Статья «Особенности формирования самооценки младшего школьника»
Особенности формирования самооценки младшего школьника
Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности - учении. Л.И. Божович отмечает, что это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности.
Младший школьный возраст обладает рядом специфических признаков. Эти возрастные особенности обусловлены рамками первого периода обучения. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые необходимы для письма, чтения, рисования, физкультурных занятий, ручного труда и других видов учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания как основы самооценки.
Г.М. Бреслаев указывает, что в этом возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.
Р.С. Немов отмечает, что особенностью детей младшего школьного возраста, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если уже в первом классе ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребёнка, выразиться в занижении уровня самооценки.
Первоначальные представления ребенка младшего школьного возраста о себе, его «Я-концепция» тесно связаны с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к оценкам извне, положительные или отрицательные внешние оценки, накладывают отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки.
Роль школьного оценивания в становлении самооценки учащегося чрезвычайно велика.
Получая внешние оценки, младший школьник испытывает разнообразные чувства: злости, вины, обиды, испуга, радости и др. На что-то он не обращает внимания, что-то с негодованием отвергает, но некоторые из внешних оценок работают и дают свои результаты в формировании личностной самооценки ребёнка. В свете вышесказанного характер формирующейся самооценки ребенка младшего школьного возраста, в немалой степени будет зависеть от деятельности взрослых: родителей и учителей. И.С. Кон отмечает, что данный этап развития и становления личности - решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я - Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку.
Как уже выше отмечалось, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, по сравнению с дошкольным детством изменяется уклад жизни ребёнка, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Становление самооценки младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками) и новых видов деятельности (учебной деятельности). В процессе этого сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
В младшем школьном возрасте активно формируется не только самооценка, но начинает активно проявляться и интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучение в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.
На фоне того, что ведущей деятельностью является учение, доминирующей психической функцией становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Мышление. Первоначальные формы наглядно - действенного мышления появляются в младенческом возрасте. Его основой являются восприятие и действие. Ребенок действует методом проб и ошибок. В раннем возрасте мышление развивается в практической деятельности и из практической деятельности. Ребенок соотносит свои действия с действиями взрослого. В дошкольном возрасте возникают предпосылки перехода к наглядно - образному и словесному мышлению. Ребенок рассуждает, решает задачи, усваивает понятия. Возникает тенденция к обобщению, установлению связей. В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. Появляются логические рассуждения. Ребенок начинает использовать конкретные операции, формируется научное понятие. Происходит развитие основ понятийного или теоретического мышления. В конце младшего школьного возраста проявляется индивидуальное развитие. Среди детей выделяются группы теоретиков или мыслителей, которые легко решают задачи в словесном плане; практиков, которым нужна опора на наглядность и практические действия и художников с ярким образом мышления. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между всеми видами мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентироваться не на внешние признаки и связи объектов, а на внутренние свойства и отношения.
Восприятие. Зрительное сосредоточение совершенствуется в младенческом возрасте. Младенец воспринимает предметы в раннем возрасте, и все психические функции все еще доминируют в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. В младшем школьном возрасте появляется синтезирующее восприятие.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор. Им трудно сосредоточиться на трудном, непонятном материале. Их понимание отличается малой устойчивостью, небольшим объемом. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин. Затруднены распределение внимания, его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Развивается саморегуляция. Дети, контролируя себя в совместной деятельности, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.
Память. В младенческом возрасте первым проявляется узнавание предмета. В раннем возрасте ребенок способен воспроизводить увиденное или услышанное раньше. У младших дошкольников память непроизвольная. В 4 – 5 лет начинает формироваться произвольная память. У младших школьников память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес и они способны произвольно, целенаправленно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей степени обучение строится с опорой на произвольное запоминание. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает достаточно широкий круг рациональных приемов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал – он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью. Мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.
Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но начинает отстаивать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он. Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия.
Становление эмоционально – волевой сферы. В период новорожденности эмоции проявляются в «комплексе оживления». В младшем возрасте появляются удивление, тревожность, расслабление. В 7 – 11 месяцев проявляется страх расставания. В раннем возрасте ребенок эмоционально реагирует только на то, что воспринимает.
Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, появляется эмоциональное предвосхищение, затем эмоциональная регуляция действий. Круг эмоций расширяется. Деятельность становится эмоционально насыщенной. Усвоение норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности проявления эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В формировании произвольных психических процессов младшие школьники лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки. Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается и в младшем школьном, но учащийся находится в других условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика непосредственно зависит этот период развития его личности.
Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы, но только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывается достаточно широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Чёткая формулировка таких норм и правил, общественное поощрение и не менее обязательная и соответственная реакция на нерадивость – важное условие формирования дисциплинированности и организованности младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органичным достоянием личности.
В начале своей школьной жизни, имея внутренние позиции, ребёнок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами учения выступает дом, ответственность, необходимость получения образования, они также осознаются учениками перед определением смысла учебной деятельности. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается мотивация успеха (желание хорошо и правильно выполнять задания, получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и результат учебной деятельности, независимо от внешней оценки). Тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.
В мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведет за собой плохая оценка (недовольство учителя, наказание родителей). У неуспевающих детей существует особая компенсаторная мотивация – это побочная по отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др.
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. С началом школьного обучения в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель. Он- воплощение требований общества и главное «мерило» и «судья» ученика. Такая роль учителя в его жизни связана с тем, что происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, которая «поворачивает» школьника на самого себя, требует рефлексии, оценки того, чем я был и чем стал, отмечает Е.Е. Сапогова. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
По мнению Г.А. Цукерман, проблемы с самоприятием у учителя могут сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми. К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с различными группами участников образовательного процесса.
Н.Ф. Прокин отмечает, что процесс собственно-личностного развития детей под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом: в доступных для детей видах деятельности, в основном учебной деятельности, образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности, формирования её самооценки.
Л.И. Матвеева, изучая развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, подчёркивает мысль, что начальная школа представляет собой переходный период, когда дети соединяют в себе черты дошкольного детства с особенностями ученика. Эти качества уживаются в их поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, в том числе возможностями формирования самооценки, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих качеств, включая способность адекватно оценить свои достижения, своё поведение, закладываются именно в младшем школьном возрасте.
Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей.
Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.
а) Влияние школьной оценки
Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.
Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.
Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.
б) Чувство компетентности
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.
Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.
Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения.
в) Влияние семейного воспитания
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
г) Появление и влияние рефлексии
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.
Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Таким образом, основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:
- предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, то есть требования должны соответствовать личностной программе развития;
- организация учителем индивидуальной и совместной деятельности, которая предполагает значимость общего дела и каждого участника в отдельности;
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Дети сохраняют много детских качеств - легкомыслие, наивность, но они уже начинают утрачивать детскую импульсивность в поведении, у них появляется другая логика мышления, на основе сравнения результатов своей учебной деятельности с результатами одноклассников развивается рефлексия личности, а на её основе личностная самооценка. Эти новообразования позволяют эффективно проводить работу по разным педагогическим направлениям, т. к. младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, к внешним оценкам, особенно со стороны значимых взрослых.
Проблеме формирования самооценки младших школьников уделяют внимание современные практикующие педагоги и учёные.
В работе Е.В. Рябковой («Начальная школа» №7/ 2012) рассматривается формирование самооценки младших школьников в контексте ФГОС. Автор отмечает, что самооценка служит средством психологической защиты младшего школьника.
С.В. Царева («Молодой ученый» №2 (136) январь 2017) проводит исследование самооценки младших школьников различных вариантов обучения (школа, лицей, гимназия). Анализируя данные, полученные в результате обработки методик, автор делает вывод о том, что, независимо от вариантов обучения, школьники в основном правильно оценивают свои возможности.
Э.В. Витушкина («Начальная школа» №4, 2014) описывает роль учителя в формировании самооценки младших школьников. В качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, автор выделяет личностные качества учителя и его профессиональную самооценку.
В работе К.Я. Когут («Уникальные исследования XXI века» №11, 2015) описываются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте. Самооценка личности связана с формированием и становлением человека на всех возрастных этапах. В статье рассматриваются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте, так как самооценка на этом этапе непосредственно связана с оценкой окружающих более широкого социума, чем семья.
В статье И.Ю. Троицкой, Т.Н. Петровой («Молодой ученый» №6 (140), 2017) рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления самооценки у учащихся начальных классов.
А.Т. Фаттулаева («Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», №9, 2009) в статье описывает факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников, новообразования данного возраста. Опыт работы автора показал, что для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Изучение и анализ педагогического опыта показывает достаточно широкое освещение проблемы формирования самооценки младших школьников. Данная тема является актуальной в современных научных исследованиях.
Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки в силу основных новообразований данного возраста. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценки. Педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся при формировании самооценки.