ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ В УШУ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

0
0
Материал опубликован 3 April

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ В УШУ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Уланов Андрей Владимирович, тренер МБУДО «ЦДЮ г. Челябинска»


Аннотация. Многие годы позаимствованная у тайцзи-цюань идея внутренней энергии граничит с мистицизмом. Действительно, на высших стадиях овладения мастерством это может оказаться правдоподобным; но в общем и целом искусство тайцзи-цюань доступно практически каждому при условии, что им занимаются правильно и настойчиво, под руководством опытного учителя.

Ключевые слова: ушу, тайцзицюань, восточная медицина, оздоровительные практики, цигун, физическое здоровье, энергетика, медитация.


О ней в «Трактате о тайцзи-цюань говорится: «Энергия берет свое начало в ступнях, пропускается по ногам, направляется животом и появляется в руках и пальцах». Таким образом, используется энергия живота и ног. Именно это Сюнь Янхэ в своей книге называет «величайшим секретом искусства использования тайцзи-цюань». Обычно люди полагаются на силу в верхней части туловища и руках; тайцзи-цюань же учит использовать силу нижней части нашего тела.

Понять этот теоретический принцип нам поможет аналогия с движением хлыста; Представим себе, что наши ступни являются рукояткой хлыста; тогда ноги и живот будут его основанием, а руки и пальцы – кончиком хлыста. Несмотря на кажущуюся плавность движений тела, кончик хлыста будет нести в себе очень мощный энергетический заряд.

Внутренняя энергия берет свое начало в процессе расслабления сухожилий и связок, по-китайски сухожилия также называются цзинь.

Сухожилия – такая же часть нашего тела как и мышцы, по своей эластичности они не уступают молодому бамбуку и придают силу мышцам. Связки представляют собой волокна, с помощью которых соединяются кости, а суставные сочленения сохраняют свою целостность. Таким образом, сухожилия и связки в определенном смысле напоминают упругую резиновую ленту и, аналогично этой ленте, могут быть использованы для извлечения энергии. Правда, как и в случае с резиной, излишнее их растяжение может привести не только к ослаблению, но и к разрыву; без упражнений сухожилия и связки постепенно деградируют.

Так или иначе, эта «резиновая лента» нашего тела может стать мощной и полезной – если, конечно, не переусердствовать. Описанную выше аналогию можно уловить в следующих строках древнего трактата «Просветление разума относительно тринадцати поз движения»: «Избытка внутренней энергии можно добиться лишь с помощью сгибания и накопления». В «Песни толкающих рук» говорится: «Энергия лишь кажется расслабленной; на самом же деле она не столь расслаблена, как кажется».

Упражнения тайцзи-цюань усиливают кровообращение и вызывают прилив тепла, которое питает сухожилия и связки, улучшая их эластичность и гибкость. Расслабление способствует достаточному раскрепощению мышц и костей скелета, благодаря чему кровь и энергия могут беспрепятственно циркулировать внутри и вокруг них. Внутреннее напряжение препятствует естественному прохождению крови и энергии.

Когда кровь и энергия получают возможность беспрепятственно двигаться внутри тела, это приводит к увеличению эластичности и гибкости сухожилий и связок. Образующееся при этом тепло начинает действовать на костную ткань, проникая внутрь костей и превращаясь там в костный мозг. Термин «Костный мозг» в нашем случае имеет два значения: 1) мягкая, богатая жиром и сосудами ткань, заполняющая внутреннюю полость костей; и 2) субстанция, определяющая силу и жизнеспособность костной структуры.

По мере того как энергия проникает внутрь костей, количество костного мозга увеличивается. Это укрепляет кости, омолаживает их и делает менее ломкими. Таким образом, кости, подобно сухожилиям и связкам, принимают внутрь себя энергию, становясь гибкими, как кости младенца, и сильными – как кости тигра.

В человеческом теле есть много артерий, вен и капиллярных сосудов, которые разносят кровь по всему телу. Ци – это своего рода внутренний кислород нашего организма. Если ци застоялась внутри тела и не получает необходимой стимуляции, то она не сможет способствовать усилению кровообращения. Однако при регулярном ее стимулировании будет производится тепло и улучшаться движение крови; это, в свою очередь, приведет к активизации «свободного обращения»

Трактат «Песнь и сущность тринадцати поз» утверждает, что «если живот полностью расслаблен, в нем зарождается ци; она получает возможность свободно передвигаться по всему телу».

В самом начале вам придется полагаться на собственный разум; однако, приобретя мастерство, вы сможете целиком довериться телу, позволяя ему реагировать спонтанно, не привлекая вашего внимания к происходящему. В этом и заключается смысл одной из строк «Классического трактата по тайцзи-цюань», которая гласит: «ни пера нельзя добавить, и даже муха не сможет сесть». Разум сделает ваше тело столь чувствительным и готовым к действию, что вас не застанут врасплох даже во сне. При этом энергия будет двигаться в вашем теле совершенно свободно и независимо, а разум останется ясным, чистым и спокойным вопреки любым обстоятельствам.

Таким образом, принципы движений и действий тайцзи-цюань – такие, как «использования тела как единого целого» - являются именно тем средством, которое позволяет нам вырабатывать внутреннюю энергию.



Список литературы

Чжэнь-гун. Внутренние энергии в тайцзи-цюане. Пер. с англ. – К.: «София», Ltd. 1996. – 288 с.

Мантэк Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзи: тайцзи-цигун I. Пер. с англ. – К.: «София», 1997. – 320 с.

Красулин И. А. Жесткий цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств. – М.: Энергоатомиздат, 1994. – 152 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации