Доклад «Формирование творческой компетентности личности через реализацию программы "Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
села Саблинского Александровского района Ставропольского края
Формирование творческой компетентности личности
через реализацию программы
«Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия»
Из опыта работы
на учебном - опытном участке учителя биологии: Дудаевой О.Н.
Основная цель программы: воспитание потребности в трудовой деятельности, развитие трудовых навыков; гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды. Реализовать это можно с помощью экологической культуры, которая представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу. В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.
И такие уроки следует проводить на учебном опытном участке, в форме экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся. Работа эта сложная, включает несколько этапов.
1 этап- Изучение и инвентаризация видов растений.
На нашем участке произрастают разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений. Имеется фруктовый сад (слива, абрикос, вишня, груша, алыча). На основе инвентаризации для учащихся 2-7 классов создается экологическая тропа, где дети в осеннее - зимний период знакомятся с особенностями произрастания деревьев и кустарников, их биологией и значением в жизни человека. А с весны и в период летней практики- с многообразием травянистых растений, с выращиванием овощных культур, агротехникой, ставят простые опыты, ведут наблюдения за фазами развития.
2этап - Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами (6- 7 классы).
Накопленный в процессе экскурсий по экологической тропе материал о многообразии видов растений пришкольного участка используется на уроках биологии в 6-11 классах и экологическом кружке «Исследователи природы» (входят дети одаренные, любители живой природы, юные экологи, ведущие простые исследования и составляющие проекты, а затем выступают на конкурсах, олимпиадах и конференциях по экологии и биологии, защищая честь школы, класса). Здесь дети учатся изготавливать гербарий своими руками, который затем используется на уроках биологии в 6 классе при изучении таких тем, как:
«Общее знакомство с растениями», «Органы цветковых растений», «Основные отделы царства растений», «Царство грибов и лишайников», где учащиеся выполняют определенные лабораторные работы.
3 этап- Развитие умения проведения наблюдений у семиклассников.
При прохождении программы на уроках в 7 классе используются данные о многообразии видов и наблюдении за животными. Так, при изучении беспозвоночных животных обращается внимание на почву как сложное сообщество. Для этого целесообразно проводить несложные опыты, но, к сожалению, в целях экономии времени на уроке это невозможно, а вот на занятиях кружка мы проводили некоторые, дети с большим интересом изучали структуры почв, влияние минерального питания, рассматривали слои почвы (подстилку, верхний и глубокие слои почвы). При изучении Класса Птиц используются наблюдения, проводившиеся в5-6 классах. Опираясь на их данные, можно сделать вывод о значении птиц в природе как регулятора численности насекомых, о влиянии антропогенного фактора на жизнь птиц. У нас каждый год в школе проходят акции в защиту природы, праздник птиц, «Посади дерево», «Чистый класс, улица», где дети с большим удовольствием принимают участие в акциях, готовят мероприятия, презентации, устные журналы, распространяют листовки- призывы о сохранении и благополучии своего села.
Возможности использования пришкольного участка
на уроках 8-9 классах.
В 8 классе при изучении анатомии и биологии человека уместно вспомнить о лекарственных свойствах травянистых растений. Темы: Дыхательная система (сухой кашель, применяют полынь), Кожа (бронхиальная астма, применяют подорожник, клевер, листья сирени), при экземе (корень лопуха), раны (пастушья сумка, полынь), Сердечно - сосудистая система (гипертония - ромашку, зверобой, березовые почки, подорожник и т.д.), Пищеварительная система - гастрит- тысячелистник, полынь, чистотел, корни лопуха, при зубной боли используют корень подорожника, при заболеваниях поджелудочной железы - отвар полыни горькой.
В 9 классе при изучении эволюционной теории Ч.Дарвина также можно использовать знания о многообразии видов пришкольного участка. Изучение эволюционной теории начинается со знакомства с многообразием видов. По теме «Критерии вида» использовать наблюдения за воробьями. Можно дать задания отдельным группам учащихся по описанию совокупности признаков отдельных видов деревьев, кустарников, чтобы подвести их к формированию понятия критерии вида. Лабораторную работу об интенсивности размножения особей в популяции также провести на участке (на примере одуванчика). По заданию:
1.Рассмотрите семянку корзинки одуванчика, отметьте особенности строения.
2.Разделите все семянки на 4 равные части. Подсчитайте. В одной из четвертей определите общее число семянок.
3.Подсчитайте, сколько семян дает второе поколение этой особи, при условии выживания всех зародышей.
4. Ответьте на вопросы:
-Какими возможностями размножения обладают популяции видов
- Как объяснить, что мы не наблюдаем заселения нашей планеты потомками, какого- либо одного вида?
Лабораторную работу об индивидуальной изменчивости особей в популяциях можно использовать виды травянистых растений.
Рассмотрите 3-4 растения, выясните, какие морфологические признаки варьируют.
Результаты оформить в виде таблицы.
№ особи | Общая длина | Ветвистость стеблей | Число листьев | Длина корня | Иные различия |
| | | | | |
| | | | | |
Урок по теме «Естественный отбор», «Результат эволюции, относительный характер приспособленности» также можно провести на участке, где дети по заданиям учителя работают над вопросами, типа: Описать приспособленность любого вида растения, предложить гипотезу такого приспособления, показать относительный характер данной приспособленности.
Таким образом, пришкольный участок играет большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса, дети проявляют коммуникативные качества при общении с природой, друг с другом, развивается чувство ответственности, коллективизма, любви к родному селу, краю. Также формируется творческая компетентность каждого ученика. Ведь мы должны растить патриотов своей малой родины. И не забывать об этом, это важно.