12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Засухина Анна Петровна59
1

Статья «Информационная компетенция младшего школьника как средство развития личности»

Засухина А.П.

 

Информационная компетенция младшего школьника как средство развития личности

 

Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется новое информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. В нашей стране в связи с произошедшими изменениями в системе образования происходит пересмотр минимальных требований к качествам знаний, умений, способностей, а также личностным характеристикам. Перемены требуют усовершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих различные потребности и интересы общества.

Значительный интерес в нынешнем начальном образовании представляет характеристика современных детей, выросших в изменившейся социальной ситуации. Исследователи-педагоги подчеркивают, что резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, новые источники получения информации, различные дистанционные формы обучения и др. [1, с.35].

В связи с этим возросла роль некоторых качеств личности, таких как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые области знаний, умение самостоятельно добывать полезную информацию и применять ее в этой или иной ситуации. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

К наиболее значимым компетенциям личности, необходимым для благоприятного существования в современном мире, специалисты относят лингвистическую, коммуникативную и информационную [4, с.115]. Остановимся более подробно на информационной компетенции.

Термин «информационная компетенция» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [3]. С этим термином тесно связаны понятия «информационная грамотность» и «информационная культура».

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетенции и включает «совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений» [2, с.96].

«Информационная культура» - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [2, с.99].

В новом образовательном стандарте информационная грамотность рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования [3].

Вопрос применения информационных технологий в сфере начального образования в последнее время вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение названной проблемы внесли российские и зарубежные ученые: О.И. Огапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко и др. Исследователи подчеркивают, что их применение позволяет решать специальные практические задачи, которые обозначены в программах.

В заключении нельзя не подчеркнуть , что потребностью сегодняшнего дня является умение каждого учителя подготовить и провести урок с использованием ИКТ, учебных платформ, что помогает сделать урок более ярким и увлекательным, позволяет детям погрузиться в живой мир, увидеть его своими глазами.

 

Литература.

 

Захарова Н.И. Внедрение информационныхтехнологий в учебный процесс//Начальная школа.-2008.-№1.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе / Е.С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.,2010.

Хуторской А.В. Современная дидактика/ А.В.Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007.-639с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.