Публикация «Формирование читательской грамотности — важная ступень в развитии личности младшего школьника»
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ – ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать».
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования. Умеют ли наши дети читать? Для многих ответ на этот вопрос очевиден – да! Читать то, что написано, умеют. А вот читать вдумчиво, находить в тексте важную информацию, оценивать значимость произведения умеют далеко не все. Поэтому, уметь читать и уметь читать грамотно – это не одно и то же.
В нашем современном мире, мире компьютеризации, дети, к сожалению, теряют интерес к чтению. Одна из главных задач обучения в начальной школе – привить любовь к книге, научить детей правильному, выразительному, беглому, осознанному чтению.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаёт особые требования ко всем уровням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Что же такое «читательская грамотность»?
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. Я считаю, что читательская грамотность является ключом к успеху в развитии младших школьников. А что же такое успех в совокупности с читательской грамотностью? Это, прежде всего, способность: способность понимать, размышлять, использовать тексты для того, чтобы расширять свои знания, возможности для участия в социальной жизни.
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
дети имеют низкую скорость чтения;
при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, так как не вчитываются в задания;
обучающиеся не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание.
Для того, чтобы ликвидировать данные проблемы, развитие читательской грамотности должно происходить на всех уроках и во внеурочное время, когда ребёнок встречается с книгой или с любым другим источником информации.
Существует множество приёмов и технологий для развития читательской грамотности. Я хочу выделить наиболее эффективные, на мой взгляд, приёмы работы в рамках современных педагогических технологий.
Из опыта своей работы хочется вспомнить давно забытый прием для развития читательской грамотности, в первую очередь, и творческих способностей – это театрализованные постановки.
В рамках урока литературного чтения, родной литературы есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, повышает мотивацию младшего школьника. Каждый ребенок хочет попробовать себя в какой – либо роли. Но для этого мы ставим задачу – прочитать произведение.
Театрализация - методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита (в чем предполагается активное участие родителей класса). Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы. Инсценирование - создание драматического изменения эпического текста. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия,
Режиссёрский комментарий - создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссёра, размышление о характере героев, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления.
Сценически - игровые упражнения - упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей. В этом году мы показали следующие постановки: «Хитрая лиса», «Возвращение казака в станицу» (в преддверии Дня Победы), инсценировки басен И. Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».
В дальнейшем планируем продолжить эту деятельность. А перед детьми поставлена задача на период летних каникул – прочитать произведения, на основе которых будут создаваться театральные постановки.
Приоритет театрализации в формировании читательской культуры
PPTX / 6 Мб
/data/files/r1622484593.pptx (Приоритет театрализации в формировании читательской культуры)
https://disk.yandex.ru/d/o812MPYOV6j5Vg