Формирующее оценивание в начальной школе
Применение формирующего оценивания на уроках
в начальной школе как способ достижения образовательных результатов
«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству», так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс. С этим сложно не согласиться, ведь задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши ученики стали успешными, самостоятельными, творческими и готовыми к саморазвитию.
Согласно требованиям к результатам образовательной программы, обущающийся должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. Оценивание - это определение и выражение в условных знаках или баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени освоения обучающимися знаний, умений, навыков, установленных программой как процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности обучения и воспитания, как процесс сравнения умений, навыков и знаний с теми эталонами, которые предписаны в учебной программе, как процедуру измерения.
ФГОС предъявляет к процессу оценивания следующие требования:
оценивание достигаемых образовательных результатов;
оценивание процесса их формирования;
оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
собственного процесса обучения.
Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Стоит заметить, что главная компетенция ученика по ФГОС — умение учиться самостоятельно — опирается на оценочную самостоятельность, рефлексию и саморазвитие. Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения. Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 г. Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». Он ввёл данный термин в качестве инструмента повышения качества освоения образовательной программы и противопоставлял его суммативному оцениванию, которое определял как показатель соответствия уровня обученности стандартам.
Цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Основной чертой формирующего оценивания является применение приёмов и методов, улучшающих качества знаний обучающихся. Данный вид оценивания является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние уровня обученности и определить перспективы дальнейшего развития обучающегося. Ключевой идеей формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты: данные об актуальном уровне достижений, данные о желаемом уровне достижений, механизм сравнения этих двух уровней и определения, разрыва между ними, механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Формирующее оценивание даёт учителю возможность получать информацию о том, как идёт учебный процесс, своевременно корректировать его. При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия: 1) Изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебных процесс. 2) Результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания. 3) Изменение личного педагогического стиля учителя.
Существует огромное количество техник и приемов формирующего оценивания. Все зависит от учебного предмета, цели использования данных техник и приемов, нацеленности на результат.
В системе оценивания образовательных результатов в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Использование формирующего оценивания на уроках помогает оценить каждого ученика и построить индивидуальный образовательный маршрут. Данная технология строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. На уроке используется формирующая оценка как инструмент формирования предметных, метапредметных и личностных навыков.
Этапы введения формирующего оценивания:
1.Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;
2.Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;
3.Объяснить цель происходящего ученикам;
4.После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
5.Дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.
Для того, чтобы внедрить данную технологию в работу учителя начальных классов, необходимо действовать по алгоритму. Рассмотрим пример использования формирующего оценивания на уроках математики в 1 классе по УМК «Школа России».
Шаг 1. Планируем достижение образовательных результатов обучающихся по темам.
В рабочей программе педагога были спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) обучающихся по учебным темам.
Шаг 2. Формулируем цель урока как достижение образовательных результатов деятельности обучающихся.
Формулируем цель так, чтобы результат достижения цели обучения был диагностируемым. То есть с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.
Например. Результат достижения данной цели урока математики в 1 классе может быть диагностирован. «Ученик будет иметь возможность научиться называть состав числа 4» или «Учащиеся научатся подбирать краткую запись к конкретной текстовой задаче».
Вообще учитель может сформулировать две цели урока - одна для него самого (которую он собирается достичь, проведя урок) и вторая - для обучающихся к которой могут стремиться они).
Шаг 3. Формулируем задачи урока как последовательность шагов деятельности обучающихся.
Задачи урока, должны быть направленны на достижение поставленных целей и отражать конкретные действия обучающихся на уроке. В итоге решение этих задач должно привести к достижению цели.
Например. Цель урока математики в 1 классе «Научить обучающихся составлять алгоритм решения простой задачи». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать представление о понятии «алгоритм»;
написать алгоритм решения задачи;
решить задачу по написанному алгоритму с целью проверки его правильности;
сформулировать выводы.
Один из эффективных приёмов постановки задач урока «Двойная рефлексия». Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Освоение того, что они не знают или не умеют, и будет являться задачами урока.
Шаг 4. Определяем конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Критерии могут разрабатываться самим учителем, а можно создавать их вместе с обучающимися при соответствующем уровне их подготовки. Критерии оценивания всегда должны быть известны школьникам заранее. Они должны быть: однозначными, понятными и чётко сформулированными.
Например.
Шаг 5. Оцениваем деятельность обучающихся в соответствии с представленными критериями.
После того как перечень критериев сформирован, необходимо оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с содержанием выбранных критериев.
Шаг 6. Осуществляем обратную связь.
Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи. Такая обратная связь осуществляется в ходе оценивания деятельности обучающихся на отдельных этапах урока учителем. Принципы оказания обратной связи:
1. Показывать, что получилось хорошо.
2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях.
4. Создавать возможность вносить исправления.
Например, можно использовать различные листы самооценивания.
Шаг 7. Сравниваем результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
При оценивании работы на уроке необходимо сравнивать образовательные результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Для самооценки педагогом правильности организации текущего (формирующего) оценивания используется «Карта достижений».
Шаг 9. Корректируем образовательный маршрут обучающегося.
Для формирующего оценивания важно обеспечить обучающимся возможность выбора по различным направлениям: выбор заданий (домашних, контрольных), исправление ошибок, выполнение заданий в различном темпе, ознакомление обучающихся заранее с заданиями, которые они должны будут выполнить обязательно.
Применяя приёмы формирующего оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии навыка самооценки, самоопределения и самоорганизации. Это делает и работу преподавателя, и учебную работу учеников более эффективной.
Таким образом, формирующее оценивание позволяет вовлечь ученика в систему процесса обучения, дать ему возможность понять его слабые и сильные стороны в этом процессе и, следовательно, повысить его мотивацию к обучению. Кроме того, формирующее оценивание позволяет развить навыки само- и взаимооценки у обучающихся. Такой подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.