Доклад «Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»

6
0
Материал опубликован 7 June

 

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения с введением федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает одно из 5 образовательных направлений - «Речевое развитие», где ставится задача - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, являющимся обязательным условием успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Таким образом, прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования. Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.

Давайте обратим внимание на высказывание известного педагога К. Д. Ушинского «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова» и психолога Д. Б. Эльконина «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». В настоящее время наиболее распространенным методом обучения грамоте на этапе дошкольного и начальной ступени школьного образования является звуковой аналитико-синтетический метод.

Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский. В дальнейшем систему аналитико-синтетического метода разрабатывал коллектив ученых Я.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В.Дуровой, Д.Н. Невской. В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте является развивающим, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

Готовность кобучению грамоте дошкольников включает в себя сформированность и развитие необходимых компонентов:

общая и мелкая моторика;

координация движений;

пространственно-временные представления;

чувство ритма;

зрительно-пространственные представления;

сформированность фонематической системы:

-фонематическое восприятие;

-фонематическое представление;

-фонематический анализ и синтез.

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Если проанализировать таблицу 1– мы можем сделать вывод, что уровень речевого развития детей с ОНР отстает по всем разделам и проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Готовность детей старшего возраста к обучению грамоте

Таблица 1

Раздел

Дети с речевой нормой

Дети с ОНР

Строение артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата без особенностей.

Строение артикуляционного аппарата с отклонениями.

Моторика артикуляционного аппарата, состояние мимической мускулатуры

Моторика артикуляционного аппарата, состояние мимической мускулатуры

Ограничение подвижности губ, языка. Нарушен тонус мышц

Фонетическая сторона речи

а) просодика

б) звукопроизношение

Просодическая сторона речи без отклонений.

Просодическая сторона речи нарушена. Нарушено звукопроизношение

 

Фонематические представления

Фонематические представления

сформированы в соответствии с возрастом:

-умеет выделять звуки в словах;

- подбирает слова на определённые звуки, выбирает картинки;

-различает слова, отличающиеся одним звуком

Фонематические представления сформированы недостаточно.

Затрудняется в опознании звука

а) среди других звуков,

б) в слогах, в) в словах,

Затрудняется в выделении первого и последнего звука в слове. Не может назвать слово с заданным звуком

 

 

Слоговая структура слов

Владеет произношением слов различной слоговой структуры.

Слоговая структура слов нарушена. Отмечается перестановка звуков и слогов, добавление звуков при стечении согласных, упрощение слоговой

структуры

 

 

Словарь

Словарный запас соответствует возрастной норме.

Словарный запас ограничен. Не знает обобщённых названий основных тематических групп; Затрудняется в подборе слов, обозначающих признаки предметов, действия. Не знает

названий детёнышей животных.

Грамматический строй

Соответствует возрастной норме

Грамматический строй

сформирован недостаточно

 

 

Фразовая речь

Соответствует возрасту: фраза достаточно развёрнута, пользуется сложными грамматическими

конструкциями.

Речь носит ситуативный характер, употребляет неполные предложения.

Прежде чем приступить к обучению детей с ОНР грамоте, необходима предварительная логопедическая работа, которая имеет следующие направления:

t1702898542aa.jpgРазвитие фонематического восприятия.

t1702898542ab.png

Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. (рис 1)

Рисунок 1. «Звуки и предметы вокруг нас»

t1702898542ad.png

Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например: ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например: пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук,а также графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

В своей практике при подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте решаю следующие задачи:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте разделяю на несколько этапов:

1. Подготовительный этап обучения (старшая группа)

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)

Задачи этапа:

формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы));

правильное произношение всех звуков родного языка;

развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука). Более подробно на подготовительном этапе уделяю внимание таким задачам как:

Узнавание неречевых звуков, звуков речи.

Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз.

Различение слов, близких по звучанию.

Дифференциация фонем и слогов.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематического восприятия.

Определение первого и последнего звука в словах

Различение слов-паронимов (зайка-сайка, дом-том т.д.)

