Фрагмент урока русского языка в 6 классе «Этимология слов»
Этимология слов. Домашнее задание
DOC / 59 Кб
Всероссийский конкурс
«Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе"
Фрагмент урока подготовлен учителем русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 г.Кондопоги Республики Карелия
Почебыт Т. Е.
Пояснительная записка
Тема урока: «Этимология слов»
Класс: 6
Цель:
· Научиться работать со словарем, составлять словарную статью, используя приобретенные ранее навыки;
· научиться использовать знания по этимологии при объяснении написания слов;
· развивать аналитические и творческие способности;
· приобрести навык работы в группе, умение эффективно сотрудничать;
· приобрести навык самостоятельной работы по индивидуальному плану.
Тип заданий: дифференцированные, индивидуальные, групповые (по выбору учителя и учащихся)
Рекомендуемое количество времени для учащихся 6 кл. – 2, 5 – 3 ч., рассчитывается индивидуально, с учетом сложности выбранного задания.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;
· формирование навыка организации и анализа своей деятельности.
Предметные:
· Углубление усвоенных ранее знаний по темам «Словообразование», «Словари», «Составление словарной статьи»;
· распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,
· написание текста-описания и рассуждения на лингвистическую тему.
Метапредметные:
· Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы; составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;
· определение и формулирование познавательной цели, поиск и отбор необходимой информации;
· приобретение навыка самоконтроля, взаимоконтроля через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Домашнее задание:
№ |
Характер задания |
Уровень сложности |
Способ проверки задания |
Рекомендуемое время на выполнение |
1 |
Лингвистическое портфолио слова «Сорвиголова»
|
Средний |
Опрос или ответ у доски |
30 мин.
|
2 |
Подбор слов с иллюстрациями |
Средний уровень |
Игра - конкурс «Ключи к разгадке» |
30 – 45 мин. |
3 |
Этимологическая задача |
Средний уровень |
Опрос (ответ у доски) |
30-45 мин. |
4 |
Диктант на тему «Латинские корни в русском языке» из 15 слов
|
Повышенный уровень |
Самопроверка, взаимопроверка |
45-50 мин. |
5 |
Сочинение-рассуждение «Сложные слова и их этимология».
|
Высокий уровень
|
Устная рецензия товарища, дискуссия |
1 ч – 1,30 ч |
6 |
Лингвистическая сказка о сыроежке |
Высокий уровень
|
Инсценировка сказки |
1 ч – 2 ч., инсценировка – 10 – 15 мин. |
1.Напишите словарную статью слова «сорвиголова» по плану:
План выполнения задания: |
1. Определение слова (толковый словарь, этимологический словарь) |
2. Синонимы слова |
3. Антонимы |
4. Фразеологизмы с данным словом с указанием их стилевой принадлежности |
5. Однокоренные слова |
6. Составь 2-3 предложения со словом |
2. Для участия в конкурсе «Ключи к разгадке» нарисуйте 2 предмета, один из которых позволяет понять значение другого. Воспользуйся этимологическим словарем.
Используйте формат листа А4, цветные карандаши или краски, названия не подписывайте. Задача – объяснить рисунком родственные понятия.
3. Этимологическая задача. Какая профессия ближе к медицине: доктор, фельдшер или врач?
Реши задачу, обратившись к этимологическому словарю.
4. * Составь диктант из 15 слов для одноклассников на тему «Латинские корни в русском языке», используя различные толковые словари (С.Ожегова, под ред. Т.Ф. Ефремовой и др.), Школьный орфографический словарь, Школьный этимологический словарь.
5. ** Микроисследование.
Можно ли определить способ образования, не обращаясь к этимологии слова? Как образовано слово «виноград»? Подбери 2-3 примера сложных слов с неясной этимологией и включи в сочинение-рассуждение «Сложные слова и их этимология».
6. **Сочини лингвистическую сказку о сыроежке, опираясь на этимологию слова.