Конспект внеклассного мероприятия для учащихся на тему: «Международный день толерантности»
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Елецкий лицей сферы бытовых услуг»
Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 30
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся на тему:
«Международный день толерантности».
Автор: Преподаватель-организатор ОБЖ Потанин Александр Геннадиевич.
Цель: Раскрыть понятие толерантности, как инструмента терпимости к иному взгляду.
Задачи: Познакомить учащихся со способами терпимости, приемлемых моделей поведения к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Привития позиции предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мнением и взглядами. Определить позицию безразличия.
Ход мероприятия:
Данное мероприятие проходит в учебной аудитории, в форме дискуссии преподавателя с учащимися.
Преподаватель:
Товарищи студенты, давайте обратимся к происхождению данного термина.
В переводе с латинского, «толерантность» означает «терпение, терпеливость». Согласно Декларации принципов толерантности принятой ЮНЕСКО ( специализированным учреждением Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 1995 году, толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Следовательно, терпимость одного человека, либо определенной группы людей, к иного рода взглядам, нравам, привычкам другого человека. Необходимость данной терпимости возникает по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
Далее преподаватель интересуется у учащихся:
Какие национальности, включая их культуру и обычаи, имеются среди граждан Российской Федерации и какие религии ими исповедуются?
После полученных ответов преподаватель продолжает знакомить учащихся с понятием толерантности.
Преподаватель:
Толерантность, как особый способ терпимости, представляет собой принятие и правильное понимание других религий, культур, способов самовыражения и самое главное - проявление индивидуальности. И ввиду того, что Российская Федерация является многонациональным государством, проблема толерантности вызывает в обществе широкий резонанс и требует должного регулирования.
Далее преподаватель интересуется у учащихся:
В каком нормативно-правовом акте закреплены нормы, гарантирующие равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств? Тем самым, подводя итог, что государство, реализует определенные принципы толерантности, в нормах, основного закона – Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах действующих на территории России.
При полученных ответах и доводах учащихся, преподаватель проводит аналогию основополагающих принципов толерантности и норм, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, которая является государством-членом ООН. Так как в Конституции Российской Федерации, закреплен запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также то, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Установив факты, свидетельствующие о гарантиях реализации признаков толерантности в Российской Федерации, преподаватель ставит перед учащимися вопрос о понятии безразличия, в рамках рассмотрения принципов толерантности.
Получив определенные ответы от учащихся, преподаватель корректирует их и дает определение безразличия.
Преподаватель:
Товарищи студенты, учитывая вышеизложенные доводы и аргументы, перед нами стоит необходимость разграничения понятий толерантности и безразличия, как два отдельных понятия. Так как толерантность, не означает какого-либо равнодушие или безразличие и не требует изменения собственных взглядов, убеждений.
Тем самым, преподаватель пытается сформировать у учащихся представление о том, что при имеющейся, вышеуказанной терпимости, необходимо иметь свою точку зрения и в независимости от складывающейся обстановки придерживаться ее, несмотря на имеющиеся варианты определенной выгоды или преимущества.
После чего, преподаватель ведет открытый диалог с каждым из присутствующих, которые должны привести аргументы за и против, по данному вопросу.
Выслушав каждого студента, определив и закрепив принципы толерантности, преподаватель подводит итог по внеклассному мероприятию.
Преподаватель:
Учитывая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что толерантность - это скорее признание, права других жить по их собственным убеждениям, включая интересы и вероисповедание. И признание данного права у окружающих нас людей, позволяет нам относиться беспристрастно и непредвзято к ним лишь потому, что они по каким-то причинам не похожи на нас.
В нашем с вами государстве, а также в других государствах, в виду имеющейся многонациональности такое права является базовым для современного человека.
И с учетом всего, мы приходим к выводу, что прогресс толерантности требует наличия таких принципов как: анализ, внимание, рациональное мышление, наличие сведений о религиоведении и знание этических норм.
После подведения итога, преподаватель интересуется у учащихся о значимости проведенного внеклассного мероприятия и о выводах, которые сделали студенты в рамках его проведения, а также считают ли они, имеются ли проблемы в рамках реализации принципов толерантности в современном обществе и проводит завершающую дискуссию.