Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Республика Карелия
Формирование УУД
средствами ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)
Автор: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015 г.
В начальной школе закладывается «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать и считать, но и «научить учиться». Поэтому выбрала тему по самообразованию «Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100».
Этапы работы над темой по самообразованию: подготовительный, теоретический, практический, первичное подведение итогов, анализ.
Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.
Внимательно изучила книгу А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100), работы коллег по формированию УУД в начальной школе.
«Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания.
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
личностные | жизненное само- определение | нравственно-этическая ориентация | смысло образование | нравственно-этическая ориентация |
регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) | |||
познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации |
познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||
коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Уроки русского языка нацелены на личностное развитие ученика, у него формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.
Этот же предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
В процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются и познавательные универсальные учебные действия.
Уроки литературного чтения способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств..
А формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений помогает у учащихся формировать коммуникативные действия.
Уроки окружающего мира обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»1, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.
В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.
Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет «Риторика» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.
Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности
(инструкции, конкретные рекомендации. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Каждый педагог должен учитывать следующие аспекты:
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.
Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах.
Формированию УУД способствует участие ребят в проектно – исследовательской деятельности. Работая по проекту «Мы – пешеходы», ребята познакомились с правилами дорожного движения (познавательные УУД), работники ДПС провели практикум «Как переходить улицу» (регулятивные УУД), агитбригада «Светофор» выступила перед учениками первых классов (коммуникативные, личностные УУД).
В дневниках учащихся ОС «Школа 2100» предусмотрена работа по выставлению самооценки за каждый урок. Ребята анализируют уровень сформированности УУД в конце каждой четверти, заполняя специальные страницы дневника.
Анализ сформированности УУД
В течение 2012 – 15 учебных годов мною проводилась диагностика познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД согласно Программе развития универсальных учебных действий МКОУ «Лахденпохская СОШ», разработчиком которой я являюсь. На основании результатов диагностики проведён мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в 1-3 классах за 2012 - 2015 учебные годы.
Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Функции мониторинга: диагностическая, оценочная, контрольная.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика класса.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических средств их достижения.
Уровни сформированности личностных УУД оценивались по следующим методикам:
- Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (выявление уровня самооценки)
- методика оценки уровня школьной мотивации по Н.Г. Лускановой
- методика «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)
Класс | Самопознание и самоопределение (самооценка) Тест «Лесенка» | Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) | Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||||||
завышенная | Адекватная | Низкая | В | С | Н | В | С | Н | |
1в | 8 | 10 | 7 | ||||||
2в | 5 | 17 | 3 | 13 | 8 | 3 | 10 | 13 | 1 |
3в | 8 | 15 | 2 | 17 | 6 | 2 | 14 | 11 |
Сформированность личностных УУД:
Самопознание и самоопределение (самооценка): Тест «Изучение самооценки» -
В 3 классе увеличилось количество ребят с повышенной самооценкой с позиций «Я оцениваю себя сам», у двух учеников – заниженная самооценка.
Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова):
Увеличилось количество ребят с высоким уровнем мотивации. Однако у двух человек низкий уровень мотивации.
Нравственно-этическая ориентация «Оцени поступок»:
Очень хорошие результаты, ребята понимают, как правильно оценивать тот или иной поступок.
Таким образом, видна динамика сформированности личностных УУД у учащихся 3 в класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию личностных УУД.
Планирую:
Работать по повышению мотивации и понимания смысла учения.
Использовать для развития смыслообразования (мотивации) такие упражнения, как «Закончи предложение», «Составь расписание», рисунок «Я в школе».
Создание «методической копилки» форм и приёмов обучения, заданий и упражнений, которые используют творчески работающие учителя, повышающие мотивацию учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО, создающие ситуации успеха.
Повышать мотивацию к учебной деятельности младших школьников, используя нестандартные формы уроков: уроки - путешествие, урок - игра, урок - викторина, урок защиты творческих заданий,
Необходимо стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения)
Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.
