12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна1467
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Фрагмент внеурочного занятия

«Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку»


Тема: Фрагмент внеурочного занятия «Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку»

Цель: 

1) рассмотреть типичные задания, предлагаемые для младших школьников на окружных и городских олимпиадах по русскому языку;

2) показать приемы работы , позволяющие мотивированным ученикам 4 классов сравнивать , анализировать, выявлять лингвистические закономерности в заданиях разного уровня сложности.

Задачи:

1) развивать творческое воображение детей, смекалку, сообразительность, вырабатывать свободную и выразительную речь;

2) поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;

3) прививать любовь к родному языку;

4) воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Формирование УДД:

Предметные умения:

уметь распознавать части речи:

-уметь сравнивать лексическое и грамматическое значения слова;

-доказывать принадлежность слова к определённой части речи;

-определять непостоянные признаки имени существительного и обосновывать свое мнение;

-уметь образовывать слова с помощью корня, суффикса, приставки.

-использовать приобретенные знания при составлении словосоченаний, предложений.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

-выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов:

-выдвижение гипотез и их обоснование:

-разбиение группы по общим признакам; общее речевое развитие ;

-умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления.

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

- согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речь для представления результата.

Личностные результаты 

-научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

-научатся осознавать свои возможности в учении;

-смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, -связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в паре, работа в группе.

.Методы: деятельностныйрешения учебной ситуации, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, игра.

Оборудование: презентация, проектор, экран, конверты с заданиями по количеству учащихся, наборы смайликов для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята!

При проведении творческих пятиминуток на уроках русского языка и чтения мы выполняли множество различных упражнений, направленных на развитие речи, пробовали подбирать рифмы, изменять предложения или, говоря иначе,оживляли слова. Не всегда все хорошо у нас получалось, но как говорится: Мы не волшебники, а только учимся.

Для этого вам надо из букв собрать слово.

Задание 1

1 команда «Почемучки» и 2 команда «Всезнайки».

- Вам предстоит выполнить задания.. Вы должны правильно, дружно и быстро выполнять задания.

- И так, слушаем внимательно, думаем старательно.

- Кто же первый начнёт ? Отгадайте загадку:

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семь я )

- В каком слове сорок  гласных ? (сорок- а)

Задание 2 .«Один много».       

-Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы  русский язык знаете. Я называю  вам существительное в единственном числе,  а вы мне в ответ во множественном. Отвечает  хором:

               Нога - (ноги)

               Рука - (руки)

               Дуга - (дуги)

               Мука - (нет мн.числа)

 

 Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. 

 Продолжаем дальше:

               Ведро - (вёдра)

               Бедро - (бёдра)

               Метро - (нет мн.числа)

               День - (дни)

               Пень - (пни)

              Лень - (нет мн.чила)

               Цыплёнок - (цыплята)

Козлёнок

 -  А теперь приступим к серьёзным заданиям:

Задание 3. Поставь ударение в словах:

красивее, завидно, щавель, сливовый, балованный, поняла, квартал, туфлями, пальцами, жалюзи.

Задание 4. Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

Пашол йа в л'эс,

На йолку вл'эс.

Сижу на йэли,

Штоб волки ни сйэли.



Задание 5.В «сказочном» языке есть слово рашмявка.

Известно, что рашмявка изменяется так: рашмявка, рашмявки, рашмявке.

У этого слова есть родственные слова: рашмявить, шмява, шмявок, нашмяв.

В словах рашмявка, гукочка, дюжарка одинаковый суффикс.

В словах рашмявка, равука, раличка одинаковая приставка.


Разбери по составу слово рашмявка.

Задание 6Исправь   ошибки.

 Марозныи  узоры.

За  ноч  сильна  пахаладало.   На  стёклах   паевились   узоры.  Кто   наресовал  их?  На   халоднам   стикле   асидают   тёплые   поры. Ночю  ани   зостывают.  На них   нолипают другие  капелки.  Так   вы    растает   чюдесный   ресунак.


Задание 7. Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке протовоположное по значению в правой, соедини их линией.

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

Держать ухо востро. В руки взять.

От рук отбиться. Ворон считать.

Во всю ивановскую(кричать). Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть. Не покладая рук.

Задание 8.Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.

       В поля, не кошеных косой, (_____________ )

       Всё утро дождик шёл косой.(____________ )

       Дочь грома капля-егоза,

       Кончая свой высотный путь,

        Летела с круч, закрыв глаза,

        В лицо земли, боясь взглянуть,

        Скользнув с небесного стекла, (___________ )

   В ладонь цветка она стекла. (______________)


Задание 9.Найди ошибки в образовании слов, напиши верный вариант. Подчеркни в каждом предложении грамматическую основу.

1) В лыжных соревнованиях участвовали ученики обоих школ.

_____________________________________________________________

2) Скоро зажгётся фонарь и осветит ночную улицу.

____________________________________________________________

3) Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.

__________________________________________________________________


Задание 10. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.

Я____ утра __ лесу гуляю

__ росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

___ березку и _____ мох,

___ малину, ежевику,

___ ежа и ____ ежиху,

_____ которой семь ежат

___ всех иголочки дрожат

Задание 11.Расставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

а) Мальчик испугался и стал звать на помощь.

б) Он отвел детей домой и посоветовал родителям не отпускать детей одних на речку.

в) Знакомый рыбак удил рыбу невдалеке.

г) Мальчик с девочкой играли на мостике, и девочка упала в воду.

д) Увидев, что случилось, он сел в лодку и спас девочку.

_____________________________________________

Задание 12Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов                (имена существительные в именительном падеже

Итог урока: Самооценка. Смайлики на листочках.

Рефлексия :

-Какие задания сегодня были интересными ?

Какие задания для вас сегодня были сложными ?

-Предлагаем для вас, в целях закрепления занятия, дома выполнить задание с листочках.




















































































Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.