Системный подход к формированию общеучебных умений и навыков на уроках русского языка

5
0
Материал опубликован 17 December 2015

     Национальная образовательная Инициатива «Наша новая школа»  провозглашает результатом современного образования  не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, наличие у выпускника целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

     ФГОС основной школы конкретизирует цели обучения и делает акцент на формировании  у школьников умений  и навыков самостоятельно определять цели обучения и планировать пути  их достижения, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,  оценивать результаты своей работы, организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.  

     ФГОС нового поколения определяют эти умения и навыки как универсальные учебные действия, подразделяя их на учебно-познавательные, регулятивные и коммуникативные.

     Я же считаю наиболее корректным определить их как общеучебные умения и навыки, поскольку переход на новые ФГОС  в основной школе пока не осуществлен.

     Таким образом,  основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования общеучебных умений и навыков на уроках русского языка.

     Цель определяет задачи:

1) учить школьников сознательно выстраивать путь к знаниям, используя основные мыслительные операции: сравнение, синтез, анализ, классификация, находить закономерности, давать определения, использовать алгоритмы, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

2) поддерживать  познавательную активность  школьников;

3) формировать коммуникативные умения школьников;

4) развивать способность преодолевать  препятствия и добиваться намеченной учебной цели.

        Решению поставленных задач способствует использование в системного подхода в образовательном процессе, который реализуется  через применение   разных педагогических технологий: ТРИЗ (автор Гин) и  РКМ (авт. Муштавинская),  игровой  (П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин)  и технологии театрализации (И.И. Зарецкая, Т.С Комарова, Б.Т.Лихачёв, Б.П. Юсов), информационных средств обучения (Д.Ш.Матрос).

            Что следует понимать под системным подходом?

         По определению В.Н. Садовского, системный подход – это способ организации наших действий,  который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

         Системность подхода к формированию общеучебных умений  на уроках русского языка заключается в анализе содержания Учебно-Методического Комплекса на наличие упражнений, развивающих такие умения; совокупности приемов разных педагогических технологий,  разработке  алгоритмов учебных действий,  подборе заданий разной степени сложности, проведение диагностики на разных этапах обучения.

         К определению понятия ОУУН существует множество подходов.  Я определяю  их как умения и навыки, которые применяются учащимися в различных видах учебной деятельности и помогают им успешно решать учебные задачи.

         В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. За основу мной взято традиционное (с опорой на классификацию Н.А.Лошкарёвой) деление:

·        учебно-организационные,

·        учебно-информационные,

·        учебно-интеллектуальные,

·        учебно-коммуникативные.

 

         Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Формировать их мне позволяют следующие педагогические приемы:

Ø самостоятельная постановка цели урока;

Ø опрос по цепочке;

Ø работа в парах и группах (постоянного и сменного состава);

Ø самооценка и оценка деятельности одноклассников.

         Адекватное восприятие оценки учителя возможно при условии развития самооценки и самоконтроля обучающегося. Поэтому на моих уроках у ребят есть возможность проверить выполненное задание самостоятельно или обменяться тетрадями с соседом по парте, любым одноклассником. На уроках обобщения знаний, которые, как правило, предусматривают, разные формы деятельности,  предлагаю заполнить анкету «Самооценка деятельности на уроке».

         Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Огромное значение для формирования таких общеучебных умений имеет работа с книгой, текстом. С этой целью использую приемы технологии РКМ:

Ø «инсерт», который делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому», что очень актуально в связи с тем, что обучение, как правило, ступенчато;

Ø «кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры являются не только одним из способов компактного оформления объёмного материала при изучении нового материала, но и средством проверки самостоятельной или домашней работы с учебной литературой;

Ø  таблицы «З(знаю)Х(хочу узнать)У(узнал)»;

Ø «моделирование»  (в справочной литературе определяется как метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов)

         Примером моделирования могут быть написания сочинений разных жанров на основе картины. На примере картины Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» приведу несколько примеров.

         24.03.2006.

            Уже вечер. Вчера мы прилетели поздно, поэтому осмотреть окрестности мне не удалось. Зато сегодня утром, встав пораньше, я собрался и пошёл гулять.

