Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100»

2
0
Материал опубликован 28 July 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Республика Карелия

Формирование УУД 

средствами ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)


Автор: Билявская Наталья Витальевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2015 г.

     В начальной школе закладывается «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать и считать, но и «научить учиться». Поэтому выбрала тему по самообразованию «Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100».
Этапы работы над темой по самообразованию: подготовительный, теоретический, практический, первичное подведение итогов, анализ.

      Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.

      Внимательно изучила книгу А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100), работы коллег по формированию УУД в начальной школе.

       «Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

   Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).

      Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания.

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Уроки русского языка нацелены на личностное развитие ученика, у него формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.

Этот же предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

В процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются и познавательные универсальные учебные действия.

Уроки литературного чтения способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств..

А формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений помогает у учащихся формировать коммуникативные действия.

Уроки окружающего мира обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»1, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет «Риторика» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.

Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности

(инструкции, конкретные рекомендации. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

Каждый педагог должен учитывать следующие аспекты:

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

    Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

    Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

    Педагогическое сопровождение этого процесса  осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио,  который является  процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

    Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.

Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах.

Формированию УУД способствует участие ребят в проектно – исследовательской деятельности. Работая по проекту «Мы – пешеходы», ребята познакомились с правилами дорожного движения (познавательные УУД), работники ДПС провели практикум «Как переходить улицу» (регулятивные УУД), агитбригада «Светофор» выступила перед учениками первых классов (коммуникативные, личностные УУД).

В дневниках учащихся ОС «Школа 2100» предусмотрена работа по выставлению самооценки за каждый урок. Ребята анализируют уровень сформированности УУД в конце каждой четверти, заполняя специальные страницы дневника.

Анализ сформированности УУД

В течение 2012 – 15 учебных годов мною проводилась диагностика познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД согласно Программе развития универсальных учебных действий МКОУ «Лахденпохская СОШ», разработчиком которой я являюсь. На основании результатов диагностики проведён мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в 1-3 классах за 2012 - 2015 учебные годы.

Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Функции мониторинга: диагностическая, оценочная, контрольная.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика класса.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических средств их достижения.

Уровни сформированности личностных УУД оценивались по следующим методикам:

  1. Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (выявление уровня самооценки)
  2. методика оценки уровня школьной мотивации по Н.Г. Лускановой
  3. методика «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)              

Сформированность личностных УУД

Класс

Самопознание и самоопределение (самооценка)

Тест «Лесенка»

Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

завышенная

Адекватная

Низкая

В

С

Н

В

С

Н

8

10

7

5

17

3

13

8

3

10

13

1

8

15

2

17

6

2

14

11



Сформированность личностных УУД:

    Самопознание и самоопределение (самооценка): Тест «Изучение самооценки» -

В 3 классе увеличилось количество ребят с повышенной самооценкой с позиций «Я оцениваю себя сам», у двух учеников – заниженная самооценка.

    Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова):

Увеличилось количество ребят с высоким уровнем мотивации. Однако у двух человек низкий уровень мотивации.

    Нравственно-этическая ориентация «Оцени поступок»:

Очень хорошие результаты, ребята понимают, как правильно оценивать тот или иной поступок.

Таким образом, видна динамика сформированности личностных УУД у учащихся 3 в класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию личностных УУД.

Планирую:

    Работать по повышению мотивации и понимания смысла учения.

    Использовать для развития смыслообразования (мотивации) такие упражнения, как «Закончи предложение», «Составь расписание», рисунок «Я в школе».

    Создание «методической копилки» форм и приёмов обучения, заданий и упражнений, которые используют творчески работающие учителя, повышающие мотивацию учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО, создающие ситуации успеха.

    Повышать мотивацию к учебной деятельности младших школьников, используя нестандартные формы уроков: уроки - путешествие, урок - игра, урок - викторина, урок защиты творческих заданий,

    Необходимо стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения)

    Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.

Уровни сформированности регулятивных УУД оценивались по следующим методикам:

    1 класс - тест Поппельрейтера (оценка распределения внимания)

    2, 3 класс - «Корректурная проба» (буквенный вариант) (определения объёма внимания)

Уровни сформированности познавательных УУД оценивались по следующим методикам:

    Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной) - 1класс

    Скрининговая диагностика познавательной сферы - 2 класс

    Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) - 3 класс

Уровни сформированности коммуникативных УУД оценивались по следующим методикам:

    Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман) – 1 класс

Оценивались коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

    Методика «Кто прав?» - 2 - 3 класс

Привожу данные результатов диагностик в таблице:

(В – высокий уровень сформированности УУД.

С – средний уровень сформированности УУД.

Н – низкий уровень сформированности УУД).

