Обобщение педагогического опыта «Формирование умений и навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе»
Обобщение педагогического опыта
Сидоренко Людмилы Александровны,
учителя начальных классов
ГБОУ «СШ № 10 Г.О.СНЕЖНОЕ»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Формирование умений и навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе
Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Задачи опыта:
провести теоретический анализ литературы по данной теме;
изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
изучить приемы формирования орфографической зоркости у учащихся, применять их на уроках русского языка;
разработать «орфографические минутки», способствующие формированию грамотного письма.
Таким образом, целью моего опыта является построение системы упражнений по формированию орфографического навыка на уроках русского языка с 1 по 4 класс. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Актуальность и перспективность. Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на начальном этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. В процессе изучения литературы и опыта многих педагогов и психологов я пришла к выводу о том, что формирование орфографической зоркости у учащихся – важное звено в работе по формированию орфографических навыков. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками во время письма ошибок. Уровень сформированности орфографической зоркости и состояние организации работы по формированию орфографической зоркости в современной школе – актуальная проблема. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.
Концептуальность. Концептуальные положения:
-Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
- Использование все видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, ассоциативной.
- Информация не дается в готовом виде, а зарождается и систематизируется в процессе поиска, включающего в себя наблюдение, мыслительный эксперимент.
- Разнообразие видов деятельности на уроках.
- Принцип обогащения орфографического опыта учащихся.
- Принцип наглядности.
Главное в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей я использую следующие способы и приемы: списывание, письмо с проговариванием, комментированием, орфографические минутки, скоростное письмо, звуковой анализ слов, письмо с простукиванием, работу с различными словарями. Для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в своей практической деятельности применяю рифмованные правила – «запоминалки». Эффективным является и другое упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. В ходе работы над данной проблемой я подобрала дидактические задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями занимательного характера, имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости.
Работу по формированию грамотного письма я начинаю с первых дней обучения ребенка в школе, в период обучения грамоте, когда дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове. С целью активизации познавательной деятельности уделяю большое внимание применению игровых ситуаций, дидактических игр, т.к. игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка, пробуждая интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, значительно повышается работоспособность.
Побудить учащихся к активизации познавательной деятельности , к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: уроки-сказки, КВН, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество обучающихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Как показывает практика, учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, изучается, обобщается на уроках нестандартных.
В своей педагогической деятельности с целью повышения качества знаний обучающихся я использую современные педагогические технологии:
- дифференцированное обучение;
- интеграцию учебных занятий;
- проблемные ситуации;
- использование ИКТ.
Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем способностей мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности, необходимые умения и навыки, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход я использую также при определении домашнего задания.
Процесс обучения под влиянием межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Применение метода проблемного обучения способствует активизации мыслительной деятельности, знакомит их с методами научного исследования. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Современное информационное общество предъявляет новые требования в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий. Владение этими технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. На своих уроках и при подготовке к ним для создания наглядности (презентаций), тестов (контрольных и обучающих), творческих образовательных продуктов я прибегаю к использованию различные интернет-программ. Простые дидактические материалы, которые предлагаю детям для самостоятельной работы в классе, создаю в текстовом редакторе Word. При подготовке к урокам и при проведении уроков использую возможности Интернета, привлекаю к работе с интернет-ресурсами также своих обучающихся и их родителей.
Результативность. В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что целенаправленные систематически проводимые указанные мною виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Как показывает моя практика, подобная работа очень эффективна и результативна. Она активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формируется навык грамотного письма.
Анализ результатов проверочных работ, проведенных через определенные временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности моих обучающихся.
.