12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларкина Вера Ивановна85
Россия, Волгоградская обл., Урюпинск
 Всероссийский дистанционный конкурс для учителей биологии и экологии на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

Конспект урока-исследования

Тема: «Состав семян ».

Предмет: биология

Класс: 6

Цель урока: создание условия для изучения состава семян

Образовательные: познакомить с составом семян, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.

Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к миру растений

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, тесто, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, белая бумага.

Ход урока:

Организационный этап (1 мин). Учитель: Здравствуйте, ребята! Чтобы урок прошел интересно не бойтесь отвечать, высказывать ваши мысли, будьте активны, помогайте друг другу.

Представьте себе, что вы оказались в научно-исследовательском институте. У нас 12 лабораторий. У каждого научного сотрудника свои обязанности. Если вы не возражаете, научным руководителем буду я и начинать работу мы будем только по моей команде. Договорились?

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно (инструктаж ТБ) С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о растениях.

II. Актуализация знаний (3 мин)

Согласитесь, что трудно представить себе жизнь человека без растений. Ведь главным образом растения дают человеку всё необходимое для жизни. Что именно? (кислород, пищу, одежду и многое другое).

- А с какого органа начинается жизнь растения? (с семени)

А вам интересно узнать, откуда у семени берутся силы на такое чудо?

Как вы думаете, что нам предстоит сделать, чтобы разгадать эту загадку? Где мы будем искать эти силы? (Нужно узнать из чего состоит семя).

Вот этим мы и будем сегодня заниматься.

Тема нашего урока « Состав семян».

III. Целеполагание (3 мин).

 Итак, мы с вами сегодня в роли учёных. А чем занимаются учёные? (исследуют какой-то объект) Вот и нам необходимо определить объект, предмет, тему и цель нашего исследования.

Как вы думаете, что будет являться объектом нашего исследования?  Объектом исследования являются органы растения, в данном случае семена

Учитель: Каков предмет исследования, или что нового мы о них хотим узнать?

Предмет исследования: их состав.

Тогда нашей с вами целью будет узнать, каков он, состав семян

Учитель: Что мы уже знаем о веществах, из которых состоят живые организмы? Вопросы

1. Из каких веществ состоят живые организмы?

2.Какие вещества называют органическими? ( они образуются в организмах)

3. Какие органические вещества вы знаете? (белки, жиры, углеводы)

-А поскольку все живые организмы имеют сходный химический состав, то что можно предположить, какую гипотезу выдвинуть? что и семена состоят из органических и неорганических веществ

- Как эту гипотезу проверить? (Экспериментально, проведя опыты.)

V. Изучение нового материала.

Инструктаж.

У каждой группы на столе лежит инструктивная карточка, где дана последовательность выполнения работы.

Лабораторная работа

Определение неорганических веществ в семени

Цель: выявить неорганические вещества в семени.

Опыт 1.

Что делаем: положим на дно пробирки немного сухих семян (пшеница) и нагреем их над огнём. Условие: держать пробирку над огнём необходимо горизонтально, чтобы её верхняя часть оставалась холодной.

Что наблюдаем: вскоре на внутренних стенках в холодной части пробирки можно заметить капли воды.

Результат: Как вы думаете, откуда она взялась  (капли воды – это результат охлаждения водяных паров, выделившихся из семян)

Вывод: В семенах содержится вода

Опыт 2.

Что делаем: продолжаем нагревать пробирку.

Что наблюдаем:  Семена обуглились, выделяется дым и чувствуется запах жженого

Результат: при полном сгорании семян остаётся лишь немного золы. Её в семенах – от 1,5 до 5 % сухой массы.

Вывод: это сгорают органические вещества. Остается зола, состоящая из минеральных веществ. 
Следовательно, в состав семян входят минеральные (неорганические) вещества 
 

Определение органических веществ в семени.

Известно, что муку получают, размалывая на мельнице зёрна пшеницы. Значит всё что есть в семенах, есть и в муке. Она имеет такой же химический состав

Цель: выясним состав органических веществ, входящих в семена пшеницы.

Опыт 3.

Что делаем: возьмём немного теста. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой.

Что наблюдаем: вода в сосуде стала мутной, а в марле остался небольшой клейкий комочек. Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она называется растительным белком.

Вывод в состав растений входит белок

Опыт 4.

Что делаем: капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой.

Что наблюдаем: жидкость в сосуде посинела.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: в состав растений входит крахмал, который является углеводом.

Опыт 4.

Определение растительных жиров в семенах растений

Цель: доказать, что в семенах содержатся растительные жиры.

Что делаем: семя подсолнечника положить между двумя листами белой бумаги . Затем надавить на семя тупым концом карандаша

Что наблюдаем: на бумаге появилось жирное пятно

Вывод: Кроме белка и крахмала из органических веществ в семенах есть ещё растительные жиры.

 Общий вывод: В состав семян входят органические (белки, углеводы, жиры) и неорганические вещества (минеральные соли и вода)

Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.

VI. Физкультминутка (1 мин) Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Он тянется к свету, к солнцу. Цветок кивает головкой, радуется жизни (заканчивается музыка).

VII. Обобщение нового материала (6 мин).

Учитель: А теперь давайте послушаем отчёты лабораторий.

Представители групп зачитывают свои выводы.

Учитель: 

1. как вы думаете, все ли семена содержат одинаковое количество органических и минеральных веществ?

2. Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице. Каких веществ больше всего в семенах растений?

3. Как вы думаете, зачем нам нужно знать состав семян?

(для их практического применения в жизни человека). Зная химический состав растений, человек использует их по назначению.

Учитель:

Вернемся к цели нашего исследования.

Мы выяснили состав семян? (Да, выяснили).

Удалось нам выполнить все задания?

Продолжите предложения :

Теперь я знаю

Понимаю

Умею

- А сейчас оцените свое участие на уроке.

Поднимите руку вверх – я все понял, мне урок понравился , было интересно.

Если вы , что то не поняли, затрудняетесь в этой теме – на руку положите карандаш.

Мне было не интересно, я ничего не понял-карандаш ниже руки.

Всем спасибо за работу. Желаю вам и в будущем успехов ! Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте и исследуйте!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Уманец Ольга Алексеевна, 05.12.17 в 21:07 0Ответить Пожаловаться
Нет презентации к уроку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.