Фотоотчет «Московский открытый конкурс декоративно-прикладного искусства в университете им. Косыгина»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и гости выставки декоративно-прикладного творчества.
Я, Ширчкова Алиса, представляю многофигурную композицию «Встреча гостей в праздник Светлой Пасхи».
Как вы видите, в композицию входит печка, выполненная из картонной коробки, расписанной акриловыми красками; текстильных кукол, сшитых по выкройке кукол-большеножек (хозяйка и гости); картонного стола с яствами, соответствующей пасхальной трапезе; так же много дополнений: коврики из мешковины, на печке котик и в руках моей куклы зайка. Этих персонажей я валяла вместе с мамой. Яства на столе и в печке, посуда слеплены нами из пластилина, соленого теста и массы папье-маше, окрашены акриловыми красками.
Основная часть нашего проекта посвящена изучению образа русского сарафана, его истории, кроя, пошива и отделке.
Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо —
Можно поле холстиной устлать! Пригоцкая Светлана
Здравствуйте, меня зовут Екатерина Кирсанова, немного истории. САРАФАН, который обозначал горничную одежду на широких плечиках или лямках, входил с холщовой рубахой в состав женского крестьянского костюма вплоть до 40-х годов XX века.
Термин сарафан, имеет иранское происхождение, возник от слов «сарапа» или «сарапай» - одетый с головы до ног, обозначал сначала длинную мужскую плечевую рубаху с рукавами. Сарафанами пользовались в свадебных обрядах и мужчины, и женщины. Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
Впервые сарафан, как женская одежда, зафиксирован в текстах
XVII века. Эта была горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без, с пуговицами или без, которая надевалась через голову. Сарафаном так же называли высокую юбку на лямках. Сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России.
В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников, крестьян.
А с середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины, как говорится, носили его и в пир, и в мир, и в добрые люди вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы.
1. Самым древним из них являлся глухой косоклинный сарафан. Отличительной особенностью его являлось цельное переднее полотнище. Шился из одного перегнутого пополам полотна ткани. Бока его в швах расширялись по всей длине клиньями с подклинками. Глухие косоклинные сарафаны шились в основном из тканей домашнего изготовления — красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.
2. Ко второму типу относился распашной косоклинный сарафан, шившийся из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
3. Наш тип сарафана – «круглый» или «прямой» («московский») сарафан. Наиболее популярным всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века.
Он шился из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, в основном фабричного изготовления - из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов, а праздничные — из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. в виде широкой высокой юбки, которая присборивалась на груди. Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине. Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая тяжелая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту.
Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов украшали нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, аппликациями из ткани.
Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой". По таким правилам изготовлен сарафан моей куклы. Обратите внимание. Сарафан сшит из двух прямоугольников. Переднее полотнище длиннее заднего, а его ширина – короче. Заднее полотно сильнее сосбаривается.
Стиль моего сарафана приближен к современному. Он довольно прост в крое и шитье. Такую нарядную пышную юбочку я бы носила с удовольствием!
Перминова Елена Федоровна
Любовь