Класс

регулятивные

познавательные

коммуникативные

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2012 -13

10

7

8

3

14

7

16

5

2

2в 2013 - 14

14

8

3

5

15

5

17

6

1

3в 2014 - 15

18

6

1

11

10

4

22

3

-



Исходя из данных мониторинга, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

    Сформированность регулятивных УУД:

    У большинства учащихся 3в класса высокий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. выдвигают содержательные гипотезы, учебная деятельность для ребят приобретает форму активного исследования способов  действия.

    6 учащихся класса имеют средний уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. четко выполняют требование познавательной задачи, осознают свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи, самостоятельно формулируют познавательные цели, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

    У 2 учащихся класса низкий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, включаясь в работу, быстро отвлекаются, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

Планирую:

    Использовать на уроках и во внеурочной деятельности упражнения на развитие:

    распределения внимания: «Не собьюсь», «Муха»,

    переключаемости внимания: «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное»

    концентрации внимания: «Ладошки», «Назови имена соседей».

    Продолжить работу по формированию распределения, переключаемости, избирательности внимания.

    Сформированность познавательных УУД:

    Логические учебные действия (Методика «Нахождение схем к задачам») – 1 – 2 классы

Высокий уровень: увеличилось количество учащихся с 3 до 5 ч.

Умеют анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач

Средний уровень: 14 уч. – 15 уч.

Умеют анализировать, устанавливают закономерности, но делают с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Низкий уровень: уменьшилось количество с 7 до 5 уч.

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

    Постановка и решение проблем Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене) – 3 класс

 Высокий уровень: 11 уч.

Средний уровень: 10 уч. Низкий уровень: 4 уч.

Планирую:

    Продолжить работу по формированию логических учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

    Сформированность коммуникативных УУД:

Высокий уровень: увеличивается количество ребят с 16 до 22 ч.

- активно принимают участие в работе группы, умеют договариваться с другими людьми,

- понимают смысл высказываний других людей и выражают свою точку зрения.

Средний уровень: 3 ч.

- понимают смысл высказываний других людей, но испытывают трудности при выражении обратной связи.

Планирую:

    Продолжить работу в группах и парах различного возраста и состава на уроках и во внеурочной деятельности.

    Совместно с учащимися проговаривать правила работы в группах, парах и анализировать их выполнение.

Таким образом, видна динамика сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД у учащихся класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию всех видов УУД.

Выводы:

    На основе данных мониторинга продолжать целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, используя рекомендации технологических карт формирования УУД.

    Определить приоритетные направления работы с классом в целом с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.

    Поделиться опытом с коллегами на заседании МО.

Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )

знаю/могу, хочу,  делаю

Личностные универсальные учебные действия.

 

Воспитание личности

 

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

«Я сам».

 

Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия.

 

 

самоорганизация

«Я могу»

 

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные  учебные  действия.

 

исследовательская культура

 

«Я учусь».

 

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

культуры общения

«Мы вместе»

 

«Всегда на связи»

«Я и Мы».



Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры:  Самообразование и самоорганизация

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры:  Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково -_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры:  Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Список литературы и интернет – источники:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 - 151 с. 

2. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100) / Вахрушев А.А. и др. - Режим доступа: 

http://buynaksk1.dagschool.com/storage/files/2.Programma_UUD_pravlennay.pdf




















Сертификат о выступлении
PDF / 194.3 Кб
Формирование УУД средствами ОС "Школа 2100"
PPT / 1.45 Мб

Предварительный просмотр презентации

Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100» (из опыта работы) Автор: Билявская Наталья Витальевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Лахденпохская СОШ» 2015 г

Теоретический этап работы ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова

Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта Система общеучебных умений в Образовательной системе «Школа 2100» Личностные Нравственно-оценочные Регулятивные Организационные Познавательные Интеллектуальные Коммуникативные Коммуникативные Сравнение подходов к выделению личностных и метапредметных результатов в материалах ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100»

Теоретический этап работы

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное само- определение нравственно-этическая ориентация смысло образование нравственно-этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) Познаватель ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации Познаватель ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: – предметное содержание; – образовательные технологии деятельностного типа; –- продуктивные задания. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета: ● личностные - красным, ● регулятивные - оранжевым, ● познавательные - синим, ● коммуникативные - зеленым. Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●.

Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты Русский язык 2 класс упр. 36 «Вырази отношение к сказке!» Литературное чтение на интерпретацию текста высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией анализ характеров и поступков героев 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) 2 класс 2 ч. С. 39 «Как вы считаете, какие качества больше всего ценятся в людях?»

Эстафета читательского творчества «Я бы продолжил (а) написанное так...» «Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...» «Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...» «Наиболее радостным мне показался эпизод о...» «Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…» «Я почувствовал(а)...» «Я увидел(а)...» «Я ощутил(а)...» «Я улыбнулся(ась)...» « Я вспомнил(а)...» « Я подумал(а)...» « Я представил(а)...»

Окружающий мир Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты Учебник 1 класса, ч. 2 (с. 72) ● На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.) Учебник 2 класса, ч. 2 (с. 48) ● Найди преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне.

