Формирование текстовых умений младших школьников на уроках русского языка

0
0
Материал опубликован 1 July 2019

«Формирование текстовых умений младших школьников на уроках русского языка».

Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов Н.А. Ипполитовой, Г.А. Золотовой, В.П. Рудневой, И.Р. Гальперина, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, М.Т. Баранова, М.С. Соловейчик, Ладыженской и других.

В настоящее время методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика.

Актуальность настоящей работы определяется необходимостью развития связной речи обучающихся, формирования у детей умений работы с текстом.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс формирования текстовых умений обучающихся первого класса на уроках русского языка.

Предмет исследования: методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников на уроках русского языка.

Гипотеза: формирование текстовых умений младших школьников будет результативным, если на уроках русского языка в первом классе систематически и целенаправленно вводить упражнения на основе текста, предполагающие определение сильных позиций текста, ориентировку в его построении, передачу содержания текста.

В ходе исследования нами использовались такие методы:

- изучение и анализ психолого–педагогической и научно–методической литературы;

- анализ учебно-методической литературы (программ, учебников, методических рекомендаций по русскому языку для начальной школы);

- педагогический эксперимент;

- методы количественной и качественной обработки результатов исследования;

- методы статистической обработки экспериментальных данных.

Задачи:

1) изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;

2) провести диагностику сформированности текстовых умений младших школьников и проанализировать ее результаты;

3) разработать уроки русского языка в 1-м классе с использованием упражнений, направленных на формирование текстовых умений младших школьников, и реализовать их в процессе опытно-экспериментального обучения;

4) проверить эффективность опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа. Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, в 1 «б» (экспериментальная группа) в 1 «а» (контрольная группа) классах. В эксперименте приняло участие 28 человек. Экспериментальная группа и контрольная группа обучались по программе «Школа России».

Этапы экспериментального исследования:

1. Констатирующий этап – октябрь 2017 года.

2. Формирующий этап – ноябрь 2017 года - март 2018 года.

3. Контрольный этап – апрель - май 2018 года.

Цель констатирующего эксперимента:

выявить уровень сформированности текстовых умений обучающихся первого класса.

Показатели уровня сформированности текстовых умений первоклассников на констатирующем этапе:

1) умение определять тему и основную мысль текста;

2) умение выделять главное в тексте;

3) умение определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова)

4) умение ориентироваться в построении текста

5) умение определять фактическую и эмоциональную информацию

6) умение передавать содержание текста

В соответствии с результатами выполнения школьниками диагностических заданий каждый показатель оценивался нами с учетом степени его проявления в баллах (от 0 до 5).

Уровни сформированности умений обучающихся первого класса определялись нами с учетом суммарного количества баллов по каждому показателю:

25-30 баллов (высокий уровень)

24-15 баллов (средний уровень)

14-6 баллов (низкий уровень)

Результаты выявления уровня сформированности текстовых умений обучающихся 1 «б» класса (экспериментальная группа), учащиеся затрудняются определять тему и основную мысль текста, выделять главное в тексте, определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл

умение определять фактическую и эмоциональную информацию.

Результаты выявления уровня сформированности текстовых умений обучающихся 1 «а» класса (контрольная группа), учащиеся контрольной группы затрудняются выделять главное в тексте, определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл, ориентироваться в построении текста, определять фактическую и эмоциональную информацию.

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента был выявлен недостаточный уровень сформированности текстовых умений обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Школьников затрудняет вычленение главного в тексте, определение сильных позиций текста, помогающих понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова), определение фактической и эмоциональной информации. При пересказе текста многие дети передают содержание, пропуская целые предложения, запоминая только начало и конец текста. Допускают фактические ошибки (2 - 3 ошибки). Это свидетельствует о необходимости введения на уроках русского языка в первом классе целенаправленной и систематической работы по формированию текстовых умений обучающихся.

Экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, в 1 «б» (экспериментальная группа) классе. В эксперименте приняло участие 28 человек. Экспериментальная группа и контрольная группа обучались по программе «Школа России». В ходе опытного обучения было проведено 10 уроков русского языка.

Цель формирующего этапа эксперимента: подобрать методы и приемы формирования текстовых умений первоклассников и реализовать их в процессе опытно-экспериментального обучения;

Задачи формирующего этапа эксперимента: определить назначение методов и приемов формирования текстовых умений на уроках русского языка в первом классе; произвести отбор и разработку методов и приемов, способствующих формированию текстовых умений первого класса;

провести уроки русского языка в первом классе с применением упражнений, направленных на формирование текстовых умений младших школьников.

В ходе опытного обучения на уроках русского языка в первом классе нами применялись следующие методы и приемы формирования текстовых умений:

- беседа;

- объяснение;

- наблюдения и анализ текста;

- использование наглядных пособий (сюжетных картинок);

- подбор примеров;

- пересказ текста;

- составление текста.

Виды вводимых нами упражнений, направленных на формирование текстовых умений:

- развернутые ответы на вопросы с целью определения темы и основной мысли текста;

- беседа с целью выявления фактической информации высказывания;

- анализ иллюстраций к тексту;

- анализ и группировка сюжетных картинок с целью выявления особенностей построения текста;

- устный выборочный диктант с целью выявления слов, несущих эмоциональную информацию;

- пересказ текста.

Для того чтобы проверить эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию текстовых умений в первом классе, с учениками экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика, результаты которой были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента. Для выявления уровня первоклассников применялись диагностические задания, аналогичные заданиям констатирующего этапа

Контрольное исследование проводилось в апреле - мае 2018 года на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 17 г. Йошкар – Олы» в 1 «б» и 1 «а» классах. В эксперименте было задействовано 56 человек (1 «б» класс - 28 учеников, 1 «а» класс - 28 обучающихся

Цель контрольного эксперимента:

выявить уровень сформированности текстовых умений обучающихся первого класса.

Показатели сформированности текстовых умений первоклассников :

1) умение определять тему и основную мысль текста;

2) умение выделять главное в тексте;

3) умение определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова)

4) умение ориентироваться в построении текста

5) умение определять фактическую и эмоциональную информацию

6) умение передавать содержание текста

Данные об уровне сформированности текстовых умений младших школьников, полученные после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, были обработаны с помощью критерия Стьюдента для зависимых выборок. Были получены следующие результаты: различия в уровне сформированности текстовых умений до и после эксперимента в экспериментальном классе статистически значимы на уровне значимости 0,05, в контрольном классе они также статистически значимы, но в экспериментальном классе они более значимы, чем в контрольном.

Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности проведения на уроках русского языка в первом классе работы по формированию текстовых умений школьников. На контрольном этапе большинство обучающихся выполнили диагностические задания значительно лучше, чем на констатирующем. Первоклассники верно определили тему и основную мысль текста; правильно выделили главное в тексте; научились находить сильные позиции текста (заголовок, начальное и конечное предложения, ключевые слова) и использовать их для понимания его смысла; показали умение ориентироваться в построении текста; начали определять фактическую и эмоциональную информацию; фактически более точно и последовательно стали передавать содержание текста.

Таким образом, гипотеза о том, что формирование текстовых умений младших школьников будет результативным, если на уроках русского языка в первом классе систематически и целенаправленно вводить упражнения на основе текста, предполагающие определение сильных позиций текста, ориентировку в его построении, передачу содержания текста, экспериментально подтвердилась.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации