Фрагмент урока/занятия «Пазл на уроках».

4
2
Материал опубликован 12 July 2019

ТЕМА «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.»

 

...

Учитель -  А сейчас поговорим о скульптуре конца XIX - начала XX вв. Для начала познакомимся с этой скульптурой. Что это за скульптура, выясним, собрав пазл "Памятник"

Играем в игру "Определить памятник". 

Для того, чтобы его собрать, надо его увидеть, а для этого необходимо собрать пазл.

Это можно сделать двумя способами:

1. Пазл выводится на экран. Собирает один, остальные подсказывают.

2. Предпочтительный способ. В компьютерном классе. Собирает каждый на своём компьютере. 

После окончания игры,

Учитель - по карточке "Скульптура Серебряного века"  определите памятник 

Дети - Это памятник Александру III. Скульптор П. П. Трубецкой.

Учитель - Послушайте небольшое сообщение об этом памятнике.

Ученик (вариант сообщения) - Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали: строительство магистрали было начато при Александре III. Когда объявили конкурс на проект памятника Александру III, то победителем оказался Павел Петрович Трубецкой. Именно его проект понравился вдовствующей императрице. Вначале много спорили о самом проекте. Потом много спорили о самом памятнике. Некоторые хвалили, большинство ругало. Памятник не нравился самому Николаю II. Он даже хотел перенести его куда-нибудь подальше, например, в Иркутск. Но как только по Петербургу пошли шутки «Царь задумал сослать своего батюшку в Сибирь» - он был вынужден отказаться от своего намерения.

23 мая 1909 года состоялось открытие памятника. На церемонии присутствовал весь двор. Николай II делал вид, что всё идёт нормально. Самого скульптора на открытие памятника пригласили с опозданием. 

Учитель -  А вы поняли? Вы бы его похвалили или поругали? Проголосуем.

Поднимите руку те, кому памятник понравился.

А теперь поднимите те, кому он не понравился.

Учитель- Памятник очень хорошо понимается, если мы его сравним с памятником XVIII века «Медным всадником».

(на экране показываются оба памятника),

Если урок проводится в компьютерном классе, то каждый открывает и рассматривает  изображения на своём компьютере.

Можно рассмотреть изображения на карточке.

Учитель - Оба памятника смотрятся как своеобразные символы. Символы чего?

Дети - выражают своё мнение

Учитель - делает вывод.

Памятник Петру I – это символ быстро идущей вперёд России. Памятник же Александру III смотрится как олицетворение России на месте стоящей. Если вы вспомните, как нуждалась Россия того времени в серьёзных переменах, то поймёте каким обвинением царизму стала эта скульптура.

Можно привести достаточно говорящие отзывы о памятнике:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест. 

 В. В. Долгов 

На торжественном открытии этого памятника присутствовал И. Е. Репин; и в ту минуту, как увидел его, закричал: «Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!» 

И далее можно предложить детям, либо сформулировать своё собственное понимание этого памятника, либо порассуждать по поводу мнения И. Е. Репина, обязательно привлекая знания по истории.

Комментарии

Спасибо, Лилия Алексеевна, за публикацию!

12 July 2019

Интересные вопросы к занятию.Спасибо,огромное!+

15 August 2019