12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Ирина Николаевна97
1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мальцева И.Н.,

учитель начальных классов


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1]

Cовременная педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных, но способности можно или развивать, или не доразвивать, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе развить широкий спектр способностей детей может только школа. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности 1 класса.

Ученые и методисты ХХ века: К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3].

По словам педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запаса навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения. [2]

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.

Анализируя психологическую природу творческой личности, Богоявленская Д.Б. подчеркивает, следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество – норма детского развития.

Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребенка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребенка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребенка творческих способностей.

От учителя начальных классов во многом зависит развитие творческих способностей ребенка. Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. При исследовании проблемы развития творческой личности младшего школьника осуществляется изучение класса и каждого ученика в отдельности. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. На первом этапе используется диагностика, с помощью которой модно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Обобщив результаты начальной диагностики, был составлен социальный паспорт класса. Собраны данные о здоровье и физическом развитии младших школьников, выявлены познавательные способности и личностные качества. С этой целью были использованы следующие виды диагностики:

- индивидуальные беседы с учащимися;

- анкетирование родителей на первом родительском собрании;

- посещение некоторых семей на дому;

- изучение уровня воспитанности учащихся;

- изучений уровня школьной тревожности.

Всегда важно знать, как относятся ребята друг к другу, значим ли для них коллектив, в котором они находятся.

Для изучения этой проблемы используется методика социометрии. Результаты социометрии помогли выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии – антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь психолога и поддержка с моей стороны. Так как обучение в школе занимает много жизненного времени, то наличие благоприятного климата, является важным условием развития личности. Особое внимание я обращаю на неудовлетворенность отдельных детей и стараюсь создать здоровую психологическую атмосферу в коллективе. Для этого я применяю различные игровые приемы. Так, например, когда кто-то из детей обижен, расстроен или когда в классе назревает конфликт, мы используем игру «Камушек». Эта игра помогает детям в игровой форме рассказать о своих проблемах. С целью наиболее полного представления детей о своих лучших качествах характера и недостатках, проводим диспут «Расскажи мне о себе», в ходе которого ребята в мягкой форме высказывают мнения о товарищах, предлагая пути решения.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий.

Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

Младшие школьники любят выполнять различные поручения и обычно относятся к этому ответственно. Поэтому я предоставляю ученикам реальную возможность участвовать в самоуправлении. На одном из классных часов, учитывая интересы детей, были проведены выборы самоуправления. Ребята выбрали себе поручения и с удовольствием выполняют работу своего сектора.

Подготовка к мероприятию в нашем классе проводится по схеме: создание творческой группы, определение целей и задач, ярмарка идей, написание сценария, репетиционный период, проведение мероприятия, анализ мероприятия, выявление проблем и путей их решения. Готовясь к празднику, к конкурсу, дети больше времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех мероприятия, они чувствуют ответственность за свои действия. Может поэтому наш класс всегда занимает в общешкольных конкурсах первые места. Это стимулирует ребят и впредь быть такими же целеустремленными и активными.

В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ярче и вносит в нее разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельности, способствует волевой мобилизации ребенка.

Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:

- вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;

- учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действий;

- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.

Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения. Движений ребят, снятию их сценического волнения.

Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.

Для развития творческих способностей предлагаю детям следующие задания:

Упражнения на напряжение мышц:

- «рубить дрова»;

- нести «тяжелый» чемодан;

- дотянуться до высокого висячего яблока.

Упражнение на расслабление мышц:

- «заснуть» на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.

Упражнение на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо и обыгрывать его.

Работа над ролью строится следующим образом:

Знакомство с инсценировкой: о чем она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?

Распределение ролей.

Составление словесного портрета героя.

Анализ поступков героя.

Работа над текстом: почему так говорят? О чем он в этот момент думает?

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация

Подготовка театрального костюма [3].

Но воспитание личности в школе будет неполным, если не найдет продолжения в семье, ведь именно там ребенок проводит большую часть времени. Как следствие, кроме работы с учащимися, большое внимание уделяю работе с родителями. Огромное значение здесь имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями ведется мною в четырех направлениях:

Изучение семьи.

Работа этого направления заключается в исследовании каждой семьи и составлении базы данных. Также работа этого направления предусматривает посещение семьи на дому.

Консультирование родителей.

Это индивидуальная работа с каждой семьей. Не всегда можно обсуждать проблемы ребенка в присутствии посторонних, поэтому такая форма работы необходима, позволяет не просто поговорить откровенно о проблемах, но и выяснить причины этих проблем, наметить пути их решения.

Просвещение и обучение родителей.

Работа этого направления заключается в проведении тематических родительских собраний, на которые приглашаются психолог, логопед, медицинский работник.

Совместная деятельность

Работая в этом направлении, я планирую и провожу различные совместные мероприятия: походы в лес, праздники, совместные родительские собрания.

Мои принципы общения с родителями:

- Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть тактичной.

Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения и воспитания.

- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.

Таким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребенок, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но и организует ее так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребенка требовали от него творческих решений. От этого, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесется к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Список литературы

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М, Просвещение, 210.-223 с.

festival@1september.ru

Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. М, Просвещение. 1999. – 80 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.