12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борминцева Наталья Глебовна48

Статья на тему «Формирующее оценивание на уроках английского языка»

Борминцева Наталья Глебовна

Учитель английского языка,

I квалификационная категория

МБУ «Гимназия №39»

г. Тольятти, Самарская область

 В настоящее время в деятельности педагогов современных российских школ происходят значительные изменения, в основном – из-за внедрения нового государственного образовательного стандарта. Новые, более высокие требования к результатам овладения учащимися общеобразовательных программ требуют поиска, изучения и применения новых методов и подходов, касающихся большинства сторон процесса обучения, в частности – оценивания.

 Очень часто школьники и продукты их деятельности оцениваются по усвоенному ими материалу. То есть учителя оценивают конечный продукт на основе содержания, представленного школьниками.

 Важность оценивания сложно переоценить, но нужно понимать, что его цель - не только измерение результатов обучения за период. Не менее важно применять оценивание для формирования умений и навыков, повышения качества знаний, развития индивидуального подхода к работе с обучающимися на основе совместной работы – как с педагогом, так и в коллективе.

 При этом для учителей остро стоит вопрос дефицита технологий и эффективных методик для оценивания метапредметных результатов. Процесс оценивания должен быть разнообразным – по форме, методам, шкале оценок. Только так можно реализовать индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. В связи с этим, мы все чаще обращаемся к технологии формирующего оценивания.

 М. А. Пинская одной из первых в нашей стране начала работу над изучением и внедрением технологии формирующего оценивания. Она называет его «оцениванием для обучения», которое дает возможность «взять в свои руки контроль за своим обучением» именно самим учащимся.

 У формирующего оценивания на современном этапе есть ряд неоспоримых преимуществ: 

  • оно формирует учебный процесс – техники формирующего оценивания позволяют управлять вниманием учеников на каждом этапе обучения, учитывая характеристики изучаемых курсов и уровни достигнутых результатов;
  • центром является ученик – фокус внимания лежит на улучшении процесса учения с учетом результатов, достигнутых каждым учеником;
  • оценивание не может быть отдельной частью урока, но должно являться частью всей работы;
  • происходит непрерывно;
  • служит для учащихся ориентиром, так как они узнают уровень, которого достигли и ценные знания;
  • даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики, и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. Таким образом, у формирующего оценивания есть обратная связь;
  • дает ученику выбрать уровень трудности задания, осознав, тем самым, ответственность за результат своей деятельности.

 Тем не менее, какими бы преимуществами не обладало формирующее оценивание, существует довольно острая для современного образования проблема: как, используя оценки, повысить мотивацию учащихся и уровень их учебных результатов и качества образования?

 Чтобы этот процесс был не только в теории, но и на практике необходимо, чтобы у ученика был доступ к оцениванию, так как по ФГОС, оценка – это действие, которое должно показать то, что обучающийся умеет выполнять, как далеко он продвинулся к своей цели, что узнал нового и чему научился.

 Другими словами, учитель должен поделиться с учащимися инструментами оценивания, помочь им понять критерии, по которым происходит оценивание, и позволить им использовать результаты этого оценивания в своих интересах. Обучающийся включается в оценочную деятельность путем самооценивания. Этот способ может помочь снизить авторитарный характер оценочной деятельности педагога, а также повысить мотивацию учащихся.

 Ниже приведены некоторые приемы формирующего оценивания, которые наиболее эффективны, на наш взгляд, на уроках английского языка:

  • Лист самооценки деятельности учащихся на уроке, во время изучения темы, в конце четверти, и заполнение по мере необходимости.
  • Портфолио ученика, где собираются лучшие его работы. В портфолио можно включить учебные работы, их анализ и обратную связь от учителя.
  • Мини-обзоры в конце урока, темы или блока. Ученики отвечают на такие вопросы как «What was the most difficult/interesting/important information at the lesson?» (какая информация на уроке была самой сложной, интересной, важной), «Are there any things you didn’t understand? (какая информация непонятна?». Таким образом, можно оценить предметные результаты обучения: просмотреть ответы учеников и выделить самые полезные комментарии. На следующем занятии сделать акцент на тех пунктах, где учащиеся сделали большее количество комментариев.
  • «The Matrix» или «Factfile». Ученики заполняют таблицу с заголовками. Так можно проверить понимание прочитанного текста и подготовиться к монологическому высказыванию.
  • Составление тестов. Учащиеся формулируют вопросы по изученной теме. Смысл данного приема в том, способен ли ученик сам ответить на вопросы или он хочет получить разъяснения по теме. Такой вид работы можно провести при закреплении изученной темы, или до ее изучения.

 Таким образом, существует достаточно много разнообразных приемов формирующего оценивания. Суть применения формирующего оценивания заключается в повышении качества образования обучающегося за счет осмысления проблем учащегося и совместное их преодоление. То есть, формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.

 

Список используемой литературы:

  • Аксенова, Т.Н. Технологии и методики формирующего оценивания, учебных действий //Актуальные задачи педагогики: материалы. Международная научная конференция, Чита, декабрь 2011г. / Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С.94-100.
  • Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014 - №1.
  • Захарова, М.В. К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках управления качеством образования / М.В Захарова, М.М Лукина.- // Молодой ученый. – 2019 - № 15(253). – С.258 – 268. URL : https: // moluch/ru / archive / 253 / 58111/
  • Логвина И. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителей / И. Логвина, Л. Рождественская. NarvaKolledz, 2012. – 48 с.
  • Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта: Учебное пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013г., 96 с.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.