Система работы учителя русского языка по отработке навыков грамотного письма
Система работы учителя русского языка Лаздан Нины Анатольевны по отработке навыков грамотного письма обучающихся: индивидуальная работа с обучающимися по ликвидации пробелов по русскому языку.
Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает; насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому, если ученик стал получать двойки за грамотность, надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал нескольких уроков и вся беда его в незнании последних правил, или же ему «не даётся» грамотность, т.е. он регулярно учит правила, выполняет все другие задания, а необходимые навыки не формируются.
Первое исправить легче, чем второе. Достаточно лишь вместе с родителями наладить дневной режим ученика, обеспечить добросовестное выполнение домашних заданий, или достаточно индивидуальной консультации после уроков.
Учёт пробелов такого плана можно отражать в специальной «Ведомости учёта текущих пробелов», в которой отмечаются все изучаемые орфограммы и пунктограммы в данном классе (по четвертям, в течение учебного года) и результаты проверки ЗУНов учащихся по каждой теме, включая отработку пропущенного по каким-то причинам или не усвоенного вовремя учебного материала.
Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности, о том, с какого класса началась эта запущенность. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.
Первый этап – это учёт ошибок, являющихся типичными для всего класса, т.е. классный учёт ошибок, который отражается в «Тетради учёта ошибок …класса» (заполняется после проверки контрольных диктантов).
Образец:
Дата_____________
Выполняли контр. работу_______уч-ся; отсутствовали________уч-ся
На «5»:_____; на «4»: ______; на «3»:______; на «2»:_____
Качество:__________%; абсолютная успеваемость:___________%;
|
||||||
|
|
Чем хороши такие «Тетради»? Тем, что они очень полезны, просто необходимы для учителя русского языка. Типичной считается ошибка, если она трижды встретилась в работах учеников всего класса. Выписав ошибки из контрольной работы, сразу видишь, над какими разделами надо больше работать в классе. Значит, при всех видах работ в классе стараюсь больше всего уделять внимание этим правилам (объяснение слов, комментирование, графическое выделение, грамматические разборы и т.д.) Во-вторых, эти тетради хороши и для строго индивидуальной работы: в любую минуту урока ученику её можно дать для работы над своими ошибками у доски или на месте, ибо здесь собран материал по всем основным правилам правописания.
Второй этап. Кроме общего, поклассного, учёта ошибок, существует индивидуальный учёт ошибок (при проверке рабочих тетрадей ошибочное написание не исправляется учителем, а подчёркивается – ребёнок должен сам исправить, объяснить графически). Здесь возможны проблемы, т.к. учащиеся не все выполняют работу над ошибками в своих тетрадях: не хотят, не владеют навыком проверки, не приучены с начальных классов работать над ошибками.
Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.
Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:
*комментированное письмо:
ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.
*решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).
Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.
На ветк.. сирен.. сидел воробей.
На ветк… сирен…
1) ветка (ж.р., 1 скл.) 1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И
2)на земле (П.п.)
Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И ?»:
1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:
1 скл. 2 скл. 3 скл. –ия, -ие, -ий
И или Е только Е только И только И
2)проверяю словом с ударным
окончанием «земля»
(по принципу единообразного написания
морфем)
Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.
Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.
Главное достоинство занятий комментирования, в т.ч. и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.
Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок_____класса», подчёркивание ошибочного написания в рабочих тетрадях, работа со словарём).
Третьим немаловажным условием успешной работы является
*разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).
Такой тренировочный материал есть и готовый, в виде «дидактического материала», но в большинстве своём – карточки, составленные и изготовленные самим учителем, учениками (по разделам, по темам), либо используются интерактивные материалы: тесты в режиме он-лайн, электронные тренажёры, серия "Электронный репетитор по русскому языку".
Существуют и другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.
При регулярной такой работе неуспевающих практически не должно быть. Нужно только при этом ещё и желание самого ученика (важный момент – мотивация успеха). В любом случае, главная роль в обучении принадлежит учителю, постоянно высокой оптимальности каждого урока. Качество урока во многом зависит и от того, как подготовлен кабинет к работе, что есть у учителя к данному уроку.
Таким образом, задача индивидуальной работы – ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, «слабых» вывести в «средние», а «средних»– в «сильные».
В каждом классе есть ребята сильные, творческие, с которыми тоже необходимо заниматься индивидуально. Для них используются следующие виды работ: подбор материала к диктанту по указанной теме, подготовка материалов к сочинению, подготовка сообщений, докладов, презентаций, разработка новой темы урока и объяснение её вместо учителя, заготовка карточек для раздаточного материала, роль консультантов. Во внеклассной работе – подготовка и проведение предметных недель, вечеров, выпуск лингвистических газет «Проба пера», участие в разных конкурсах (школьных, районных, областных, всероссийских), олимпиадах.
Используемая литература:
1)журнал «Русский язык и литература» (для украинской школы), №3, 1991г.
статьи: «Психологические механизмы формирования грамотного письма»;
«Память и грамотность»
2)приложение к газете «Первое сентября»-«Русский язык», №35,1997г, №40, 1997г.; №3, 1998г. Статьи: «Как помочь ученикам писать без ошибок»
«Ошибка как языковое явление»
«Развитие орфографической грамотности»
3)журнал «Начальная школа», №2, 1994г, статья «Предупреждение и учёт ошибок в знаниях учащихся».
Лаздан Нина Анатольевна