12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седова Ольга Анатольевна657
Мой педагогический стаж -22 года. 11 лет работала в кадетской школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Декады гуманитарных наук»

Орфоэпический турнир для учащихся 8-10 классов

(в рамках проведения декады гуманитарных наук)

Цель: формирование уважительного отношения к языку,  развитие мотивации к овладению  орфоэпического минимума.

Задачи: формирование  и закрепление орфоэпических навыков, расширение  кругозора,

Методическое обоснование: Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения.  Соблюдение произношения имеет важное значение. Его социальная роль велика в наше время особенно, когда устная речь стала средством широкого общения, инструментом воздействия на других, частью делового имиджа.  Задания по орфоэпии содержатся в КИМах ЕГЭ.

Формы организации работы учащихся:   индивидуальная  

Краткое описание мероприятия: проводится 3 тура (на выбывание) + финал.  В каждом туре по 20 слов. 1тур – расставить ударение в словах; 2 тур -  расставить ударение в словах, помещенных в текст; 3 тур  - по типу ЕГЭ ( отметить строчку с «неверно» выделенным слогом.  Финал:  творческое задание: придумать и записать предложение (можно с юмором), употребив в нем как можно больше  представленных слов. Можно провести и суперфинал: тогда комбинируются  типы  заданий трех туров.  На выполнение задания дается 3 минуты (начало и окончание по сигналу). Во время проверки  жюри (не менее 3-х  филологов) карточек с ответами участников ведущий учитель или его помощники  включают видеоролики с занимательным материалом по русскому языку или загадывают шарады. Жюри объявляет номера участников, прошедших в следующий тур. Выбывшие  снимают номерки участников и садятся  в специально отведенную для них зрительскую зону.  Максимальное количество  баллов за турнир – 75 (победитель), 70 - 2- место, 50- 60 -3- место. 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-шоу ( заставки к турам: первый  и последний слайды  со звуком «фанфары»),  карточки с заданиями для каждого тура, номера – эмблемы для участников,  выставка орфоэпических словарей, эпиграф на доске: «Высокая культура разговорной и письменной речи… -  самая лучшая опора, самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В.В.Виноградов), протоколы  (сводная таблица результатов), секундомер или песочные часы,  медальки или грамоты.

Предварительная подготовка: от каждого взвода по 3 участника (24 чел.) за 1-2 недели получают  для подготовки орфоэпические словарики; заранее  назначаются  1-2 ученика-ассистента, помогающие раздавать участникам порядковые номера в начале и собирать выполненные задания во время турнира.

 

Ход мероприятия:

Учитель: Как  удивительно много  порою узнаешь, читая лингвистические словари! Но, пожалуй, ни один другой словарь так не удивляет  и не приводит в состояние возмущения ученика: «Да никто  вокруг так  не говорит!»,  - как орфоэпический словарь…  Да, ударение в русском языке разноместное, и орфоэпические нормы  придётся  заучивать. Сегодня, состязаясь в турнире,  вы можете проверить свои знания орфоэпии или приобрести их ( далее, представление жюри, объяснение правил).

  ТУР 1 (30 слов = 30 б) Расставьте ударения

 Тур 1

асимметрия

гравер

завидно

красивейший

обеспечение

аэропорты

 духовник

звонит

 каучук

оптовый

баловать

еретик

знамение

маркетинг

повторенный

без умолку

договор

икса

новорожденный

принудить

вероисповедание

дремота

каталог

нефтепровод

свекла

вручат

жерло

 корысть

недуг

цыган

 

ТУР 2 (20 слов = 20 б)

ТУР 2

   Расставьте ударение в словах, выделенных курсивом

 

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки  сливового вина. В зале стали появляться люди всех возрастов, которые по средам раз в квартал проводили здесь свой досуг: джентльмены в костюмированных нарядах, дамы в  платьях, украшенных шарфами. Смех то и дело наполнял зал, один только грустный, как статуябармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике  с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, чтобы она избрала его, о том,  как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная  мужским вниманием, даже  не взглянула на него.

 

 

ТУР 3 (10 б)

Выполните тест. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Подчеркните это слово.

Тур 3

 Выполните тест. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Подчеркните это слово.

1.      умЕрший, простолюдИн, цЕпочка

2.      электропровОд, юрОдивый, принУдить

3.      столЯр, укрАинский, флюрогрАфия

4.      придАное, тотчАс, две простынИ

5.      углУбить, облегчИть, срЕдства

6.      экспЕрт, шАсси, щавЕль

7.      понялА, языкОвая норма, газопровОд

8.      похорОны, Отрочество, крапИва

9.      кУхонный, инохОдь, зубчАтый

10.   заплесневЕть,  ирИс (конфета), блАговест.

 

Финал (14 б +1б=15б)

Творческое задание. Придумать и записать предложение (можно с юмором), употребив в нем как можно больше  представленных слов (не забудьте расставить ударение!) + 1 балл за составленное предложение.

  

Финал

 

Творческое задание. Придумать и записать предложение (можно с юмором), употребив в нем как можно больше  представленных слов (не забудьте расставить ударение!) + 1 балл за составленное предложение.

Агент, диспансер, банты, брюшко, осведомиться, законнорожденный, намерение, мизерный, памятуя, яслей, ходатайство,  хозяева, премированный, втридорога.

 

 

 

Итоги. Награждение. Учитель: Всем участникам конкурса хочется пожелать стремления совершенствовать свою речь, учиться правильно говорить, писать, потому что грамотный человек всегда востребован во всех сферах человеческой жизни.

 

Приложение 1

Сводная таблица результатов

п/п

Ф.И участника

№  участника

Баллы

1 тур

2 тур

3 тур

итог

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

                 

 

ТУР 1 (30 слов = 30 б)

ТУР 2 (20 слов = 20 б)

ТУР 3 (10 б)

Финал (14 б +1б=15б)

Максимум баллов: 

75 (победитель)

70 (2-е место)

50-60 (3-е место)

Опубликовано в группе «Декады гуманитарных наук»


Комментарии (2)

Степаненко Валентина Ивановна, 20.03.16 в 11:13 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок! Впервые вижу орфоэпический турнир. С вашего разрешения возьму этот урок, переделав его под начальные классы
Седова Ольга Анатольевна, 20.03.16 в 15:42 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, я рада ,что Вам разработка понравилась. Турнир пришлось придумывать, потому что очень хотелось в декаду провести что-то новое, а по орфоэпии, действительно, готовых уроков не найти.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.