Математика Все задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его: «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Примеры типовых заданий , нацеленных на личностные результаты

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: 8, 9 лет Метод оценивания: фронтальное анкетирование «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с. 72

Познавательные УУД Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. 

Города – миллионеры России города население Москва 14.000.000 чел Санкт - Петербург 5.300.000 чел Самара 2.500.000 чел. Нижний Новгород 2.000.000 чел. Новосибирск 1.600.000 чел. Екатеринбург 1.600.000 чел. Омск Челябинск Уфа Казань Ростов – на Дону 1.300.000 чел.

Название Длина рек Обь (с Иртышом) 5.410 км Амур 4.444 км Лена 4400 км Иртыш 4248 км Енисей – самая многоводная река России 4092 км Волга 3530 км Урал 2428 км Колыма 2129 км Дон 1870 км Печора 1809 км Крупные реки России

  Высочайшие вершины России Эльбрус 5642 м Кавказские горы Дыхтау 5204 м Кавказские горы Шхера 5068 м Кавказские горы Казбек 5033 м Кавказские горы Белуха 4506 м Алтай Мунку - Сардык 3491 м Саяны Победа 3147 м Хребет Черского

ёрш 20 см 2 дм карась 35 см 3дм5см корюшка 14 см 1дм4см лещ 40 см 4дм налим 50 см 5 дм окунь 15 см 1дм5см щука 60 см 6 дм Рыбы Ладоги Самая короткая рыба? Cамая длинная рыба? На сколько длиннее щука, чем лещ? На сколько длиннее карась, чем ёрш?

обеспечивают организацию этапов учебной деятельности: целеполагание планирование самооценка (рефлексия) коррекция Регулятивные УУД

Предметное содержание Учебный процесс Внеурочная Проекты и жизненные задачи деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Технология оценивания Проблемно-диалогическая технология Математика, Информатика, Русский язык Технология Порядок действий Алгоритмы Порядок операций Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально Реализация оригинальных замыслов: от идеи через планы и эскизы к результату Окружающий мир Проведение экспериментов Оценивание результата Постановка учебной задачи Составление плана учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» Классы Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его 1 класс – необхо- димый уровень Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного 2 класс – необхо-димый уровень (для 1 класса – повышен-ный уровень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем 3–4 классы - необхо-димый уровень (для 2 класса – это повы-шенный уровень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Проблемный вопрос Что такое движение с точки зрения физики?

Алгоритм работы с текстовой задачей через регулятивные действия Задание 1- опознание текста задачи. Задание 2 – полная последовательность действий, совершаемых при решении задачи в начальной школе.

Продолжить предложения: Я доволен своей работой, потому что… 2. Я допустил ошибку… 3. Мне следует поработать над… Самооценка (рефлексия)

Рефлексия Всё, о чём говорилось на уроке, я уже знал Что – то знал, но узнал новое Для меня всё было новым Выбери дорогу

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Коммуникативные учебные действия Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия Возраст: 8, 9 лет Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, анализ результата. Уровни оценивания: низкий, средний, высокий «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с. 132

Коммуникативные учебные действия Уровень оценивания: высокий

Характеристика  результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Школа 2100» Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир. (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником ) знаю/могу, хочу,  делаю Личностные универсальные учебные действия.   Воспитание личности   (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам».   Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия.     самоорганизация «Я могу»   «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные  учебные  действия.   исследовательская культура   «Я учусь».   «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»   Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения «Мы вместе»   «Всегда на связи» «Я и Мы».

Результаты работы по теме Анализ комплексной работы учащихся 2 «в» класса Учащиеся хорошо находят информацию в тексте, умеют расставить порядок частей плана текста, определить главную мысль текста. Умеют оформлять информацию в таблице, находить информацию из схематического изображения. Показали сформированность познавательных УУД. Учащиеся обладают умением ставить цель учебной деятельности, определять источники информации. (Регулятивные УУД).

Задание 1. Справилось 59 % учащихся. Затруднились определить время года цветения ивы, указали конец зимы. Считаю, что причина в неумении отличить наступление весны фактическое от календарного в условиях Республики Карелия. Необходимо ежедневно проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, провести наблюдения в период цветения ивы. Задание 6. Выполнили задание 73 % учащихся. Некоторые учащиеся выписали глаголы, отвечающие на вопрос «что сделал?» На уроках русского языка продолжим работу по различению частей речи. Задание 14. Приступили к составлению плана наблюдений за природой 50 % учащихся. Считаю необходимым продолжить работу по формированию регулятивных УУД: составление плана учебных действий.

Выполнение комплексной работы учащимися класса: 24 – 20 баллов – 14 учащихся – 64 % 24 балла – 3 учащихся 23 балла – 5 учащихся 22 балла – 4 учащихся 21 балл – 1 уч. 20 баллов – 1 уч. 19 – 17 баллов – 7 учащихся – 32 % 12 баллов – 1 ученик (Левин В.) – 4 %

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.