«Фразеологическое лото» как прием работы с фразеологизмами в школе на уроках русского языка и литературы


На уроках русского языка при изучении темы «Лексика. Фразеология» можно использовать много разных приемов при изучении фразеологизмов для формирования навыков нахождения фразеологических оборотов в тексте и умения их толковать: загадки, «Фразеологические говорилки», «Подбери синоним (антоним)» и др. Не всегда в школе есть возможность вести курс по данной теме, поэтому дополнительный материал   заинтересует обучающихся.

Но, как известно, детям интересна игра. Мы обратили внимание на отсутствие настольных игр по теме «Фразеология». Было решено придумать и разработать лингвистическую игру, целью которой является расширение словарного запаса обучающихся. Данная игра будет особенно интересна обучающимся с особенностями развития: ее можно использовать как обучающий и иллюстративный материал.

Лингвистический и иллюстративный материал для игры был взят в Интернете, словарях, а также изготовлен самостоятельно. 

 Игра представляет собой набор игровых полей  формата А4. Каждое игровое поле (А4) состоит из шести картинок-ячеек. Картинки являются иллюстрациями фразеологических оборотов. На картинках отсутствуют какие-либо надписи, помогающие обучающимся понять нарисованный фразеологизм. Обучающиеся в ходе игры должны внимательно рассмотреть картинку и понять, какой фразеологизм она иллюстрирует. На обратной стороне рабочего поля каждой картинке соответствует толкование фразеологизма с примерами из художественных произведений или речи людей. Но заглянуть туда игрок сможет только в конце игры для проверки своих знаний.

Каждому игровому полю соответствует шесть карточек с записью фразеологизмов. На обратной стороне каждой карточки-фразеологизма находится толкование фразеологизма (как и на обратной стороне игрового поля) и пример из художественной литературы или речи людей, соответствующее толкованию на обратной стороне большого игрового поля. Задача играющих – правильно соотнести картинки и карточки-фразеологизмы. При затруднении можно читать толкование фразеологизмов на обороте карточек. Для проверки можно сравнить с записями на обороте игрового поля.


Приёмы работы с лингвистической игрой «Фразеологическое лото».

1. «Знакомство».  Обучающиеся получают набор из игрового поля и соответствующих ему карточек фразеологизмов. Обучающиеся (индивидуально, в парах, или в малых группах) рассматривают картинки, определяют, каким фразеологизмам они соответствуют, знакомятся со значением фразеологизмов, запоминают фразеологизмы. Здесь можно провести «Кто быстрее?» внутри малой группы.

2. «Продвинутое знакомство».  Обучающиеся получают набор из игрового поля и соответствующих ему карточек фразеологизмов Обучающиеся (индивидуально, в парах, или в малых группах) рассматривают картинки, определяют, каким фразеологизмам они соответствуют, знакомятся со значением фразеологизмов, запоминают их. Если обучающиеся уже имеют определённый опыт в употреблении фразеологических оборотов, для усложнения задания учитель предлагает определить стиль фразеологизмов и составить предложения с каждым фразеологизмом игрового поля.

3. «Фразеологический спринт». Класс делится на микрогруппы, все микрогруппы располагаются вокруг одного большого стола. Каждой микро-группе выдаётся одно рабочее поле. В середину большого стола выкладываются карточки с фразеологизмами. Задачей участников игры является как можно быстрее закрыть все ячейки игрового поля. Бонусом в игре может стать составленное с использованием фразеологизма предложение.

4. «Фразеологический марафон». На каждом уроке один обучающийся получает несколько игровых полей и все соответствующие карточки-фразеологизмы. В течении 10-15 минут он должен закрыть все игровые  поля соответствующими карточками-фразеологизмами. Данный приём можно использовать как контроль по теме «Фразеология».

           

Данные приёмы позволяют обучающимся работать в разном режиме интенсивности: «Знакомство», «Продвинутое знакомство», «Спринт» и «Марафон», что даёт возможность задействовать обучающихся разных уровней обученности, провести разные виды фразеологического лото по мере усвоения темы «Фразеология», развивать речь обучающихся в доступном для обучающихся режиме.

 Лингвистическую игру «Фразеологическое лото» можно расширить, предложив обучающимся  в условии игры подбирать синонимы или антонимы к фразеологизмам на карточках. Еще один способ расширения поля   действия игры – составить короткие рассказы по одному из фразеологизмов.

            Изготовленная игра является самостоятельным изобретением, не имеющим аналогов в сети Интернет. При желании количество игровых полей и соответствующих ему карточек-фразеологизмов можно увеличить практически бесконечно, поскольку фразеологический запас постоянно увеличивается.

___________________________________________________________________________

Инструкция по изготовлению: Распечатайте листы А4, страницы с текстовыми материалами (определения значений фразеологизмов) - в двух вариантах. Склеить попарно: картинки + значения фразеологизмов, фразеологизм + значение фразеологизма. Картинки, значения фразеологизмов, фразеологизмы уже расположены так, чтобы при склеивании значение фразеологизма совпало с фразеологизмом или картинкой. Фразеологизмы с их значением нужно разрезать на отдельные карточки. В дальнейшем игровые поля и карточки для удобства использования лучше заламинировать. 

             Всем дальнейших успехов!


ИГРАDOCX

Комментарии
Комментариев пока нет.