Уровни сформированности регулятивных УУД оценивались по следующим методикам:
1 класс - тест Поппельрейтера (оценка распределения внимания)
2, 3 класс - «Корректурная проба» (буквенный вариант) (определения объёма внимания)
Уровни сформированности познавательных УУД оценивались по следующим методикам:
Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной) - 1класс
Скрининговая диагностика познавательной сферы - 2 класс
Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) - 3 класс
Уровни сформированности коммуникативных УУД оценивались по следующим методикам:
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) – 1 класс
Оценивались коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
Методика «Кто прав?» - 2 - 3 класс
Привожу данные результатов диагностик в таблице:
(В – высокий уровень сформированности УУД.
С – средний уровень сформированности УУД.
Н – низкий уровень сформированности УУД).
Класс | регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
1в 2012 -13 | 10 | 7 | 8 | 3 | 14 | 7 | 16 | 5 | 2 |
2в 2013 - 14 | 14 | 8 | 3 | 5 | 15 | 5 | 17 | 6 | 1 |
3в 2014 - 15 | 18 | 6 | 1 | 11 | 10 | 4 | 22 | 3 | - |
Исходя из данных мониторинга, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:
Сформированность регулятивных УУД:
У большинства учащихся 3в класса высокий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. выдвигают содержательные гипотезы, учебная деятельность для ребят приобретает форму активного исследования способов действия.
6 учащихся класса имеют средний уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. четко выполняют требование познавательной задачи, осознают свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи, самостоятельно формулируют познавательные цели, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
У 2 учащихся класса низкий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, включаясь в работу, быстро отвлекаются, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
Планирую:
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности упражнения на развитие:
распределения внимания: «Не собьюсь», «Муха»,
переключаемости внимания: «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное»
концентрации внимания: «Ладошки», «Назови имена соседей».
Продолжить работу по формированию распределения, переключаемости, избирательности внимания.
Сформированность познавательных УУД:
Логические учебные действия (Методика «Нахождение схем к задачам») – 1 – 2 классы
Высокий уровень: увеличилось количество учащихся с 3 до 5 ч.
Умеют анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач
Средний уровень: 14 уч. – 15 уч.
Умеют анализировать, устанавливают закономерности, но делают с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.
Низкий уровень: уменьшилось количество с 7 до 5 уч.
Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей
Постановка и решение проблем Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене) – 3 класс
Высокий уровень: 11 уч.
Средний уровень: 10 уч. Низкий уровень: 4 уч.
Планирую:
Продолжить работу по формированию логических учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.
Сформированность коммуникативных УУД:
Высокий уровень: увеличивается количество ребят с 16 до 22 ч.
- активно принимают участие в работе группы, умеют договариваться с другими людьми,
- понимают смысл высказываний других людей и выражают свою точку зрения.
Средний уровень: 3 ч.
- понимают смысл высказываний других людей, но испытывают трудности при выражении обратной связи.
Планирую:
Продолжить работу в группах и парах различного возраста и состава на уроках и во внеурочной деятельности.
Совместно с учащимися проговаривать правила работы в группах, парах и анализировать их выполнение.
Таким образом, видна динамика сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД у учащихся класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию всех видов УУД.
Выводы:
На основе данных мониторинга продолжать целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, используя рекомендации технологических карт формирования УУД.
Определить приоритетные направления работы с классом в целом с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.
Поделиться опытом с коллегами на заседании МО.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Психологическая терминология | Педагогическая терминология | Язык ребенка | Педагогический ориентир. (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником ) знаю/могу, хочу, делаю |
Личностные универсальные учебные действия.
| Воспитание личности
(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) | «Я сам».
| Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» |
Регулятивные универсальные учебные действия.
|
самоорганизация | «Я могу»
| «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» |
Познавательные универсальные учебные действия.
| исследовательская культура
| «Я учусь».
| «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | культуры общения | «Мы вместе»
| «Всегда на связи» «Я и Мы». |
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников
будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково -_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Список литературы и интернет – источники:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 - 151 с.
2. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100) / Вахрушев А.А. и др. - Режим доступа:
http://buynaksk1.dagschool.com/storage/files/2.Programma_UUD_pravlennay.pdf
PDF / 194.3 КбФормирование УУД средствами ОС "Школа 2100"
PPT / 1.45 Мб