Доклад «Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения с введением федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает одно из 5 образовательных направлений - «Речевое развитие», где ставится задача - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, являющимся обязательным условием успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Таким образом, прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования. Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.
Давайте обратим внимание на высказывание известного педагога К. Д. Ушинского «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова» и психолога Д. Б. Эльконина «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». В настоящее время наиболее распространенным методом обучения грамоте на этапе дошкольного и начальной ступени школьного образования является звуковой аналитико-синтетический метод.
Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский. В дальнейшем систему аналитико-синтетического метода разрабатывал коллектив ученых Я.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В.Дуровой, Д.Н. Невской. В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б. Аналитико-синтетический метод обучения грамоте является развивающим, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.
Готовность кобучению грамоте дошкольников включает в себя сформированность и развитие необходимых компонентов:
общая и мелкая моторика;
координация движений;
пространственно-временные представления;
чувство ритма;
зрительно-пространственные представления;
сформированность фонематической системы:
-фонематическое восприятие;
-фонематическое представление;
-фонематический анализ и синтез.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Если проанализировать таблицу 1– мы можем сделать вывод, что уровень речевого развития детей с ОНР отстает по всем разделам и проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.
Готовность детей старшего возраста к обучению грамоте
Таблица 1
Раздел |
Дети с речевой нормой |
Дети с ОНР |
Строение артикуляционного аппарата |
Строение артикуляционного аппарата без особенностей. |
Строение артикуляционного аппарата с отклонениями. |
Моторика артикуляционного аппарата, состояние мимической мускулатуры |
Моторика артикуляционного аппарата, состояние мимической мускулатуры |
Ограничение подвижности губ, языка. Нарушен тонус мышц |
Фонетическая сторона речи а) просодика б) звукопроизношение |
Просодическая сторона речи без отклонений. |
Просодическая сторона речи нарушена. Нарушено звукопроизношение |
Фонематические представления |
Фонематические представления сформированы в соответствии с возрастом: -умеет выделять звуки в словах; - подбирает слова на определённые звуки, выбирает картинки; -различает слова, отличающиеся одним звуком |
Фонематические представления сформированы недостаточно. Затрудняется в опознании звука а) среди других звуков, б) в слогах, в) в словах, Затрудняется в выделении первого и последнего звука в слове. Не может назвать слово с заданным звуком |
Слоговая структура слов |
Владеет произношением слов различной слоговой структуры. |
Слоговая структура слов нарушена. Отмечается перестановка звуков и слогов, добавление звуков при стечении согласных, упрощение слоговой структуры |
Словарь |
Словарный запас соответствует возрастной норме. |
Словарный запас ограничен. Не знает обобщённых названий основных тематических групп; Затрудняется в подборе слов, обозначающих признаки предметов, действия. Не знает названий детёнышей животных. |
Грамматический строй |
Соответствует возрастной норме |
Грамматический строй сформирован недостаточно |
Фразовая речь |
Соответствует возрасту: фраза достаточно развёрнута, пользуется сложными грамматическими конструкциями. |
Речь носит ситуативный характер, употребляет неполные предложения. |
Прежде чем приступить к обучению детей с ОНР грамоте, необходима предварительная логопедическая работа, которая имеет следующие направления:
Развитие фонематического восприятия.
Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. (рис 1)
Рисунок 1. «Звуки и предметы вокруг нас»
Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например: ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например: пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук,а также графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.
Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
В своей практике при подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте решаю следующие задачи:
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Обучение грамоте разделяю на несколько этапов:
1. Подготовительный этап обучения (старшая группа)
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы));
правильное произношение всех звуков родного языка;
развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука). Более подробно на подготовительном этапе уделяю внимание таким задачам как:
Узнавание неречевых звуков, звуков речи.
Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз.
Различение слов, близких по звучанию.
Дифференциация фонем и слогов.
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие фонематического восприятия.
Определение первого и последнего звука в словах
Различение слов-паронимов (зайка-сайка, дом-том т.д.)
Для решения поставленных задач использую следующие игры (рис2), методы, приёмы, способствующие усвоению задач подготовительного этапа.
Игра «Гусеница» (рис.3) цель: определять 1 и последний звук, развитие фонематического слуха,«Звуковая линейка». На добуквенном этапе при обучении грамоте необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. В этом нам помогает «Звуковая линейка», которая является профилактикой пропуска букв в дальнейшем в школе.«Звуковая птичка/мышка/рыбка»: ее носик – первый звук в слове, хвостик – последний, крылышки и тело – все звуки в середине слова. Ребенок определяет местоположение звука и показывает соответствующую часть карточки.
Рисунок 2 Игры на развитие элементарных навыков звукового анализа
«Звуковой домик» Цель: определение позиции звука в слове
Рисунок 3. Пособие «Гусеница»
Затем знакомлю детей с гласными звуками – их обозначением, характеристикой, артикуляцией. В этом мне помогают Звуковички (рис 4). Звуковичок - хранитель звуков. Красные Звуковички – хранители гласных звуков. Синие и зелёный Звуковички – это согласные звуки (твёрдые и мягкие). Дети запоминают цвет, артикуляцию, дают характеристику, запоминают положение губ через звука в словах, двигательные упражнения, закрепляют навык выделения
В этом мне помогают следующие игры: Игра «Подарки для Звуковичков» (рис.5).
Рисунок 5. Игра «Подарки для Звуковичков»
Рисунок 4. Звуковички
Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове. Затем, убирая картинки можно проиграть в грамматические игры: «Чего не стало?» «Скажи ласково» «Один много».
Рисунок6. Систематизированные игры, задания, упражнения в пособие
«Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)»
Мною систематизированы в альбом «Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)» (рис.6) игры и упражнения многих авторов в качестве наглядного рабочего материала. С помощью этого альбома можно распечатать необходимый материал для занятия. В этом возрасте моей главной задачей является формирование у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомню, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем;Рисунок 7 Звуковой разбор слова(начало года)
3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, м ягкий).
Для решения этих задач я использую такие приемы как «Живые звуки» «Выложи звуковую схему слова» ,
Рисунок 8. «Подбери картинку к звуковой схеме».«Подбери картинку к звуковой схеме» (рис.8).
Детям очень нравится превращаться в звуки и выстраиваться по порядку. Можно давать разные варианты этих игр: звуки перепутались, звук потерялся. На примере «Живых звуков» дети начинают понимать, чтобы получилось слово, звуки должны «дружить» - отсюда начинают складываться первые представления о части слова - слоге, слоговом строении слова. Это имеет важное место в подготовке детей к обучению грамоте, т.к. первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения.
Этап 2. Основной этап обучения (подготовительная группа)
Цель: этапа формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
формирование понятий о том, что буква – «домик» звука;
развитие звукобуквенного анализа слова;
овладение механизмом чтения;
формирование первоначальных навыков письма.
В начале основного этапа повторяю, закрепляю с детьми усвоенные знания на подготовительном этапе. Здесь я опираюсь не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагаю детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове, упражнение «Замочки» - зажимать кулачки на гласный звук, прошагивание слов, подбор слов с заданным слогом, дополнение слога до полного слова, «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, игра «Соедини картинку со слоговой схемой», «Телеграф»).
Знакомлю детей со знаковой системой языка (буквами) (рис.9). Использую пособие «Мягкие буквы» (рис. 10)
В начале для звуко-буквенного анализа предлагаю двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Затем предлагаю слова из 3-5 слогов (машина, утка, т.д.). В дальнейшем дети легко усваивают правила чтения. В конце года им посильны тексы, которые могут пересказать и ответить на вопросы (рис. 11-12)
Рисунок 11. Тексты для чтения (начало года)
Рисунок 12
Также мною систематизированы игры и задания для практического применения на занятиях в подготовительной к школе группе. (рис. 13-18)
Рисунок 13 Систематизированный практический материал для работы на занятиях
и рабочая тетрадь воспитанника
Рисунок 14. Пример рабочей тетради воспитанникаРисунок 15 ,16,17 Кроссворды для понимания, прочитанного и выработки скорочтения (конец года)
Рисунок 18. Звуковые ребусы по лексическим темам
моторика – тонких движений пальцев рук. Начинается работа со второго полугодия в старшей группе и продолжается в подготовительной к школе группе.
Учитывая, что письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки я провожу упражнения по овладению детьми пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. Учу воспитанников воспринимать в строке тетради различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв. Дети с удовольствием выполняют упражнения: обводят внешний контур предметов (солнышко, домик и пр), выполняют штриховку, закрашивание внутреннего контура предмета, знакомятся с понятием «строка» т.е. обучаются элементарным графическим умениям. Далее знакомлю детей с конфигурацией букв, с тем, что существуют буквы печатные и рукописные, большие и маленькие, написанию печатных букв, особенное значение придаю сочетанию темпа и ритма речи с движениями глаз и рук. Для этого применяю игры, задания, упражнения многих авторов и собранных в один сборник «Развивающие упражнения. Лексика. Грамматика. Грамота. Мелкая моторика.», которые помогают в организации занятий с детьми с ОНР.
Задания из тетради (рис.19)
Рисунок 19 Примеры задания из сборника «Развивающие упражнения»
Закрепляю правила письма – посадка, положение рук, карандаша, тетради
Выполнение графических заданий на разных этапах направлено на профилактику дислексии и дисграфии. В этом мне помогают авторские пособия Натальи Чистоклетовой (рис. 20-24)
Рисунок 20 Пособия Натальи Чистоклетовой
Рисунок 21. Упражнение Найди звук, букву в слове
Рисунок 22. Найди место звука/буквы в слове
Рисунок 24 Графический диктант и самодиктант
Рисунок 25 Закрась все клетки с буквой
Рисунок 23. Изучаем и закрепляем направления
Данный опыт был предоставлен мною на городском методическом объединении педагогам, работающих в группах общеобразвивающей направленности 14. 02. 2019 года
Рисунок 26 Слушатели и участники методического объединения 14.02.19
А также в рамках городского педагогического фестиваля
«Содружество - 2019», 29.03.19.
Рисунок 27. Выступление в рамках городского педагогического фестиваля «Содружество- 1019»
Как обобщение практической работы, в качестве раздаточного материала, мною разработан буклет-памятка для педагогов «Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слова»
Считаю, что данный практический материал и опыт может быть использован в практике других педагогов или образовательных организаций не только в группах комбинированной направленности с детьми с ОНР, но и педагогами в группах общеразвивающей направленности. Итак, такое обучение, которое проходит поэтапно, от простого к сложному, с учетом возрастных возможностей, в доступном виде деятельности - в игре способствует эффективной коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию звуковой аналитико-синтетической активности и готовности к освоению грамоты в школе.