Статья «Формирование творческой личности учащегося через реализацию программы технической направленности»

2
0
Материал опубликован 18 December 2022



Платонова Елена Александровна


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МЕДИАМИР»


Центр внешкольной работы «Эврика» - структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Николая Степановича Доровского с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области.


В современных условиях развития цифровых технологий, их распространенности и доступности, медиатворчество имеет перспективную значимость не только в дополнительном образовании, но и в профессиональной ориентации. Получаемые знания учащихся несут не только узкую предметно-ориентированную направленность, но и универсальны в художественно-эстетической области, информационно-компьютерных технологиях.

Представляю опыт работы детской студии «Зазеркалье» на базе ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск. Учащиеся студии занимаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Медиамир». Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиамир» технической направленности, включает в себя 3 тематических модуля. Программа имеет общекультурный характер и направлена на овладение начальными знаниями в области фотографии, мультипликации, видео. В данной программе взяты основы теоретического и практического обучения, по направлениям фото и видеотворчества и адаптированы под возрастные особенности школьников в зависимости от уровня освоения программы. В ходе освоения программы учащиеся знакомятся с процессом создания мультфильмов в разных техниках, видеофильмов, пробуют себя в качестве операторов, режиссеров, художников, сценаристов, занимаются видеомонтажом. Фото и видеотворчество всегда востребовано среди учащихся, поскольку предоставляет много места для проявления личных способностей и творчества. Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого.

Форма организации деятельности – студия. Это ещё и среда общения и совместной деятельности. Профиль деятельности студии принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (экранные технологии). Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.

Занятия в студии «Зазеркалье» реализуются с использованием проектов, игровых методик, форм и методов творческой деятельности. Активность обучающихся объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а активность и инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Ребята на занятиях нашей студии занимаются медиатворчеством.

Младшие рисуют сыпучими материалами, дети с 8 лет учатся создавать мультфильмы в технике перекладки, пластилиновые мультфильмы. Чаще всего это небольшие тематические мультики и самые любимые темы – это про животных. Сюжеты дети придумывают сами, сначала обсуждаем тему, далее выслушиваем все предложения, обсуждаем. Далее ребята делятся на малые группы (в зависимости от интереса к сюжету), внутри группы распределяются обязанности, но чаще всего младшие ребята меняют вид деятельности. Кто-то снимает, кто-то рисует, кто-то лепит. Ведь анимация, как вид экранного искусства, дает детям возможность разбудить творчество. Даже в самом коротком мультфильме используются и слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, творческой активности, а также исследовательской, в результате которой дети получают новые знания.

Ребята с 11 лет занимаются фотографией и экранным творчеством, приобретая навыки фото и видеосъёмки, обработки, монтажа и оформления отснятого материала. На занятиях создаются ситуации, в которых обучающиеся самостоятельно ведут поиск интересующей информации в библиотеке, в интернете и т. д. Обсуждая тему будущего сюжета, ребята спорят, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения, свой взгляд, имеют право выбирать самостоятельно посильные задания.

Организация деятельности студии «Зазеркалье» предполагает и основывается на работе в команде – съемочной группе (сценарист – режиссер – оператор – монтажер). Несколько раз мы участвовали в Региональном этапе Дельфийских игр в номинации тележурналистика. На заданную тему за определенный отрезок времени ребятам необходимо было снять безмонтажный репортаж. И они прекрасно справились.

За время обучения все учащиеся объединения попробуют себя в различных творческих ситуациях. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждому члену команды друг другу.

В объединении существует некая преемственность, наставничество. Ребята, которые уже не первый год в объединении помогают тем, которые только пришли в объединение.  Развивая в ребенке творчество, важно понимать, что он многое воспринимает и видит не так, как взрослый человек, а по-своему, иначе. Поэтому, в процессе обучения и творческого воспитания необходимо исходить от задатков ребенка и потребностей в развитии его внутреннего мира. Дети младшего возраста охотно включаются в выполнение функций корреспондента, осваивают другие сферы медитворчества (графика, живопись, stop-motion, анимация, музыка, видео). Все происходит естественно и непринужденно, очень часто в процессе игры, где для ребенка важна самостоятельность, самопознание мира и его отражение в многочисленных медийных жанрах и видах деятельности.

Работа над созданием видеосюжетов, позволяет проявить себя индивидуально или в группе. И, участвуя в фестивалях и конкурсах разного уровня, публично показать результаты своей работы.

Мы участвовали в международном фестивале кинопритч «Мы сами снимаем кино», Всероссийском фестивале детского анимационного творчества «Чудо-остров», международном фестивале аудиовизуального творчества «Магический экран», неоднократно были лауреатами регионального этапа Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского кинофототворчества «Волшебный луч» и др.

Выезжая на фестивали и профильные смены, дети встречаются с профессиональными журналистами, тележурналистами, а также специалистами кино и телевидения. В течение года некоторые дети участвуют в конкурсах авторских фотовыставках.

На занятиях созданы все условия для развития личности ребенка, способного к успешной самореализации, развития творческих способностей, адаптации детей к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, воспитание гражданственности и любви к Родине.

Основным результатом сформированности творческих способностей учащихся является не только усвоение программного материала, но и результативное участие в творческой деятельности.

Работа по усвоению программного материала, участие в выставках и конкурсах различного уровня, начиная с районного и заканчивая международным, стимулирует детей на дальнейшее развитие, мотивирует их к повышению активности и саморазвитию, способствует повышению мастерства и уровня технических навыков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации