Шимон Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 7 п. Талинка ХМАО - Югра
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение» (ОС «Школа 2100»)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: Познакомиться с понятием умножение, знаком умножения; раскрыть смысл действия умножения.
Планируемые достижения:
Предметные: знать, что такое умножение, конкретный смысл умножения; уметь читать выражения на умножение разными способами, заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
Метапредметные.
Познавательные: уметь составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные: уметь ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; работать в паре и группе;
Личностные: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи..
Регулятивные: участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Оборудование: проектор, документ – камера, карточки для групповой работы
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, документ – камера, презентация к уроку, карточки для групповой работы
УМК «Математика», 2 класс (авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.)
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Комментарии |
I. Организационный момент. |
Вот звонок сигнал нам дал, Поработать час настал. Очень тихо мы садимся, В путь за знанием стремимся. |
Эмоциональный настрой учащихся на работу |
Слайд 1 |
II. Актуализация знаний. |
Ребята, сегодня на уроке математики мы будем с вами открывать новые знания. Нашими помощниками на уроке будут Катя и Вова. Прежде чем открыть новое знание, нам надо повторить то, что мы уже знаем. Катя и Вова предлагают вам поработать в группах и выполнить задание. На карточках задание: Прочитайте слова и разбейте их на 2 группы.Слова первой группы подчеркните красным карандашом, второй – синим. Найдите лишнее слово. Сложение, вычитание, плюс, минус, слагаемое, уменьшаемое, слагаемое, вычитаемое, сумма, умножение, разность. Что же у вас получилось? Прочитайте слова первой группы. Прочитайте слова второй группы. Какое слово вы выделили как лишнее? Почему? |
Учащиеся работают в группах, выполняют задание на карточках Выходят представители от каждой группы, объясняют, на какие две группы разбили слова, почему. Лишнее слово умножение, так как мы с ним не знакомы. |
Слайд 2 Слайд 3 |
III. Формулирование темы и задач урока. |
Определите тему нашего урока. Какие вопросы у вас возникли? (Карточки – вопросы) Попробуйте сформулировать цель урока. |
Сегодня на уроке мы познакомимся с умножением. Что такое умножение? Как выполняется умножение? Что обозначают числа при умножении? |
|
IV Создание проблемной ситуации. |
Откройте учебники на стр. 48. Рассмотрите рисунки № 1. Запишите выражения, с помощью которых вы узнаете сколько всего ягод на каждом рисунке и найдите их значения. Назовите выражение, с помощью которого вы нашли количество ягод на первом рисунке? А на втором? Подчеркните в тетрадях выражение с одинаковыми слагаемыми. Какое выражение вы подчеркнули? А теперь давайте обратимся к нашим помощникам. Прочитайте диалог Кати и Вовы. Какой возникает вопрос? Какой новый знак заметили? |
Работают в парах. 5 + 5 +5 = 15 3 + 6 + 7 = 16 Работают самостоятельно. Читают мальчик и девочка. Ученик: Я нашел количество ягод на первом рисунке выражением 5 + 5 = 5 и получил 15. Ученица. А я рассуждала по другому и нашла количество ягод на рисунке умножением (5∙3) и тоже получила 15 Права ли Катя и как она рассуждала? Появился новый знак, знак умножения. |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
V. Открытие нового знания. |
Рассмотрите выражения Кати и Вовы. Чтобы понять, как она рассуждала Катя, поработайте в группах и выполните задание на карточке. Задание на карточках: Рассмотрите равенство и ответьте на вопросы. 5∙3=5+5+5 1)Какие слагаемые в выражении Вовы?________ 2)Чему равны эти слагаемые? _________ 3) Сделайте вывод: первое число при умножении показывает __________________________ 4) Сколько слагаемых в выражении Вовы? 5) Сделайте вывод: второе число при умножении показывает _____________________________ Проверка. Расскажите, как рассуждала Катя. Проверьте по учебнику свой вывод. Что же мы с вами открыли? Прочитайте выражение Кати несколькими способами, опираясь на правило в учебнике. |
Работа в группах по карточкам Выходят к доске представители групп В выражении Вовы одинаковые слагаемые. Они равны 5. У Кати первое число 5, значит оно показывает, какие одинаковые слагаемые прибавляли. Вова прибавил число 5 три раза, в выражении Кати второе число 3, значит оно показывает, сколько раз прибавляли слагаемое. Читают самостоятельно. Мы узнали, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Первое число показывает, какое слагаемое прибавляли, второе число – сколько раз прибавляли слагаемое. Читают выражение разными способами. |
|
VI. Физминутка. |
Мы с вами хорошо поработали пора и отдохнуть.
Поднимает руки класс-это раз, |
Дети выполняют движения, повторяя за ведущим |
|
VI. Первичное закрепление. VII. Итог урока. Рефлексия VIII. Домашнее задание |
№ 3. Прочитайте задание. Что надо сделать? Нужно ли находить значения выражений? А теперь рассмотрите выражения под № 2. Посовещайтесь и решите, на какие 2 группы разобьем эти выражения. Запишите в тетрадь выражения с одинаковыми слагаемыми. Как вы думаете, какое задание можно придумать к выражениям с одинаковыми слагаемыми? Выполните это задание в тетради. Проверьте друг у друга. Верно ли вы выполнили задание? № 5. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Прочитайте первую задачу. Сделайте к ней рисунок и решите ее. Проверка. Если решение записано сложением, задать вопрос: А можно ли записать решение другим способом? РЕЗЕРВ. Решение второй задачи самостоятельно. Вы хорошо поработали на уроке, давайте подведем итог. Посмотрите на слайд и закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я хочу поблагодарить… А теперь каждый из вас даст самооценку своей работе. Работаем с «лесенкой успеха» Вверху – поняли что такое умножение и не допустили ни одной ошибки в зданиях На шаг ниже – всё понял, но допускал ошибки На шаг ниже – плохо понял про умножение, допускал ошибки. Поднимите руки, кто поставил себя на самую верхнюю ступеньку? Кто находится ниже? А кто на первой ступеньке? Ребята, как вы думаете, почему вы допускали ошибки? Какую задачу мы поставим перед собой на перспективу. Вы молодцы! Стр. 49 № 6 |
Надо прочитать выражения, находить их значения не надо. Читают выражения разными способами. Работа в группах. Можно разбить на 2 группы. 1 группа с одинаковыми слагаемыми. 2 группа – с разными слагаемыми. Примеры на сложения с одинаковыми слагаемыми можно заменить примерами на умножения. Работают самостоятельно, выполняют взаимопроверку Надо сделать рисунки и решить задачи Работа в парах. Решение можно записать умножением. 10 ∙ 4 = 40, так как у нас слагаемое 10, прибавляли 4 раза. Дети читают предложения и заканчивают из Работают с «лесенкой успеха в тетради Это была новая тема. Нам нужно закрепить свои знания по теме «Умножения», узнать, как называются числа при умножении. |