Доклад на тему «Формирующее оценивание»

5
0
Материал опубликован 15 December 2020

Здравствуйте, коллеги! Меня зовут, Ожигин Сергей Николаевич, учитель «МБОУ Бестужевская СОШ».

Хочу представить свой опыт работы по формирующему оцениванию.

Под формирующим оцениванием, понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, а так же поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы.

В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся, его товарищами. Цель оценивания: - поддерживать развитие учащегося – то есть предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу. Направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути: так же поддержка учащегося в процессе учебы и индивидуального развития.

Ну и оценивание – это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Мною были опробированы две методики формирующего оценивания: «Составление тестов» и «Две звезды и желание».

Методика «Составления тестов». Работу проводил в 6 классе. В классе 8 человек. Предмет история. Результаты применения данной методики рассмотрим на примере темы по Региональному содержанию: «Двинская Земля в XVI веке.

На первом уроке разобрали тему и обучающимся было задано домашнее задание по выданному тексту, по теме, составить по три вопроса. Без вариантов ответа и к тем же вопросам продумать варианты ответа.

На втором уроке обучающиеся принесли домашнее задание и было выбрано пять вопросов для последующей самостоятельной работы.

Вопросы:

В каком веке преобладало черносошное земледелие?

В каком веке крестьяне стали называться удельными?

В каких отраслях монастыри стали монополистами?

Каким словом было заменено прилагательное «черносошный»?

Как называли себя богатые мужики?

Мы провели эксперимент. В начале обучающиеся выполнили тестовую работу с вопросами без вариантов ответа. А затем туже работу с вариантами ответа. Проанализировав работу по критериям оценивания:

5- правильных ответов на 5 баллов;

4- правильных ответа на 4 балла;

3 правильных ответа на 3 балла;

2 – правильных ответа на 2 балла.

А баллы - это оценки.

Затем были подведены итоги: с тестом с выбором варианта ответа обучающиеся справились лучше.

Обучающиеся оценивали сами себя. Выполненный свой тест обучающиеся провели сами. Соответственно все свои ошибки видели.

Подобная работа была проведена в 8 классе на уроке истории. Тема: регионального содержания. Результаты работ те же.

Ну и походу работы обучающиеся получают навыки работы с текстом, тестом, формированием, самооцениванием.

Методика «Две звезды и желание», может применятся при оценивании творческих, практических работ учащихся, сочинений, эссе.

Результаты применение данной методики рассмотрим на примере урока истории в 6 классе по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV века.

Обучающимся нужно было подготовить выступление с презентацией. По желанию обучающихся, выбирали будут ли они работать в паре или индивидуально. Получилось 6 работ: 2-ве парных; 4-ре индивидуальных работ.

Обучающиеся должны составить презентацию, выступление, и на следующем уроке обучающиеся будут оценивать друг друга выступление.

И оценивают выступление друг друга по критериям оценивания. Всего три позиции. За каждую позицию по три балла:

Балл, то есть звезда ( за место баллов выдавались звезды) удовлетворительное выступление.

2- балла хорошее выступление

-балла отличное выступление.

Затем баллы – звезды переводятся в оценки.

При выведении баллов складываются баллы всех оценивающих по каждой позиции, затем полученные баллы складываются и проверяется по балловой шкале критерий предоставленной на слайде.

Баллы оценивающих оценивающими заносились в оценочную таблицу. Задача была не только подготовить презентацию, выступление и оценить друг друга.

А по итогу выступления товарищей загадать желание- которое на следующем уроке они должны были выполнить

Ну и после проделанной работы подведение итогов.

Для проверки ребят я также сам заносил результаты обучающихся в свою общую таблицу. Которая представлена на слайде. Ну и для большего удобства затем подсчета баллов и отслеживания выведения оценок оценивающих оценивающим.

Заданные желания исполнялись в начале следующего урока.

Примеры желаний:

Выступать увереннее

Иметь меньше ошибок при выступлении 

Подкорректировать презентацию (то есть много текста, разбавить текст картинками).

Отрицательных результатов нет, желание выполнены.

Вывод: формирующее оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.

Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Система формирующего оценивания:

- настроена на оценку индивидуального процесса;

- основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;

- включает самого учеников процесс оценивания ( с целью повышения его мотивации и самостоятельности);

- доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;

- показывает динамику образовательных достижений обучающихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.


 

Ну и хотелось б напомнить, что главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов а не их измерение.

И в заключении, эти две методики буду применять дальше на своих уроках. Ну и в планах рассмотреть, познакомиться еще с новой методикой и попробовав ее применить.


 

Спасибо за внимание!


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.