Доклад «Формирование творческой компетентности личности через реализацию программы "Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия"»

1
0
Материал опубликован 2 November 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

села Саблинского Александровского района Ставропольского края











Формирование творческой компетентности личности

через реализацию программы

«Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия»













Из опыта работы

на учебном - опытном участке учителя биологии: Дудаевой О.Н.

















Основная цель программы: воспитание потребности в трудовой деятельности, развитие трудовых навыков; гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды. Реализовать это можно с помощью экологической культуры, которая представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу. В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.

И такие уроки следует проводить на учебном опытном участке, в форме экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся. Работа эта сложная, включает несколько этапов.

1 этап- Изучение и инвентаризация видов растений.

На нашем участке произрастают разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений. Имеется фруктовый сад (слива, абрикос, вишня, груша, алыча). На основе инвентаризации для учащихся 2-7 классов создается экологическая тропа, где дети в осеннее - зимний период знакомятся с особенностями произрастания деревьев и кустарников, их биологией и значением в жизни человека. А с весны и в период летней практики- с многообразием травянистых растений, с выращиванием овощных культур, агротехникой, ставят простые опыты, ведут наблюдения за фазами развития.

2этап - Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами (6- 7 классы).

Накопленный в процессе экскурсий по экологической тропе материал о многообразии видов растений пришкольного участка используется на уроках биологии в 6-11 классах и экологическом кружке «Исследователи природы» (входят дети одаренные, любители живой природы, юные экологи, ведущие простые исследования и составляющие проекты, а затем выступают на конкурсах, олимпиадах и конференциях по экологии и биологии, защищая честь школы, класса). Здесь дети учатся изготавливать гербарий своими руками, который затем используется на уроках биологии в 6 классе при изучении таких тем, как:

«Общее знакомство с растениями», «Органы цветковых растений», «Основные отделы царства растений», «Царство грибов и лишайников», где учащиеся выполняют определенные лабораторные работы.


3 этап- Развитие умения проведения наблюдений у семиклассников.

При прохождении программы на уроках в 7 классе используются данные о многообразии видов и наблюдении за животными. Так, при изучении беспозвоночных животных обращается внимание на почву как сложное сообщество. Для этого целесообразно проводить несложные опыты, но, к сожалению, в целях экономии времени на уроке это невозможно, а вот на занятиях кружка мы проводили некоторые, дети с большим интересом изучали структуры почв, влияние минерального питания, рассматривали слои почвы (подстилку, верхний и глубокие слои почвы). При изучении Класса Птиц используются наблюдения, проводившиеся в5-6 классах. Опираясь на их данные, можно сделать вывод о значении птиц в природе как регулятора численности насекомых, о влиянии антропогенного фактора на жизнь птиц. У нас каждый год в школе проходят акции в защиту природы, праздник птиц, «Посади дерево», «Чистый класс, улица», где дети с большим удовольствием принимают участие в акциях, готовят мероприятия, презентации, устные журналы, распространяют листовки- призывы о сохранении и благополучии своего села.

Возможности использования пришкольного участка

на уроках 8-9 классах.

В 8 классе при изучении анатомии и биологии человека уместно вспомнить о лекарственных свойствах травянистых растений. Темы: Дыхательная система (сухой кашель, применяют полынь), Кожа (бронхиальная астма, применяют подорожник, клевер, листья сирени), при экземе (корень лопуха), раны (пастушья сумка, полынь), Сердечно - сосудистая система (гипертония - ромашку, зверобой, березовые почки, подорожник и т.д.), Пищеварительная система - гастрит- тысячелистник, полынь, чистотел, корни лопуха, при зубной боли используют корень подорожника, при заболеваниях поджелудочной железы - отвар полыни горькой.

В 9 классе при изучении эволюционной теории Ч.Дарвина также можно использовать знания о многообразии видов пришкольного участка. Изучение эволюционной теории начинается со знакомства с многообразием видов. По теме «Критерии вида» использовать наблюдения за воробьями. Можно дать задания отдельным группам учащихся по описанию совокупности признаков отдельных видов деревьев, кустарников, чтобы подвести их к формированию понятия критерии вида. Лабораторную работу об интенсивности размножения особей в популяции также провести на участке (на примере одуванчика). По заданию:

1.Рассмотрите семянку корзинки одуванчика, отметьте особенности строения.

2.Разделите все семянки на 4 равные части. Подсчитайте. В одной из четвертей определите общее число семянок.

3.Подсчитайте, сколько семян дает второе поколение этой особи, при условии выживания всех зародышей.

4. Ответьте на вопросы:

-Какими возможностями размножения обладают популяции видов

- Как объяснить, что мы не наблюдаем заселения нашей планеты потомками, какого- либо одного вида?

Лабораторную работу об индивидуальной изменчивости особей в популяциях можно использовать виды травянистых растений.

Рассмотрите 3-4 растения, выясните, какие морфологические признаки варьируют.


Результаты оформить в виде таблицы.


особи

Общая длина

Ветвистость стеблей

Число листьев

Длина корня

Иные различия














Урок по теме «Естественный отбор», «Результат эволюции, относительный характер приспособленности» также можно провести на участке, где дети по заданиям учителя работают над вопросами, типа: Описать приспособленность любого вида растения, предложить гипотезу такого приспособления, показать относительный характер данной приспособленности.

Таким образом, пришкольный участок играет большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса, дети проявляют коммуникативные качества при общении с природой, друг с другом, развивается чувство ответственности, коллективизма, любви к родному селу, краю. Также формируется творческая компетентность каждого ученика. Ведь мы должны растить патриотов своей малой родины. И не забывать об этом, это важно.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.