Фрагмент урока русского языка (актуализация, введение в урок), 6 класс
Ход урока
Организационный момент
Видеоролик - песня «Три белых коня»
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Вызов: выход на тему, мотивация
- стих. Ю. Левитанского
- Что происходит на свете?
- Просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет январь.
- Будет январь, вы считаете?
- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Определение темы урока Слайд 1
Вы послушали музыку, посмотрели видеоматериал и, наверное, догадались, о чём
пойдёт речь на нашем уроке? Чтоб определить тему, давайте воспользуемся нашим приёмом, как «Корзина идей» - называйте ваши идеи (зима, снег, природа, описание, прилагательное).
Сформулируйте тему урока
А теперь догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать
(Описание зимней природы)
Совместная формулировка целей урока
- А сейчас каждый из вас поставит перед собой такую цель, чтоб у вас действительно получилось описание волшебницы зимы.
(познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения)
- Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Идёт волшебница зима».
- Что такое описание?
-Я предлагаю завести Зимнюю книгу, куда бы вы заносили понравившиеся фразы и предложения, которые пригодятся вам при написании сочинения.
Актуализация знаний
Работа по теме урока
-Что для каждого из вас зима? Давайте составим кластер (на доске) Слайд 2
(Зима-снег, иней, мороз, узоры на стекле, новый год, ёлка)
Работа в группах: 1 группа подбирают имена прилагательные к слову «зима», какая она, а 2 группа – имена существительные. Слайд 3
- Какие слова из этого списка являются эпитетами? (что такое эпитет?)
- Как называются слова, которые вы подобрали существительные к слову «зима»?
- Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)
- С помощью, каких глаголов можно передать чарующую красоту снега? Оформление записи в тетрадь.
Снег ____________(блестит, переливается, сверкает )
- Что ещё может стать предметом описания зимней природы? (работа в парах)
Слайды 4-9
-Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. (Слайд 8) Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли.
Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.
- Пофантазируйте, подберите эпитеты, сравнения.
Небо-
Солнце –
Воздух –
Деревья -
Творческая работа над текстом (средства выразительности)
- Как вы думаете, трудно ли подобрать удачное средство вы разительности для описания? Попробуем сами выступить в роли мастеров художественного слова.
Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.
На ________ поверхности появились ________ узоры.
Слайд 10
(В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры).
фото - зимний пейзаж
PPT / 19.26 Мб
Карточки (редактировать, разный уровень)
DOC / 39.5 Кб
песня "3 белых коня"
MP4 / 47.2 Мб
Что происходит на свете - фрагмент муз. композиции
MP3 / 1.39 Мб