Методические указания и рекомендации «Опыт учителей начальной школы по формированию навыков чтения и письма»
Опыт учителей начальной школы по формированию навыков чтения и письма учитель начальных классов МБОУ СОШ №34 Салтыкова А.А. г.Новосибирск Урок обучения грамоте по теме «Буква Ь» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом в 1 классе. По основам дидактической цели данный урок можно отнести к типу закрепление изученного материала. Урок мы начали с повторения изученных букв в прописи и звуков их обозначающих. Дети самостоятельно дают полную характеристику звукам, как индивидуально, так и фронтально хоровым ответом по алгоритму. Для того, чтобы определить тему, цель и задачи урока, спланировать свою деятельность дети анализируют страничку в прописи, сопоставляют с изученными ранее темами на уроке письма, изученной темой на уроке чтения и на основе этого самостоятельно строят логические суждения. Мы считаем, что планирование — это так же важный этап урока, ведь понимание последовательности учебных действий один из критериев эффективности урока. На этапе первичного закрепления, при выполнении задания переставить буквы в слове так, чтобы получилось новое слово, использовался частично-поисковый метод, дети столкнулись с проблемой анализа слов, определения лексического значения некоторых из них, предвидев это заранее, я предложила выполнить это задание в парах, что обеспечило большую вероятность включения детей в рабочий процесс. Тем самым, расширяются представление о лексическом значении слов. Выполнение упражнения подведёт учащихся к осознанию проблемы порядка выбора нужных букв для составления слова. Так же мы ставили перед собой задачу закрепить знания детей о мягком знаке, его функции на примере работы со словом в прописи, где букв оказалось больше, а звуков меньше, за счёт того, то мягкий знак хоть и смягчает предшествующий согласный, но не обозначает звука, для этого мы использовали слоговые схемы. Большое внимание мы уделяем организации групповой работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую разнообразные задания, в том числе и карточки с заданиями. На следующем этапе урока, мы решили целесообразным использовать работу в группах, дети в каждой группе получили индивидуальные задания на карточках, направленные на анализ, синтез, классификацию, обобщение ранее изученного материала. На данном уроке задания были представлены в игровой форме: например, поиграем с буквами, то есть детям необходимо догадаться какую одну и ту же букву нужно вставить в слова, рассказать о функции этой буквы в каждом слове или же изменить слово так, чтобы оно стало ласково звучать, превратить множество предметов в один и проанализировать где мягкий знак находится в слове, составить из слов одно предложение. В своей работе я всегда стараюсь использовать межпредметные связи, одно из заданий было вспомнить фрагмент произведения Сергея Михалкова «А что у вас?», который дети учили на уроке чтения наизусть и вписать недостающие слова, обратив внимание на место и роль мягкого знака. При подведении итога урока, мы используем следующие фразы: я узнал, я понял, мне бы хотелось… Таким образом, выявили, что большинству детей данная тема была понятна и доступна. Приняв во внимание всё вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что с переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. И для реализации данного подхода, на наш взгляд, целесообразно применять групповые формы работы, работу в парах, не только для обеспечения коммуникативных навыков взаимодействия, но и для развития навыков самостоятельной учебной деятельности, активизации познавательной деятельности в целом. |