Фрагмент урока-исследования «Открываем секреты письма» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 31 October 2018

Киреева М.В. , учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №43

Фрагмент урока - исследования по русскому языку

в 6 классе в системе ФГОС

Тема: «Открываем секреты письма».

Тип урока: урок - исследование.

Цели:

познакомиться с жанром письма, его видами,

изучить алгоритм написания письма, его структуру,

рассмотреть речевые формулы, используемые в письмах;

изучить правила этикета, используемые при написании письма

изучить правила оформления конверта.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, конверты с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

I . Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2 мин

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете работать в группах (класс на группы делится случайно, дети вытаскивают разноцветные звездочки), цвет группы соответствует цвету звездочки, которую я выдала вам до урока. Проходите, занимайте свои места.

Недавно в ящике своего стола я случайно обнаружила бумагу, на которой был написан текст. Оказалось, что он был написан моим младшим братом. Когда я готовилась к уроку, подумала, что текст может мне пригодится (текст письма).

2.Беседа. Ребята, что это за текст? Как вы догадались что это письмо? Понятно ли о чем оно? Для чего написано? От кого написано? Правильно ли оформлено?

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

4 мин

1.Беседа.

Ребята, а пишите ли вы письма? Или вам присылают письма?

- Сейчас жанр письма вытесняют другие, современные: телефон, интернет. Конечно, современные средства связи очень удобны.

Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Это факт: утрачено искусство писать письма.

Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма. Само письмо и процесс его написания часто изображались на картинах.

Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Ведь в письмах, как в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

Традиционное письмо создаётся не в суете, не из стремления быстро ответить на только что заданный вопрос; каждое его слово продумано и взвешенно;

- в любое время можно взять бумагу в руки, перечитать письмо, независимо от того, исправна ли техника, есть ли деньги на телефоне, свободен ли сейчас для разговора тот, чьего общения хотите; вы будете знать, что кто-то целый вечер посвятил тому, чтобы рассказать вам о своей жизни, чувствах и надежде на скорую встречу.

Сейчас многие не смогут ответить на несложные вопросы:

- как правильно писать письма?

- какие бывают письма?

- как оформлять конверт?

Ответы на эти вопросы мы получим сегодня в течение урока и разгадаем секреты письма.

Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

Давайте на рабочих листах запишем фамилию и имя, дату и тему урока.

Дома вам нужно будет написать письмо! А знаете ли вы какие-нибудь секреты письма или какие секреты нам нужно узнать, чтобы написать письмо? Сформулируйте ваши идеи фразой или коротки предложением.

Мы отметили следующие секреты, которые сегодня изучим:

-познакомиться с жанром письма, его видами,

-изучить алгоритм написания письма, его структуру,

-рассмотреть речевые формулы, используемые в письмах;

-изучить правила этикета, используемые при написании письма

-изучить правила оформления конверта. (оформлено в форме облаков на доске)

Для эффективной работы в группе вы должны помнить «Правила работы в группе», давайте их прочитаем:

-Слушай, что говорят другие.

-Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

-Говори спокойно ясно, только по делу.

-Помогай товарищам, если они об этом просят.

-Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Для успешной работы я также вам предлагаю примерное ролевое распределение в группе (дается одна минута):

1.Организатор (лидер) – организует работу группы.

2.Секретарь – оформляет решение группы.

3.Выступающий – представляет результаты работы группы.

4.Хранитель времени – следит за соблюдением времени работы группы.

         5-10. Исследователи – остальные участники группы

На ваших столах лежат конверты, с которыми вы будете работать в группах. Первый конверт – Теория, второй – Задание, третий – Секрет, четвертый - Письмо

Для начала обратимся к конверту «Теория», в нем содержится 10 копий заданий для каждого участника. При прочтении данного теоретического материала необходимо выполнить задание №1 в ваших рабочих листах. На это задание дается 3 минуты.

Давайте проверим выполненные задания.

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего –нибудь. (С.И.Ожегов).

Письмо – это эпистолярный жанр речи, оно составляется адресантом и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.

P.S.(PostSkriptum) («после написанного») – это та информация, которую забыли написать в письме.

Для отправки письма адресату используется конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. На нем указывается адрес (надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя) и индекс (цифровое условное обозначение населенного пункта).

Различают деловые (служебные) и личные письма. С какого вида письма мы начали сегодня урок? Совершенно верно, мы обратимся к личным письмам.

Характеристика личного письма

Характеристика делового письма

Сообщает о каких-то событиях, рассказывает о впечатлениях.

Содержит запрос или уведомление о чём-либо.

Содержание пространно, не ограничивается количеством страниц.

Содержание должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным.

Тон письма личный, доверительный.

Тон письма деловой.

Язык отличается особой выразительностью, образностью.

Используются определённые правила речевого этикета, штампы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.