Статья «Формирования образовательных компетенций у обучающихся через применение дистанционных образовательных технологий в робототехнике»
Пояснительная записка к презентации
Формирования образовательных компетенций у обучающихся, через применение дистанционных образовательных технологий в робототехнике
Тендит Татьяна Николаевна,
ПДО МБОУ ДО Кванториум
В современном мире дистанционное обучение становится все более актуальным. Однако при резком переходе из традиционного режима обучения в дистанционный формат перед педагогами детского технапорка «Кванториум» встал вопрос о выработке стратегии, позволяющей мобилизовать все имеющиеся ресурсы для осуществления образовательного процесса и сохранить контингент обучающихся. В творческом объединении Робоквантум реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для обучающихся от 5 до 18 лет. Для перехода в дистанционный режим необходимо было произвести корректировку учебных планов и календарных учебных графиков таким образом, чтобы все обучающиеся смогли освоить образовательную программу и показали хорошие результаты обучения.
Программа пропедевтического уровня «Роболэнд» рассчитана на обучающихся 5-6 лет. Темы учебных занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач, ребенок расширял кругозор: изучение сказок, архитектуры, птиц и зверей, транспорта, космоса способствует формированию знаний об окружающей среде, мире. Занятие в дистанционном формате по данной программе было построено следующим образом: ребята просматривали информационно-развивающий мультфильм, отвечали на поставленные вопросы по конструкции устройства, создавали модель из деталей Lego по изучаемой теме и выполняли творческое задание на закрепление полученных знаний. Огромную помощь при организации занятий оказывали родители детей, они вместе с ребятами готовили фотоотчеты, а некоторые даже монтировали видеоролики по теме занятий с участием детей в представлении выполненных мини-проектов, моделей и творческих работ.
Программа «Юные Lego изобретатели» предназначена для обучающихся 7-11 лет. Современные требования организации и результативности учебной деятельности требуют того, чтобы происходило развитие и формирования soft- и hard компетенций, всесторонних личностных качеств ребёнка. В связи с этим актуальными становятся результаты собственной деятельности обучающихся. Поэтому на занятиях активно применяются кейс технологии. При организации дистанционного обучения, ребятам предлагалось решение кейсовых заданий: «Насекомые», «Парк аттракционов», «Архитектурные сооружения с мировой известностью» и другие. В качестве отчета о проделанной работе, дети вместе с родителями готовили защиту проекта по решению кейса, в которой рассказывали об используемых конструктивных решениях и механизмах.
Для обучающихся 12-15 лет в Робоквантуме реализуется программа «Мир робототехники». С данной возрастной категорией в дистанционном формате работать с одной стороны проще, так как ребята данного возраста самостоятельны и нет необходимости привлекать к помощи в их обучении родителей, с другой стороны, чтобы дети самостоятельно занимались, необходима их устойчивая мотивация и заинтересованность. Деятельность обучающихся на занятиях робототехники включает в себя планирование, проектирование, сборку и испытания моделей роботов самого разного назначения. Для сборки виртуальных роботов была выбрана программа Lego Digital Designer. Программирование роботов осуществляли в среде с интерактивным режимом имитационного моделирования Trik Studio, которая позволяет не только запрограммировать созданного робота, но и просмотреть результат выполнения задания.
Программа «VEX робототехника» рассчитана на обучающихся 16-18 лет. Здесь для конструирования роботов использовались программы VEX Assembler и Snap CAD. Для программирования роботов VEX на занятиях мы использовали программу Robot C, в которой есть встроенная оболочка виртуального мира.
Таким образом, во время дистанционного обучения ребята не только продолжают освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, но и овладевают новыми компетенциями в области программирования и трехмерного моделирования.
В ходе обучения ребята из Робоквантума принимают активное участие в различных соревнованиях и конкурсах, это дает им новый стимул и импульс для дальнейшего творчества и стремления к положительной динамике результативности деятельности, позволяет поддерживать заинтересованность в выбранном направлении, устойчивую мотивации к продолжению обучения. Дистанционное обучение также позволяет ребятам принимать участие в различных мероприятиях.
Подводя итог, можно сказать, что дистанционное обучение открывает новые возможности образовательного процесса, позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.