         Прохаживаясь по дворам, я незаметно вышел к центру района и остановился, увидев красивое ярко-розовое здание. Это оказалась церковь Вознесения. Она была воздвигнута в стиле классицизма и разделена как будто на две части: основное здание и двухъярусную колокольню.

         На вершинах куполов, укрытых снежным покрывалом, красовались позолоченные кресты. Несколько колонн подпирали крышу церкви. Высокие окна, украшенные белыми резными рамами, сверкали чистыми стёклами. Подняв голову, я изумился. Небо, закрытое облаками, сквозь которые пытались пробиться солнечные лучи, излучало фиолетовое свечение.

          У главного входа в церковь стояла пожилая женщина, не решаясь войти внутрь. Дворник остановился перед колокольней, несколько раз перекрестился и продолжил подметать тротуар.

         Через дорогу от церкви располагалась небольшая аллея. Деревья, сбросив снежные шапки, стояли голые. Маленькая собачка, гордо выпятив грудь, не торопясь, прогуливалась между деревьями. Вдруг она заметила чёрную ворону и залилась громким визгливым лаем. Птица, не обращая на неё никакого внимания, продолжала чистить перья.

         Мне очень запомнилась эта небольшая церковь. Она словно контрастировала с окружающим миром…

         Когда вернусь в Новокузнецк,  обязательно расскажу о ней ребятам.

                                                                             (Андрей Таскачаков, 9 б класс)

Это сочинение - дневниковая запись.

         А это пример сочинения – личного письма.

         Здравствуй, дорогая мамочка!

      Наконец-то у меня появилась минуточка, чтобы написать тебе. Я очень соскучилась!

     Учусь хорошо, жду - не дождусь летней сессии, сдав которую обязательно приеду домой на каникулы.

     Как у тебя дела? Как Маша?

     Хочу тебе рассказать о том, что произошло со мной недавно. Я, кажется, писала, что институтское общежитие находится в спальном районе на окраине Москвы – это начало улицы Неждановой. Так вот, на прошлой неделе в столицу приехала моя подруга из подмосковной деревни. Она остановилась у меня и рассказала, что их семья давно ходит в храм. Дело в том, что тяжело заболела её мама. Лечение не помогает. Лена (так зовут подругу) узнала, что в Москве, на улице Неждановой,  есть церковь с чудотворной иконой, которая помогает больным исцелиться. Лена попросила меня отвести её в церковь, чтобы помолиться за маму, прикоснуться к той иконе маминым образком.

     Мама, к моему стыду, я даже не знала, что поблизости есть храм. Нам с Леной подсказали, что стоит он на перекрёстке двух улиц: Неждановой и ещё какой-то. Мы недолго шли и вдруг увидели перед собой огромный величественный храм.

     Так как была поздняя весна, на голых замёрзших деревьях, стоящих перед парадным входом в храм, и на тротуарах ещё лежал серый снежок, который аккуратно сметал находящийся рядом дворник.

      В тот день была пасмурная погода. Сквозь серо-фиолетовое небо, перемешиваясь с облаками, пробивались лучи солнца. Церковь выделялась среди невзрачных домов, вероятно, построенных в разное время, розово-красными праздничными стенами, на которых под куполообразными крышами были отчётливо видны белые узоры, выполненные в стиле классицизма. Вообще, вся церковь Вознесения построена в этом стиле. На двухъярусной колокольне расположен позолоченный штиль, на котором закреплён крест. В верхнем ярусе колокольни находится большой колокол, а в нижнем – множество маленьких колокольчиков. Мамочка, как изумительно они звучали! 

     О внутреннем убранстве храма я потом напишу. Мамуля, береги своё здоровье! Передай Маше привет – скоро встретимся. До свидания.

15.04.2006.                                                         Твоя Валя.      

                                                                    (Валентина Данилова, 9 а класс)

 

     А так один из моих учеников начал сочинение по этой картине, использовав приём ТРИЗ «Другая точка зрения»:

      Разрешите представиться: старая, московская ворона. Сколько себя помню, всегда была москвичкой и вольно перелетала из одного района столицы в другой. В Москве много красивых, известных, всеми почитаемых мест, а меня часто тянет сюда, на улицу Неждановой, к церкви Вознесения.

     Кому-то, вероятно, покажется, что ничего необычного здесь нет, однако, прилетая к этому храму, забываю о своих птичьих невзгодах, размышляя о прожитых годах, растерянном потомстве…

     Церковь Вознесения находится в одном из спальных районов Москвы и стоит на пересечении трёх улиц. Храм окружают скучные старые дома: серые, зелёные, жёлтые, давно уже не обновляемые никем, а потому ярко-розовая церковь привлекает любого, кто живёт здесь или бывает случайно. Обычно я сижу на ветках одного из карагачей, стоящих напротив церкви, и любуюсь храмом. Вот и сегодня, несмотря на пасмурный весенний день, распутицу и противную чёрную дворнягу, попусту бегающую между деревьями и беспрестанно гавкающую (в том числе и на меня!), церковь Вознесения на улице Неждановой великолепна.

     От сторожа я слышала, что церковь была построена в XVIII веке. Говорят, что в её архитектуре легко угадываются черты классицизма: и основное здание, состоящее из двух этажей, заканчивающееся чётким орнаментом, и расположенное слева от него одноэтажное, являющееся входом в двухъярусную колокольню, отличают геометризм  форм, логичность планировки, сочетание гладких стен с ордером и сдержанным декором.

     Здесь не бывает много народа, очень редки столичные туристы, но у храма есть свои постоянные посетители. Вон к церкви идёт опрятная старушка, которую я частенько вижу на этой улице. Обычно она медленно подходит к входу, крестится и направляется внутрь. Что там происходит, не знаю, но люди покидают храм умиротворённые. Я же, просто бывая поблизости церкви Вознесения на улице Неждановой, возвращаюсь в своё гнездо с надеждой, что завтрашний день будет, по крайней мере, не хуже сегодняшнего…

(Некрасова Анна, 9 б класс)

         Следующая группа общеучебных умений и навыков - учебно-интеллектуальные. Они обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Эти умения помогают развивать критическое (то есть оценочное) мышление. В этом случае на помощь приходят приёмы:

Ø  «вопрос – однокласснику»;

Ø «круги Эйлера»;  

Ø «пропорции»;

Ø «перепутанные логические цепочки»;

Ø «лови ошибку»;

Ø «круги по воде»;

Ø игры-тренинги;

Ø наблюдение за речью (письменной и устной) окружающих;

Ø  «морфологический  (анализ) ящик». 

         Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

         Последнюю группу общеучебных умений и навыков составляют учебно-коммуникативные. Они  позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. Формировать учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют приёмы:

Ø «Точка зрения»;

Ø «ПОПС – формула»;

Ø «Зигзаг – 2»;

Ø  «Мозговой штурм»;

Ø «Перекрёстная дискуссия».

         Суть последнего  приема заключается в предоставленной возможности двум группам обучающихся высказать противоположные точки зрения. Темой для такой перекрестной дискуссии может стать, например,  проблема: «Деепричастие - самостоятельная часть речи или форма глагола».

         Следует отметить, что мониторинг сформированности ОУУН является неотъемлемой частью моей системы работы. Он включает в себя первичную диагностику  в 5 классе, позволяющую обнаружить «проблемные зоны» у учеников  и текущую диагностику, которая показывает динамику формирования ОУУН. Мониторинг я осуществляю при помощи диагностических таблиц основных умений и навыков, заимствованных мной в журнале «Практика административной работы» и книге Н.Ф.Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности». 

         Наиболее оптимальными приёмами для диагностики  формирования общеучебных умений и навыков на уроке считаю «Верные – неверные утверждения», таблицу «Знаю – Умею – Хочу узнать», «Оценочное окно», «Телеграмма».

       Мной разработаны и успешно используются тестовые задания по основным разделам русского языка, индивидуальные разноуровневые задания.

        О результатах моей работы по системному подходу к формированию ООУН свидетельствуют высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, достижения обучающихся в олимпиадах и научно - практических конференциях.

       Считаю,  что использование системного подхода к формированию ОУУН, а именно целенаправленное использование различных технологий обучения, может служить  методической базой для перехода на ФГОС в основной школе.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации