Форум-театр для учащихся 8–10 классов «День толерантности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67» города Магнитогорска
Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
«Форум- театр»
Автор: Иванова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Магнитогорск 2020
Введение
Форум- театр - новая технология, которая помогает найти ответы на важные жизненные вопросы. Форум- театр… Чтобы играть в нем, не нужно иметь профессию актера, здесь важно чувствовать и думать. Форум-театр существует не только на сцене: все присутствующие становятся участниками спектакля.
Спектакли Форум-театра поднимают острую социальную проблему, решить которую предстоит зрителям. Открыто говорить на спектаклях принято обо всем, что на данный момент волнует подростков, молодежь. Здесь нет сцены, разделяющей актеров и зрителей, и нет верных и неверных ответов.
Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия, сам театр так и назывался — «Театр угнетенных». Суть же представления заключалась в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Форум-театр обладает несколькими принципиальными отличиями от классического» театра, за счет чего становится инструментом для развития личности и проработки социально значимых проблем.
Это не просто технология профилактики негативных явлений среди молодежи, это возможность через формат спектаклей говорить с молодым поколением на его языке. Основная аудитория – подростки, молодежь. С ними приходят преподаватели, родители. Самое важное достижение форум-театра – коммуникация между поколениями, возможность смотреть на ситуацию вместе, предлагать варианты, решения, учиться слушать друг друга.
Форум-театр - педагогическая технология, основанная на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности обучающихся.
Основные цели форум-театра:
Содействие максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей, подростков;
формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
Внедрить в практику воспитательной работы продуктивные технологии;
развивать творческие способности обучающихся, коммуникативные навыки школьников;
воспитывать гражданское самосознание.
Ожидаемый результат:
Снижение уровня конфликтных ситуаций.
Повышение уровня коммуникативных навыков обучающихся.
Изменение качества отношений между школьниками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в деятельность форум-театра.
Встреча первая «День толерантности»
Место действия: камерная аудитория, классная комната, часть актового зала.
Участники: обучающиеся 10 класса – исполнители ролей, обучающиеся 5- 6 классов- зрители-участники форума (объединены в группы по 5-6 человек; распределение по группам организовано с использованием приема технологии критического мышления «Найди продолжение» - при входе в аудиторию участники форум –театра выбирают буквы на листах бумаги, при соединении которых получаются слова: уважение, любовь, толерантность, терпение, согласие, прощение).*Могут присутствовать и родители, участвовать в форум-театре.
Ведущий: учитель (или хорошо подготовленный ученик).
Оформление: задний план сцены: планета Земля, вокруг неё расположены ладошки разного цвета; на сцене - большие кубики, на сторонах которых написаны слова: толерантность, понимание, терпимость, человечность, согласие, мир, любовь, прощение, терпение, но зрителю они пока не видны.
Музыкальное оформление: лирическая мелодия
Продолжительность форум - театра: 40-50 мин
Звучит лирическая мелодия. Выход ведущего (учитель):
- Мы рады видеть вас в нашем театре; вы знаете он особенный – театр-форум. Здесь нет четкого разграничения между актерами и зрителями, потому что у нас принято обсуждать возникающие вопросы всем вместе.
Мы предлагаем вам 6 встреч, они прописаны в афишах (приложение 1), полученных вами при входе. Вы – зрители, но активные зрители: вам предстоит участвовать в спектакле, высказывая свое мнение.(музыка стихает)
Уважаемые участники форум-театра, представьте название команды – это слово, получившееся при соединении букв.
- Наша команда «Понимание», оно очень важно в общении всех людей.
- А у нас получилось название «Уважение», его необходимо проявлять к старшим, к своей семье, к людям другой национальности.
- Сложив части листа, мы получили слово «Толерантность». Нам кажется, что это какое –то хорошее качество в поведении человека.
- Мы из команды «Согласие», будем действовать сообща и друг друга защищать.
Ведущий: Спасибо за презентацию. Открываю форум- театр. Что такое толерантность?
Актеры разыгрывают притчу.
-Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек разных национальностей насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
-Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете.
-Но дело в том, что была эта семья особая… 1 СТОП-КАДР.
Ведущий (обращаясь в зал): Назовите особенности этой семьи
В группах обсуждают в течение 1 минуты, предлагают версии, высказывая свое мнение, а затем сравнивают с текстом притчи.
-Эта семья особая– мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой удивительной семье, где жили люди разных национальностей, дошел до самого владыки государства. 2 СТОП-КАДР.
Ведущий (обращаясь в зал): Скажите, уважаемые зрители, а почему отсутствие ссор, раздоров, драк считается чем-то удивительным?
Обсуждение в группах, объяснение своей точки зрения.
- Здравствуйте, добрые жители удивительного села, особенной семьи. Прошелся я по вашему селению: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Душа моя возрадовалась, видя такой мир и лад. Кто скажет, в чем секрет вашей дружной семьи?
-Владыка, я самый старый в этой семье. Дайте мне перо и бумагу- раскрою секрет, пусть весь мир знает.
-Взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 3 СТОП- КАДР
Ведущий (общение с залом): Вы, вероятно, догадались, что эта огромная семья – люди разных национальностей, населяющих нашу планету. Как вы думаете, какие три слова написал старик?
Участники называют слова, объясняют, если слова совпадают с ответом, то кубик с указанным словом пододвигается к краю сцены.
После обсуждения на краю сцены - три кубика со словами
Любовь Прощение Терпение.
Ведущий (общение с актерами и залом): Почему именно эти слова являются главными, важными, чтобы в отношениях людей царило понимание?
(Объясняется слово толерантность. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо.)
Старик (актер): И в конце листа, который я отдал владыке, я написал: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». Да, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже.
Актеры:
-1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. 16 ноября объявлен международным днем толерантности.
- С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности.
-Вот вам, уважаемые участники форум-театра, лепестки цветка толерантности, напишите на них основные принципы толерантности)
4 СТОП-КАДР (1-2 мин) Члены команды дают пояснение слову, которое написали на лепестке, говорят о решении проблем, связанных с толерантностью, пока на уровне тех понятий, слов, получивших разъяснение во время встречи.
*(Компоненты толерантности: равенство, уважение, понимание, терпение, сочувствие, отказ от насилия, созидание, мир, гармония, культура доверия, ….)
Ведущий (учитель): Спасибо всем за участие в спектакле. Финал нашей встречи – это слово актеров (рефлексия). Ваши мысли, чувства, эмоциональное состояние …
(Актеры- старшеклассники делятся своими впечатлениями)
- Мы предлагаем завершить встречу в форум-театре исполнением песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Приложение 1
Афиша
Встреча | Тема | Категория участников |
1 | День толерантности | 10 класс, 5-6 классы |
2 | Школьный буллинг | 11 класс, 7- 8 классы |
3 | Мы разные, но мы вместе | 9 класс, 3, 4 классы |
4 | Искусство общения | 9-11 классы |
5 | Гражданином быть обязан | 7-8 классы |
6 | Поступки и ответственность | 5-6 классы |
Придумай пригласительный билет для своих сверстников и родителей к понравившейся тебе теме.
Пригласительный билет принимается в электронном виде каждый вторник, формат – 1\3 часть А4, указывается тема встречи, обязательно художественное оформление, а также слоган, фраза, стихотворные строки к теме.