Формирование успешной личности младшего школьника

2
0
Материал опубликован 23 June 2022

«Формирование успешной личности младшего школьника»

Одна из современных проблем образования -   как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть происходящее?    Видеть больше, шире, мыслить разнообразнее, позитивнее, верить в свои силы? Все понимают, что решить данную проблему невозможно без формирования детской успешности.

Психологи давно пришли к выводу, что все успешные люди имеют общие черты:

Успешный человек всегда ищет возможность довести дело до конца, а неуспешый – оправдания своим неудачам.

Успешный человек всегда активно действует, а неуспешный стремится отложить дела на потом.

Успешный человек стремится к большему, пытается приумножить то, чего добился, а неуспешный пускает все на самотек.

Успешная личность не боится взлетов и падений, идет по жизни уверенно и без оглядки на временные трудности. Неуспешный человек сам лишает себя возможности обрести успех, так как боится неудач и ошибок.

Как же обстоит дело с «успешностью младшего школьника»?

Успешность школьника – это результат реальных достижений ученика в различных видах деятельности: учёбе, спорте, творчестве,…и их признание в социуме.

Критерии успешного ученика чётко определены:

Умение учиться

Творческое развитие

Инициативность

Коммуникабельность

Общественная деятельность

Ведение здорового образа жизни

Чтобы помочь ученикам начальной школы чувствовать себя свободно, уверенно, комфортно, проявить свои интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития учителю необходимо:

знать особенности индивидуального развития каждого ребёнка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними;

помогать учащимся формировать необходимые навыки, помогающие успешно обучаться и общаться со сверстниками, родителями, учителями.

Работая над формированием успешной личности младшего школьника, можно выделить несколько направлений:

Изучение личности ребёнка (диагностика…).

Уже в 1 классе на первом собрании можно обратиться к родителям с просьбой написать письмо учителю, рассказав в нём о своём ребёнке, об особенностях, склонностях, любимых занятиях, трудностях в воспитании. Это поможет учителю быстрее узнать ребёнка и, не теряя времени, начать работу по формированию успешной личности. Необходимо систематически проводить различные диагностические методики совместно с психологом по изучению личности учащегося и его положения в детском коллективе.

Создание развивающей среды (проекты,…).

Очень важно, с самого первого урока, создать атмосферу развития всех качеств ребёнка, используя разнообразные формы, методы, технологии. Важно включить каждого ребёнка в деятельность, которая максимально раскроет возможности и перспективы для каждого ученика. Особая роль принадлежит индивидуальным, групповым, классным проектам. Например, в 1 четверти 1 класса можно организовать проекты «Весёлые числа в картинках, стихах, загадках» (математика), «Атлас домашних комнатных растений» (окружающий мир), «Весёлая азбука» (обучение грамоте), «Безопасность на каждый день» и многие другие. Все эти материалы можно передать детям детского сада или в подготовительные классы нашей гимназии.

Моделирование ситуации успеха.

Очень важно, начиная с 1 сентября, каждому первокласснику, даже самому «слабому в обучении» дать возможность чувствовать себя полноправным членом детского коллектива, дать возможность понимать, что он не хуже других детей в классе, не смотря на то, что пока не получается лучше других прочитать текст, составить вопросы по прочитанному, быстро составить математический рассказ,… Для этого можно включать в уроки элементы соревнования. Выбирать на уроке ребят, чья работа заслуживает номинации: «Лучший чтец на уроке», «Лучший ответ на уроке», «Лучшая тетрадь», «Самое интересное сообщение», «Самый полный ответ на уроке», «Самый активный ученик урока» и другие.

Ведение портфолио эффективно работает на формирование успешной личности школьника.

Создание психологического комфорта и оптимизма.

Научить детей быть оптимистами в любой ситуации пригодится ребёнку не только в школьной жизни, но и в дальнейшей взрослой жизни. Важно научить ребёнка относиться к отрицательному результату не как к приговору, а как к дальнейшему действию по преодолению трудностей. Нужно замечать даже самое маленькое продвижение ученика в каком-то деле (например, в диктанте допускал 8-10 ошибок, а теперь 5, читал по слогам, а теперь читает по слогам и целыми словами, в сочинении очень удачно использовал слова из текста в подтверждение своей характеристики главного героя…).

Очень важно начинать день с хороших новостей. Это задаёт хороший тон на весь день. Например, ученица вернулась с соревнований, её можно пригласить рассказать всем ребятам о своих впечатлениях, о результате. Нужно обязательно поздравить с победой, сопровождая словами: «Ты –принесла победу гимназии, нашему классу, своей семье, себе. Мы гордимся тобой и желаем ещё много побед….». Ребята класса участвовали в олимпиаде , сообщили результаты. Утром можно начать день именно с этих хороших новостей и т. д.

Педагогическая поддержка индивидуального развития.

Низкая самооценка, тревожность, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и не позволяют достигать желаемых результатов, поэтому возникает школьная неуспешность. Учитель должен помочь избежать этого. В этом помогают разные формы рефлексии, самооценки (ретроспективная и прогностическая самооценка).

Личный пример педагога.

Ни для кого не секрет, что учитель находится с учениками в образовательном пространстве 4 -5 - 6 часов в день. Даже родители не всегда имеют возможность столько времени проводить с ребёнком. Учитель должен демонстрировать своими действиями, словами свою уверенность, тактичность, открытость,…

Организация занимательного досуга.

Необходимо создать вокруг ученика такое пространство, в котором будет интересно и полезно находиться. Например, постановка спектаклей, подготовка праздников для всей семьи, коллективное посещение театров, музеев, экскурсии на производство, посещение кружков, секций и многое другое.

Закрепление успехов и достижений через их признание.

Любая работа, которая демонстрирует личный рост ученика, должна быть продемонстрирована детскому коллективу. Например, после проверки дневников, в классном уголке должна появиться листовка с указанием фамилий и имён ребят: «Лучшие дневники», после проведения «Недели окружающего мира – «Самые активные участники предметной недели», после проверки учебников – «Самые аккуратные учебники у ребят» и другие.

Не стоит забывать о действиях, которые нельзя допускать ни учителю, ни родителю. В противном случае сформировать успешную личность не удастся.

7 действий , способствующих воспитанию успешной личности

Не оскорблять

Не унижать

Не отражать свои отрицательные эмоции на ребёнке

Не быть безразличным к проблемам ученика

Не отказывать в помощи

Не быть пассивным по отношению к учащимся

Не лгать

Совместная работа с родителями поможет учителю в формировании детской успешности. На родительских собраниях, консультациях обязательно психологическое просвещение родителей, например, советы для взрослых:

Если ребёнка критикуют, он учится ненавидеть, живёт во вражде

Если ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя и окружающих

Если ребёнок растёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Организация совместных мероприятий (праздники, викторины, знакомство с профессиями, совместные с родителями проекты…) придают ученику уверенности, ребята гордятся своими родителями…

Если подвести итоги, можно уверенно сказать, что

Формула развития успешной личности заключается в следующем:

Успех порождает успех. Деятельность приводит к успеху, а успех побуждает к новой деятельности, которая рождает опять новый успех, успех побуждает к деятельности и так дальше.

Начинать день с хороших новостей.

Не скупиться на похвалу и поощрение.

Достижения детей делать достижениями класса.

Формировать позитивную самооценку.

«Если ты потерял состояние, то ты ещё ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то ты потерял всё». (И.В.Гёте)

Одна из главных задач современного учителя - помочь вместе с родителями стать каждому ученику успешной личностью.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.