Для решения поставленных задач использую следующие игры (рис2), методы, приёмы, способствующие усвоению задач подготовительного этапа.

Игра «Гусеница» (рис.3) цель: определять 1 и последний звук, развитие фонематического слуха,«Звуковая линейка». На добуквенном этапе при обучении грамоте необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. В этом нам помогает «Звуковая линейка», которая является профилактикой пропуска букв в дальнейшем в школе.«Звуковая птичка/мышка/рыбка»: ее носик – первый звук в слове, хвостик – последний, крылышки и тело – все звуки в середине слова. Ребенок определяет местоположение звука и показывает соответствующую часть карточки.

Рисунок 2 Игры на развитие элементарных навыков звукового анализа

«Звуковой домик» Цель: определение позиции звука в слове

t1702898542af.jpgt1702898542ag.jpgt1702898542ah.gifРисунок 3. Пособие «Гусеница»

Затем знакомлю детей с гласными звуками – их обозначением, характеристикой, артикуляцией. В этом мне помогают Звуковички (рис 4). Звуковичок - хранитель звуков. Красные Звуковички – хранители гласных звуков. Синие и зелёный Звуковички – это согласные звуки (твёрдые и мягкие). Дети запоминают цвет, артикуляцию, дают характеристику, запоминают положение губ через звука в словах, двигательные упражнения, закрепляют навык выделения

 

t1702898542ai.png

В этом мне помогают следующие игры: Игра «Подарки для Звуковичков» (рис.5).

Рисунок 5. Игра «Подарки для Звуковичков»

Рисунок 4. Звуковички

Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове. Затем, убирая картинки можно проиграть в грамматические игры: «Чего не стало?» «Скажи ласково» «Один много».

 

t1702898542am.gif
Рисунок6. Систематизированные игры, задания, упражнения в пособие

«Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)»

Мною систематизированы в альбом «Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)» (рис.6) игры и упражнения многих авторов в качестве наглядного рабочего материала. С помощью этого альбома можно распечатать необходимый материал для занятия. В этом возрасте моей главной задачей является формирование у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомню, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем;

Рисунок 7 Звуковой разбор слова(начало года)

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, м  ягкий).

t1702898542aq.png

Для решения этих задач я использую такие приемы как «Живые звуки» «Выложи звуковую схему слова» ,

Рисунок 8. «Подбери картинку к звуковой схеме».«Подбери картинку к звуковой схеме» (рис.8).

Детям очень нравится превращаться в звуки и выстраиваться по порядку. Можно давать разные варианты этих игр: звуки перепутались, звук потерялся. На примере «Живых звуков» дети начинают понимать, чтобы получилось слово, звуки должны «дружить» - отсюда начинают складываться первые представления о части слова - слоге, слоговом строении слова. Это имеет важное место в подготовке детей к обучению грамоте, т.к. первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения.

Этап 2. Основной этап обучения (подготовительная группа)

Цель: этапа формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

формирование понятий о том, что буква – «домик» звука;

развитие звукобуквенного анализа слова;

овладение механизмом чтения;

формирование первоначальных навыков письма.

В начале основного этапа повторяю, закрепляю с детьми усвоенные знания на подготовительном этапе. Здесь я опираюсь не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагаю детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове, упражнение «Замочки» - зажимать кулачки на гласный звук, прошагивание слов, подбор слов с заданным слогом, дополнение слога до полного слова, «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, игра «Соедини картинку со слоговой схемой», «Телеграф»).

