12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Билявская Наталья Витальевна188
Учитель высшей квалификационной категории, стаж - 32 года.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»
2

Формирование УУД средствами ОС "Школа 2100"



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Республика Карелия

Формирование УУД 

средствами ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)


Автор: Билявская Наталья Витальевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2015 г.

     В начальной школе закладывается «фундамент» дальнейшего образования и воспитания личности, а, возможно, и всей дальнейшей жизни человека. Задача учителя начальных классов не только научить читать, писать и считать, но и «научить учиться». Поэтому выбрала тему по самообразованию «Формирование УУД средствами ОС «Школа 2100».
Этапы работы над темой по самообразованию: подготовительный, теоретический, практический, первичное подведение итогов, анализ.

      Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе являлось получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья. Диагностика первоклассников, проведённая в сентябре 2012 г. показала средний и низкий уровень выполнения заданий. На основании результатов диагностики составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесса развития личности.

      Внимательно изучила книгу А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», Программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100), работы коллег по формированию УУД в начальной школе.

       «Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

   Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).

      Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Каждый учебный предмет ОС «Школа 2100» решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания.

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Уроки русского языка нацелены на личностное развитие ученика, у него формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения.

Этот же предмет обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

В процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются и познавательные универсальные учебные действия.

Уроки литературного чтения способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств..

А формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Развитию познавательных универсальных учебных действий так же способствуют уроки математики. Дети учатся использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Умение записывать сведения об окружающем мире на языке математики, умение строить цепочки логических рассуждений помогает у учащихся формировать коммуникативные действия.

Уроки окружающего мира обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»1, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет «Риторика» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.

Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности

(инструкции, конкретные рекомендации. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

Каждый педагог должен учитывать следующие аспекты:

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

    Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

    Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

    Педагогическое сопровождение этого процесса  осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио,  который является  процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

    Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Планируя каждый урок, продумываю методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке ребята самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цели урока, при этом чётко понимая границы знания и незнания учебного материала.

Применяю на всех уроках работу в парах, на обобщающих – работу в группах.

Формированию УУД способствует участие ребят в проектно – исследовательской деятельности. Работая по проекту «Мы – пешеходы», ребята познакомились с правилами дорожного движения (познавательные УУД), работники ДПС провели практикум «Как переходить улицу» (регулятивные УУД), агитбригада «Светофор» выступила перед учениками первых классов (коммуникативные, личностные УУД).

В дневниках учащихся ОС «Школа 2100» предусмотрена работа по выставлению самооценки за каждый урок. Ребята анализируют уровень сформированности УУД в конце каждой четверти, заполняя специальные страницы дневника.

Анализ сформированности УУД

В течение 2012 – 15 учебных годов мною проводилась диагностика познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД согласно Программе развития универсальных учебных действий МКОУ «Лахденпохская СОШ», разработчиком которой я являюсь. На основании результатов диагностики проведён мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в 1-3 классах за 2012 - 2015 учебные годы.

Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Функции мониторинга: диагностическая, оценочная, контрольная.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика класса.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических средств их достижения.

Уровни сформированности личностных УУД оценивались по следующим методикам:

  1. Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (выявление уровня самооценки)
  2. методика оценки уровня школьной мотивации по Н.Г. Лускановой
  3. методика «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)              

Сформированность личностных УУД

Класс

Самопознание и самоопределение (самооценка)

Тест «Лесенка»

Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

завышенная

Адекватная

Низкая

В

С

Н

В

С

Н

8

10

7

5

17

3

13

8

3

10

13

1

8

15

2

17

6

2

14

11



Сформированность личностных УУД:

    Самопознание и самоопределение (самооценка): Тест «Изучение самооценки» -

В 3 классе увеличилось количество ребят с повышенной самооценкой с позиций «Я оцениваю себя сам», у двух учеников – заниженная самооценка.

    Смыслообразование (мотивация) Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова):

Увеличилось количество ребят с высоким уровнем мотивации. Однако у двух человек низкий уровень мотивации.

    Нравственно-этическая ориентация «Оцени поступок»:

Очень хорошие результаты, ребята понимают, как правильно оценивать тот или иной поступок.

Таким образом, видна динамика сформированности личностных УУД у учащихся 3 в класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию личностных УУД.

Планирую:

    Работать по повышению мотивации и понимания смысла учения.

    Использовать для развития смыслообразования (мотивации) такие упражнения, как «Закончи предложение», «Составь расписание», рисунок «Я в школе».

    Создание «методической копилки» форм и приёмов обучения, заданий и упражнений, которые используют творчески работающие учителя, повышающие мотивацию учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО, создающие ситуации успеха.

    Повышать мотивацию к учебной деятельности младших школьников, используя нестандартные формы уроков: уроки - путешествие, урок - игра, урок - викторина, урок защиты творческих заданий,

    Необходимо стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения)

    Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.

Уровни сформированности регулятивных УУД оценивались по следующим методикам:

    1 класс - тест Поппельрейтера (оценка распределения внимания)

    2, 3 класс - «Корректурная проба» (буквенный вариант) (определения объёма внимания)

Уровни сформированности познавательных УУД оценивались по следующим методикам:

    Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной) - 1класс

    Скрининговая диагностика познавательной сферы - 2 класс

    Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) - 3 класс

Уровни сформированности коммуникативных УУД оценивались по следующим методикам:

    Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман) – 1 класс

Оценивались коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

    Методика «Кто прав?» - 2 - 3 класс

Привожу данные результатов диагностик в таблице:

(В – высокий уровень сформированности УУД.

С – средний уровень сформированности УУД.

Н – низкий уровень сформированности УУД).

Класс

регулятивные

познавательные

коммуникативные

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2012 -13

10

7

8

3

14

7

16

5

2

2в 2013 - 14

14

8

3

5

15

5

17

6

1

3в 2014 - 15

18

6

1

11

10

4

22

3

-



Исходя из данных мониторинга, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

    Сформированность регулятивных УУД:

    У большинства учащихся 3в класса высокий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. выдвигают содержательные гипотезы, учебная деятельность для ребят приобретает форму активного исследования способов  действия.

    6 учащихся класса имеют средний уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. четко выполняют требование познавательной задачи, осознают свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи, самостоятельно формулируют познавательные цели, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

    У 2 учащихся класса низкий уровень сформированности регулятивных УУД, т.е. определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, включаясь в работу, быстро отвлекаются, осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

Планирую:

    Использовать на уроках и во внеурочной деятельности упражнения на развитие:

    распределения внимания: «Не собьюсь», «Муха»,

    переключаемости внимания: «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное»

    концентрации внимания: «Ладошки», «Назови имена соседей».

    Продолжить работу по формированию распределения, переключаемости, избирательности внимания.

    Сформированность познавательных УУД:

    Логические учебные действия (Методика «Нахождение схем к задачам») – 1 – 2 классы

Высокий уровень: увеличилось количество учащихся с 3 до 5 ч.

Умеют анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач

Средний уровень: 14 уч. – 15 уч.

Умеют анализировать, устанавливают закономерности, но делают с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Низкий уровень: уменьшилось количество с 7 до 5 уч.

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

    Постановка и решение проблем Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене) – 3 класс

 Высокий уровень: 11 уч.

Средний уровень: 10 уч. Низкий уровень: 4 уч.

Планирую:

    Продолжить работу по формированию логических учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

    Сформированность коммуникативных УУД:

Высокий уровень: увеличивается количество ребят с 16 до 22 ч.

- активно принимают участие в работе группы, умеют договариваться с другими людьми,

- понимают смысл высказываний других людей и выражают свою точку зрения.

Средний уровень: 3 ч.

- понимают смысл высказываний других людей, но испытывают трудности при выражении обратной связи.

Планирую:

    Продолжить работу в группах и парах различного возраста и состава на уроках и во внеурочной деятельности.

    Совместно с учащимися проговаривать правила работы в группах, парах и анализировать их выполнение.

Таким образом, видна динамика сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД у учащихся класса. Однако необходимо продолжить работу по формированию всех видов УУД.

Выводы:

    На основе данных мониторинга продолжать целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, используя рекомендации технологических карт формирования УУД.

    Определить приоритетные направления работы с классом в целом с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.

    Поделиться опытом с коллегами на заседании МО.

Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )

знаю/могу, хочу,  делаю

Личностные универсальные учебные действия.

 

Воспитание личности

 

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

«Я сам».

 

Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия.

 

 

самоорганизация

«Я могу»

 

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные  учебные  действия.

 

исследовательская культура

 

«Я учусь».

 

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

культуры общения

«Мы вместе»

 

«Всегда на связи»

«Я и Мы».



Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры:  Самообразование и самоорганизация

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры:  Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково -_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры:  Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Список литературы и интернет – источники:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 - 151 с. 

2. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100) / Вахрушев А.А. и др. - Режим доступа: 

http://buynaksk1.dagschool.com/storage/files/2.Programma_UUD_pravlennay.pdf




















Сертификат о выступлении
PDF / 194.3 Кб
Формирование УУД средствами ОС "Школа 2100"
PPT / 1.45 Мб
Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.