Формирование текстовых умений младших школьников на уроках русского языка
«Формирование текстовых умений младших школьников на уроках русского языка».
Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов Н.А. Ипполитовой, Г.А. Золотовой, В.П. Рудневой, И.Р. Гальперина, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, М.Т. Баранова, М.С. Соловейчик, Ладыженской и других.
В настоящее время методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика.
Актуальность настоящей работы определяется необходимостью развития связной речи обучающихся, формирования у детей умений работы с текстом.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений обучающихся первого класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников на уроках русского языка.
Гипотеза: формирование текстовых умений младших школьников будет результативным, если на уроках русского языка в первом классе систематически и целенаправленно вводить упражнения на основе текста, предполагающие определение сильных позиций текста, ориентировку в его построении, передачу содержания текста.
В ходе исследования нами использовались такие методы:
- изучение и анализ психолого–педагогической и научно–методической литературы;
- анализ учебно-методической литературы (программ, учебников, методических рекомендаций по русскому языку для начальной школы);
- педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки результатов исследования;
- методы статистической обработки экспериментальных данных.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;
2) провести диагностику сформированности текстовых умений младших школьников и проанализировать ее результаты;
3) разработать уроки русского языка в 1-м классе с использованием упражнений, направленных на формирование текстовых умений младших школьников, и реализовать их в процессе опытно-экспериментального обучения;
4) проверить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа. Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, в 1 «б» (экспериментальная группа) в 1 «а» (контрольная группа) классах. В эксперименте приняло участие 28 человек. Экспериментальная группа и контрольная группа обучались по программе «Школа России».
Этапы экспериментального исследования:
1. Констатирующий этап – октябрь 2017 года.
2. Формирующий этап – ноябрь 2017 года - март 2018 года.
3. Контрольный этап – апрель - май 2018 года.
Цель констатирующего эксперимента:
выявить уровень сформированности текстовых умений обучающихся первого класса.
Показатели уровня сформированности текстовых умений первоклассников на констатирующем этапе:
1) умение определять тему и основную мысль текста;
2) умение выделять главное в тексте;
3) умение определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова)
4) умение ориентироваться в построении текста
5) умение определять фактическую и эмоциональную информацию
6) умение передавать содержание текста
В соответствии с результатами выполнения школьниками диагностических заданий каждый показатель оценивался нами с учетом степени его проявления в баллах (от 0 до 5).
Уровни сформированности умений обучающихся первого класса определялись нами с учетом суммарного количества баллов по каждому показателю:
25-30 баллов (высокий уровень)
24-15 баллов (средний уровень)
14-6 баллов (низкий уровень)
Результаты выявления уровня сформированности текстовых умений обучающихся 1 «б» класса (экспериментальная группа), учащиеся затрудняются определять тему и основную мысль текста, выделять главное в тексте, определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл
умение определять фактическую и эмоциональную информацию.
Результаты выявления уровня сформированности текстовых умений обучающихся 1 «а» класса (контрольная группа), учащиеся контрольной группы затрудняются выделять главное в тексте, определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл, ориентироваться в построении текста, определять фактическую и эмоциональную информацию.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента был выявлен недостаточный уровень сформированности текстовых умений обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Школьников затрудняет вычленение главного в тексте, определение сильных позиций текста, помогающих понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова), определение фактической и эмоциональной информации. При пересказе текста многие дети передают содержание, пропуская целые предложения, запоминая только начало и конец текста. Допускают фактические ошибки (2 - 3 ошибки). Это свидетельствует о необходимости введения на уроках русского языка в первом классе целенаправленной и систематической работы по формированию текстовых умений обучающихся.
Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, в 1 «б» (экспериментальная группа) классе. В эксперименте приняло участие 28 человек. Экспериментальная группа и контрольная группа обучались по программе «Школа России». В ходе опытного обучения было проведено 10 уроков русского языка.
Цель формирующего этапа эксперимента: подобрать методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников и реализовать их в процессе опытно-экспериментального обучения;
Задачи формирующего этапа эксперимента: определить назначение методов и приемов формирования текстовых умений на уроках русского языка в первом классе; произвести отбор и разработку методов и приемов, способствующих формированию текстовых умений первого класса;
провести уроки русского языка в первом классе с применением упражнений, направленных на формирование текстовых умений младших школьников.
В ходе опытного обучения на уроках русского языка в первом классе нами применялись следующие методы и приемы формирования текстовых умений:
- беседа;
- объяснение;
- наблюдения и анализ текста;
- использование наглядных пособий (сюжетных картинок);
- подбор примеров;
- пересказ текста;
- составление текста.
Виды вводимых нами упражнений, направленных на формирование текстовых умений:
- развернутые ответы на вопросы с целью определения темы и основной мысли текста;
- беседа с целью выявления фактической информации высказывания;
- анализ иллюстраций к тексту;
- анализ и группировка сюжетных картинок с целью выявления особенностей построения текста;
- устный выборочный диктант с целью выявления слов, несущих эмоциональную информацию;
- пересказ текста.
Для того чтобы проверить эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию текстовых умений в первом классе, с учениками экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика, результаты которой были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента. Для выявления уровня первоклассников применялись диагностические задания, аналогичные заданиям констатирующего этапа
Контрольное исследование проводилось в апреле - мае 2018 года на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 17 г. Йошкар – Олы» в 1 «б» и 1 «а» классах. В эксперименте было задействовано 56 человек (1 «б» класс - 28 учеников, 1 «а» класс - 28 обучающихся
Цель контрольного эксперимента:
выявить уровень сформированности текстовых умений обучающихся первого класса.
Показатели сформированности текстовых умений первоклассников :
1) умение определять тему и основную мысль текста;
2) умение выделять главное в тексте;
3) умение определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова)
4) умение ориентироваться в построении текста
5) умение определять фактическую и эмоциональную информацию
6) умение передавать содержание текста
Данные об уровне сформированности текстовых умений младших школьников, полученные после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, были обработаны с помощью критерия Стьюдента для зависимых выборок. Были получены следующие результаты: различия в уровне сформированности текстовых умений до и после эксперимента в экспериментальном классе статистически значимы на уровне значимости 0,05, в контрольном классе они также статистически значимы, но в экспериментальном классе они более значимы, чем в контрольном.
Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности проведения на уроках русского языка в первом классе работы по формированию текстовых умений школьников. На контрольном этапе большинство обучающихся выполнили диагностические задания значительно лучше, чем на констатирующем. Первоклассники верно определили тему и основную мысль текста; правильно выделили главное в тексте; научились находить сильные позиции текста (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова) и использовать их для понимания его смысла; показали умение ориентироваться в построении текста; начали определять фактическую и эмоциональную информацию; фактически более точно и последовательно стали передавать содержание текста.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование текстовых умений младших школьников будет результативным, если на уроках русского языка в первом классе систематически и целенаправленно вводить упражнения на основе текста, предполагающие определение сильных позиций текста, ориентировку в его построении, передачу содержания текста, экспериментально подтвердилась.