Знакомлю детей со знаковой системой языка (буквами) (рис.9). Использую пособие «Мягкие буквы» (рис. 10)

t1702898542as.pngt1702898542at.gift1702898542au.png

В начале для звуко-буквенного анализа предлагаю двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Затем предлагаю слова из 3-5 слогов (машина, утка, т.д.). В дальнейшем дети легко усваивают правила чтения. В конце года им посильны тексы, которые могут пересказать и ответить на вопросы (рис. 11-12)

t1702898542aw.pngt1702898542ax.gif

Рисунок 11. Тексты для чтения (начало года)

 

 

t1702898542ay.png

Рисунок 12

Также мною систематизированы игры и задания для практического применения на занятиях в подготовительной к школе группе. (рис. 13-18)

 

t1702898542ba.png

Рисунок 13 Систематизированный практический материал для работы на занятиях

и рабочая тетрадь воспитанника

t1702898542bc.pngt1702898542be.pngРисунок 14. Пример рабочей тетради воспитанникаt1702898542bf.pngРисунок 15 ,16,17 Кроссворды для понимания, прочитанного и выработки скорочтения (конец года)

 

t1702898542bi.png

 

t1702898542bj.png

t1702898542bk.png

Рисунок 18. Звуковые ребусы по лексическим темам

моторика – тонких движений пальцев рук. Начинается работа со второго полугодия в старшей группе и продолжается в подготовительной к школе группе.

Учитывая, что письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки я провожу упражнения по овладению детьми пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. Учу воспитанников воспринимать в строке тетради различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв. Дети с удовольствием выполняют упражнения: обводят внешний контур предметов (солнышко, домик и пр), выполняют штриховку, закрашивание внутреннего контура предмета, знакомятся с понятием «строка» т.е. обучаются элементарным графическим умениям. Далее знакомлю детей с конфигурацией букв, с тем, что существуют буквы печатные и рукописные, большие и маленькие, написанию печатных букв, особенное значение придаю сочетанию темпа и ритма речи с движениями глаз и рук. Для этого применяю игры, задания, упражнения многих авторов и собранных в один сборник «Развивающие упражнения. Лексика. Грамматика. Грамота. Мелкая моторика.», которые помогают в организации занятий с детьми с ОНР.

 

t1702898542bn.jpgt1702898542bo.png

Задания из тетради (рис.19)

Рисунок 19 Примеры задания из сборника «Развивающие упражнения»

 

 

t1702898542bq.png

t1702898542br.png

Закрепляю правила письма – посадка, положение рук, карандаша, тетради

Выполнение графических заданий на разных этапах направлено на профилактику дислексии и дисграфии. В этом мне помогают авторские пособия Натальи Чистоклетовой (рис. 20-24)

t1702898542bs.pngt1702898542bt.pngРисунок 20 Пособия Натальи Чистоклетовой

Рисунок 21. Упражнение Найди звук, букву в слове

 

t1702898542bw.png

t1702898542bx.pngРисунок 22. Найди место звука/буквы в слове


t1702898542cc.pngt1702898542cd.png

 

Рисунок 24 Графический диктант и самодиктант

Рисунок 25 Закрась все клетки с буквой

Рисунок 23. Изучаем и закрепляем направления

Данный опыт был предоставлен мною на городском методическом объединении педагогам, работающих в группах общеобразвивающей направленности 14. 02. 2019 года

 

t1702898542ce.jpg

 

t1702898542cf.jpg

Рисунок 26 Слушатели и участники методического объединения 14.02.19

А также в рамках городского педагогического фестиваля

 

t1702898542ch.jpg«Содружество - 2019», 29.03.19.

t1702898542ci.jpg

t1702898542cj.jpg

Рисунок 27. Выступление в рамках городского педагогического фестиваля «Содружество- 1019»

Как обобщение практической работы, в качестве раздаточного материала, мною разработан буклет-памятка для педагогов «Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слова»

 

t1702898542cl.png

 

t1702898542cm.png

Считаю, что данный практический материал и опыт может быть использован в практике других педагогов или образовательных организаций не только в группах комбинированной направленности с детьми с ОНР, но и педагогами в группах общеразвивающей направленности. Итак, такое обучение, которое проходит поэтапно, от простого к сложному, с учетом возрастных возможностей, в доступном виде деятельности - в игре способствует эффективной коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию звуковой аналитико-синтетической активности и готовности к освоению грамоты в школе.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации