Статья «Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения»
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Н.Н. Котова
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.[5] Информационно-коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников. E-Learning (сокр. от англ. Electronic Learning – электронное обучение) – это система электронного обучения. Под термином E-Learning понимают дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Специалистами ЮНЕСКО было дано следующее определение: E-Learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа. [1] Применение дистанционных технологий в процессе обучения было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, при внедрении ФГОС нового поколения главная задача учителя – освоить ИОС (ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА) школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Во-вторых, существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. К сожалению, дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, существует дистанционное обучение. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий. [3] Существует немало профессионально сделанных интегрированных инструментальных программ-оболочек для создания курсов дистанционного обучения. [2]
Moodle – это акроним слов «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объeктно-ориeнтированная динамическая обучающая среда). Moodle работает в любой операционной систeмe. Используя данную программу можно размещать тексты, фотографии, картинки, видео и аудиофайлы по любым темам школьного курса.
Stepic. org – это платформа для создания абсолютно бесплатных дистанционных уроков, курсов. Используя данную программу можно размещать тексты, фотографии, картинки, видео и аудиофайлы, записывать видео сообщения, собирать пазлы по любым темам школьного курса. Работая учителем иностранного языка в средней и начальной школе, я пришла к выводу, что невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, а наоборот пытаются его увеличить, что требует от учащегося постоянной концентрации, напряжению памяти. Все это влечет к низкому качеству усвоения программного материла. Поэтому, можно сделать один вывод – необходимо организовывать дистанционные уроки, которые помогут учащимся повторить и закрепить учебный материал дома в привычном для него темпе.
Достижение поставленной цели я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать дистанционные уроки для закрепления и обобщения, и выполнения домашнего задания дома;
-сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
-направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
Новизна моего опыта состоит в создании дистанционных уроков в программе Stepic и использование материалов сети Интернет, как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Трудоёмкость опыта заключается в создании урока в программе Stepic , в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, в разработке методических материалов и учебных пособий. Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка начальных и средних школ при условии наличия техники у учащихся. Можно с уверенностью сказать, что созданные мною уроки в программе Stepic повысили интерес учащихся к изучаемому языку, повысилась и интенсивность учебного процесса, и качество усвоения нового материала. Тем более, что материал при использовании компьютера усваивается прочнее. В свои обобщающие уроки я стараюсь включить различные виды заданий: тесты, ролевые игры, работа с видеофильмами, работа с ментальными картами, пазлы, кроссворды, задания на сопоставления и т.д. Кроме того, данная программа имеет наличие обратной связи, и многие задания оценивает автоматически, что позволяет сократить время на проверку домашнего задания. Также широкие возможности для создания контента дистанционных курсов имеют порталы образовательных ресурсов:
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
www.fcior.edu.ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/view
Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. мм в удобное для него время. [3] Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Из on-line технологий прежде всего нужно отметить программу Skype и от того как продуктивно используются ее возможности зависит качество работы учителя. Программа Skype имеет такие возможности как: обмен сообщениями, голосовое общение, возможность передачи файлов, ссылок на интернет-ресурсы, демонстрация экрана. Имея определенный опыт по данному вопросу, мы можем выделить следующие проблемы: 1. Слабое распространение опыта использования элементов дистанционного обучения среди учащихся и педагогов. 2. Неподготовленность учащихся к сетевому общению и самостоятельной работе с ресурсами Интернет. 3. Неподготовленность преподавателей к работе в сети. Данный опыт также позволяет сделать выводы о перспективах развития использования дистанционных технологий: 1. Создание учебных и элективных дистанционных курсов для учащихся, ориентированных на профильное обучение и обучение на дому.
2. Создание дистанционных курсов, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся (Интернет - викторины, подготовка к олимпиадам).
Сегодня можно с уверенностью сказать, что терпеливый и опытный педагог, современные дистанционные технологии, качественное компьютерное оборудование, благоприятная психолого-эмоциональная обстановка, обучение, выстроенное с учетом индивидуальных возможностей здоровья ребенка, помогают достичь любому ученику значительных успехов в учебе.