Фрагмент урока русского языка в 6 классе «Этимология слов»

7
0
Материал опубликован 9 September 2018 в группе


Этимология слов. Домашнее задание
DOC / 59 Кб

 

Всероссийский конкурс

 

«Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе"

Фрагмент урока подготовлен учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Кондопоги Республики Карелия

Почебыт Т. Е.

Пояснительная записка

     Тема урока: «Этимология слов»

     Класс: 6

     Цель:

·        Научиться работать со словарем,  составлять  словарную статью, используя приобретенные ранее навыки;

·        научиться использовать знания по этимологии при объяснении написания слов;

·        развивать аналитические и творческие способности;

·        приобрести  навык работы в группе, умение эффективно сотрудничать;

·        приобрести навык самостоятельной работы по индивидуальному плану.

Тип заданий: дифференцированные, индивидуальные, групповые (по выбору учителя и учащихся)

Рекомендуемое количество времени для учащихся 6 кл. – 2, 5 – 3 ч., рассчитывается индивидуально, с учетом сложности выбранного задания.

Планируемые результаты:

Личностные:

·        Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;

·        формирование навыка организации и анализа своей деятельности.

Предметные:

·        Углубление усвоенных ранее знаний по темам «Словообразование», «Словари», «Составление словарной статьи»;

·        распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,

·        написание текста-описания и рассуждения  на лингвистическую тему.

Метапредметные:

·        Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы;  составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;

·        определение и формулирование познавательной  цели, поиск и отбор необходимой информации;

·        приобретение  навыка самоконтроля, взаимоконтроля  через включение  в новые виды деятельности и  формы сотрудничества.

Домашнее задание:

Характер задания

Уровень сложности

Способ проверки

задания

Рекомендуемое время на выполнение

1

Лингвистическое портфолио слова «Сорвиголова»

 

Средний

Опрос или ответ у доски

30 мин.

 

2

Подбор  слов с  иллюстрациями

Средний уровень

Игра - конкурс

«Ключи к разгадке»

30 – 45 мин.

3

Этимологическая задача

Средний  уровень

Опрос (ответ у

доски)

30-45 мин.

4

Диктант на тему

«Латинские корни в русском языке» из 15  слов

 

Повышенный уровень

Самопроверка, взаимопроверка

45-50 мин.

5

Сочинение-рассуждение «Сложные слова и их этимология».

 

Высокий уровень

 

Устная рецензия товарища,

дискуссия

1 ч – 1,30 ч

6

Лингвистическая сказка о сыроежке

Высокий уровень

 

Инсценировка сказки

1 ч – 2 ч., инсценировка – 10 – 15 мин.

 

 

 

 

 

1.Напишите словарную статью слова «сорвиголова»  по плану:

            План выполнения задания:

1.                 Определение слова (толковый словарь, этимологический словарь)

2.                 Синонимы слова

3.                 Антонимы

4.                 Фразеологизмы с данным словом с указанием их стилевой принадлежности

5.                 Однокоренные слова

6.                 Составь 2-3 предложения со словом

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Для участия в конкурсе «Ключи к разгадке» нарисуйте 2 предмета, один из которых позволяет понять значение другого. Воспользуйся этимологическим словарем.

 Используйте формат листа А4, цветные карандаши или краски, названия не подписывайте.  Задача – объяснить рисунком родственные понятия.

 

3.     Этимологическая задача. Какая профессия ближе к медицине: доктор, фельдшер или врач?

Реши задачу, обратившись к этимологическому словарю.

 

4.     * Составь диктант из 15  слов для одноклассников на тему «Латинские корни в русском языке», используя различные толковые словари (С.Ожегова, под ред. Т.Ф. Ефремовой и др.), Школьный орфографический словарь, Школьный этимологический словарь.

 

5.     ** Микроисследование.  

Можно ли определить способ образования, не обращаясь к этимологии слова? Как  образовано слово «виноград»? Подбери 2-3 примера сложных слов с неясной этимологией и  включи в сочинение-рассуждение «Сложные слова и их этимология».

 

6.     **Сочини лингвистическую сказку о сыроежке, опираясь на этимологию слова.

Комментарии
Комментариев пока нет.