Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. 2010. №5. С. 14-16.

Гаспарова. Е. И. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство «Просвещение». 2011. № 3. С. 11-12.

Гросс. Г. Душевная жизнь ребёнка, 1916. – 242 с.

Гуревич. Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп. 2012. №5. С. 12-16.

Захаров. А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия СПб.: КАРО, 2006. – 672 с.

Зимбардо. Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). СПб: Питер Пресс, 2014. – 256 c.

Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников. 2013. № 2. С. 10-13.

Кленкина. В. Ю., Халявина. О. В. «Застенчивость, как проблема детского возраста», 2012. – 214 c.

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.