Фрагмент урока-исследования «Открываем секреты письма» (6 класс)
Киреева М.В. , учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №43
Фрагмент урока - исследования по русскому языку
в 6 классе в системе ФГОС
Тема: «Открываем секреты письма».
Тип урока: урок - исследование.
Цели:
познакомиться с жанром письма, его видами,
изучить алгоритм написания письма, его структуру,
рассмотреть речевые формулы, используемые в письмах;
изучить правила этикета, используемые при написании письма
изучить правила оформления конверта.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, конверты с заданиями.
Ход урока
Этапы урока
I . Самоопределение к деятельности (организационный момент).
2 мин
1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете работать в группах (класс на группы делится случайно, дети вытаскивают разноцветные звездочки), цвет группы соответствует цвету звездочки, которую я выдала вам до урока. Проходите, занимайте свои места.
Недавно в ящике своего стола я случайно обнаружила бумагу, на которой был написан текст. Оказалось, что он был написан моим младшим братом. Когда я готовилась к уроку, подумала, что текст может мне пригодится (текст письма).
2.Беседа. Ребята, что это за текст? Как вы догадались что это письмо? Понятно ли о чем оно? Для чего написано? От кого написано? Правильно ли оформлено?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.
4 мин
1.Беседа.
Ребята, а пишите ли вы письма? Или вам присылают письма?
- Сейчас жанр письма вытесняют другие, современные: телефон, интернет. Конечно, современные средства связи очень удобны.
Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Это факт: утрачено искусство писать письма.
Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма. Само письмо и процесс его написания часто изображались на картинах.
Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Ведь в письмах, как в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому.
Традиционное письмо создаётся не в суете, не из стремления быстро ответить на только что заданный вопрос; каждое его слово продумано и взвешенно;
- в любое время можно взять бумагу в руки, перечитать письмо, независимо от того, исправна ли техника, есть ли деньги на телефоне, свободен ли сейчас для разговора тот, чьего общения хотите; вы будете знать, что кто-то целый вечер посвятил тому, чтобы рассказать вам о своей жизни, чувствах и надежде на скорую встречу.
Сейчас многие не смогут ответить на несложные вопросы:
- как правильно писать письма?
- какие бывают письма?
- как оформлять конверт?
Ответы на эти вопросы мы получим сегодня в течение урока и разгадаем секреты письма.
Итак, о чем мы сегодня будем говорить?
Давайте на рабочих листах запишем фамилию и имя, дату и тему урока.
Дома вам нужно будет написать письмо! А знаете ли вы какие-нибудь секреты письма или какие секреты нам нужно узнать, чтобы написать письмо? Сформулируйте ваши идеи фразой или коротки предложением.
Мы отметили следующие секреты, которые сегодня изучим:
-познакомиться с жанром письма, его видами,
-изучить алгоритм написания письма, его структуру,
-рассмотреть речевые формулы, используемые в письмах;
-изучить правила этикета, используемые при написании письма
-изучить правила оформления конверта. (оформлено в форме облаков на доске)
Для эффективной работы в группе вы должны помнить «Правила работы в группе», давайте их прочитаем:
-Слушай, что говорят другие.
-Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
-Говори спокойно ясно, только по делу.
-Помогай товарищам, если они об этом просят.
-Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Для успешной работы я также вам предлагаю примерное ролевое распределение в группе (дается одна минута):
1.Организатор (лидер) – организует работу группы.
2.Секретарь – оформляет решение группы.
3.Выступающий – представляет результаты работы группы.
4.Хранитель времени – следит за соблюдением времени работы группы.
5-10. Исследователи – остальные участники группы
На ваших столах лежат конверты, с которыми вы будете работать в группах. Первый конверт – Теория, второй – Задание, третий – Секрет, четвертый - Письмо
Для начала обратимся к конверту «Теория», в нем содержится 10 копий заданий для каждого участника. При прочтении данного теоретического материала необходимо выполнить задание №1 в ваших рабочих листах. На это задание дается 3 минуты.
Давайте проверим выполненные задания.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего –нибудь. (С.И.Ожегов).
Письмо – это эпистолярный жанр речи, оно составляется адресантом и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.
Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.
P.S.(PostSkriptum) («после написанного») – это та информация, которую забыли написать в письме.
Для отправки письма адресату используется конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. На нем указывается адрес (надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя) и индекс (цифровое условное обозначение населенного пункта).
Различают деловые (служебные) и личные письма. С какого вида письма мы начали сегодня урок? Совершенно верно, мы обратимся к личным письмам.
Характеристика личного письма |
Характеристика делового письма |
Сообщает о каких-то событиях, рассказывает о впечатлениях. |
Содержит запрос или уведомление о чём-либо. |
Содержание пространно, не ограничивается количеством страниц. |
Содержание должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. |
Тон письма личный, доверительный. |
Тон письма деловой. |
Язык отличается особой выразительностью, образностью. |
Используются определённые правила речевого этикета, штампы. |