12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Показаньева Юлия Анатольевна209
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
10

Статья «Функциональная грамотность на уроках географии»

Функциональная грамотность на уроках географии

Расширение представлений о сущности и структуре функциональной грамотности школьников стало одним из ответов образовательной среды на вызов времени.

Обновленный ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. 

Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

работу с текстом;

работу с географической картой;

работу со статистическими данными.

Картографическая грамотность, формирование которой одна из прямых задач школьной географии, выступает одним из важнейших компонентов грамотности читательской. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии основного и среднего общего образования в значительной степени отражают умения, относящиеся к читательской, естественнонаучной и математической грамотности школьников, на оценку сформированности которой направлено исследование PISA.

Достижение выносимых на итоговую аттестацию требований по формированию умений ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию, использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач способствует формированию умений, относящихся к читательской грамотности школьников.

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условия протеканий и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности школьников.

Формирование умения рассчитывать количественные показатели, характеризующие географические объекты, явления и процессы, способствует развитию математической грамотности.

Международные исследования PISA выявили следующие проблемы в подготовке российских школьников :

-формулировать вопросы;

-обосновывать, доказывать;

-использовать простейшие приемы исследования;

-строить развернутые высказывания;

-устанавливать надежность информации;

-сотрудничать.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо на уроках использовать нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

-Наличие проблемы в описанной ситуации

-Ситуационная значимость контекста

- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

-Новизна формулировки задачи

-Неопределенность в способах решения

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:

«Что будет, если…?»,

«Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов;

«Как узнать?» – задания на применение методов познания;

«Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.

Работа с текстом.

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

составление простой таблицы на основе параграфа учебника

составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений

высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы

составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме

составление развернутых планов и конспектов

создание схематичного рисунка по тексту

нахождение географических ошибок в предложенном тексте

заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

составление кроссвордов

чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Примеры заданий:

1. Задание на извлечение и сопоставление информации.

Важнейшие события в истории географической науки в античный период Географическое положение Древней Греции способствовало развитию торговли и накоплению географических познаний о новых землях. В период «великой греческой колонизации», к 800 г. до н. э., древнегреческие мореходы, путешественники и купцы уже свободно ориентировались в Средиземном море. На открытых берегах возникали рыбачьи и торговые посёлки. В середине VIII в. до н. э. была основана первая греческая торговая колония в Африке. Древние греки исследовали северное побережье Африки, в том числе болотистое устье Нила. Они заметили, что очерта- 5 ния берегов реки похожи на букву греческого алфавита, и нарекли эту территорию Дельтой. С тех пор в географии существует такое понятие, как дельта реки — место её впадения в озеро, море или океан. Древнегреческому учёному философу Анаксимандру Милетскому (VI в. до н. э.) приписывается составление первой географической карты. Считается, что он первым установил стороны горизонта — север, юг, восток и запад — и свою карту сориентировал по этим сторонам света. Так же он сравнил величину Земли с другими известными в то время планетами. Живший в IV в. до н. э., Аристотель первым обосновал вывод о том, что Земля имеет форму шара. Он привёл доказательства шарообразности Земли: на Луне при её затмении, видна круглая тень Земли; происходит расширение кругозора при подъёме на вершину горы, а также изменение звёздной панорамы относительно горизонта при движении наблюдателя к югу или северу. Эратосфе́н Кире́нский (276—194 до н. э.) на рубеже III—II вв. до н. э. пользуясь простейшими инструментами, вычислил размеры земного шара и длину экватора. Он создал карту, на которой была показана населённая часть суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря (рис. 1 см. с. 8) и по которой можно было получить примерное представление о взаимной удалённости городов и стран. Знаменитый греческий учёный и путешественник Страбон (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.), опираясь на накопленные ранее географические знания, создал подробное описание Римской империи и пограничных с ней территорий. Он считается родоначальником страноведения. Его труд в 17 книгах с общим названием «География» по сей день является лучшим источником географической информации о Древнем мире. Живший веком позже Страбона, Клавдий Птолемей стал автором научного труда «Руководство по географии» в 8 томах, содержавшего сведения, по рассказам купцов и путешественников, о названиях более чем 8000 географических объектов. Для многих объектов, от Скандинавского полуострова до верховьев Нила и от побережья Атлантического океана до полуострова Индокитай, были указаны географические координаты. Он заложил основы картографии и математической географии. ? Задание к тексту : Считают, что название «география» дал науке греческий учёный Эратосфен в своём научном труде о природе Земли — основах географии. Определите, что было создано раньше — первая географическая карта или первый научный труд по географии.

2. Задание, развивающие критическое мышление.

Текст 1. Сколько океанов на Земле? На уроке при изучении темы «Части Мирового океана» Саша с Андреем узнали от учителя, что учёные разных стран до сих пор не пришли к единому мнению о том, сколько существует океанов на Земле. Оказалось, что, кроме четырёх океанов, известных друзьям и их одноклассникам ещё по урокам «Окружающего мира», на всех географических картах в России выделяют «Южный океан». Этот океан объединяет южную часть Тихого, Индийского, Атлантического океанов, которые омывают Антарктиду. Андрей узнал, что, когда в школе учились его родители, Южного океана на картах не было, а в 2000 г. Международная гидрографическая организация приняла решение объявить водное пространство к северу от побережья Антарктиды до параллели 60° ю. ш. отдельным океаном. При этом часть учёных считают, что правильнее проводить границу Южного океана по параллели 50° ю. ш., другие — по 40° ю. ш., а некоторые учёные до сих пор отказываются признавать это пространство новым океаном, приводя свои аргументы.

Текст 2. Крупнейшие течения Мирового океана. Самое мощное течение в Мировом океане находится в Южном полушарии — течение Западных Ветров, или Антарктическое циркумполярное. Второе своё название это течение получило потому, что оно образует непрерывное кольцо (проходит через все меридианы), опоясывающее земной шар с запада на восток между параллелями 40 и 50° ю. ш. Многие учёные считают, что это течение является границей Южного океана. Его общая длина почти 30 тыс. км, а ширина от 1000 до 2500 км, глубина от 2 до 4,5 км — это течение проникает почти до дна океана. Скорость его составляет 1—4 км/ч. Течение Западных Ветров переносит воды больше, чем все реки земного шара вместе взятые. Другое известное океаническое течение — Гольфстрим. Своё начало оно берёт из Мексиканского залива и проходит, постепенно отклоняясь на восток, вдоль восточного побережья Северной Америки примерно до параллели 45° с. ш. Далее оно разделяется на несколько ветвей. Главная его ветвь называется Северо-Атлантическим течением. Оно несёт свои воды на северо-восток до побережья Северной Европы. Гольфстрим является мощным течением шириной 70—90 км, с максимальной шириной до 200 км и максимальной скоростью до нескольких метров в секунду (5—10 км/ч) в верхнем слое океанических вод. Однако его скорость быстро уменьшается с глубиной. Скорость и ширина Гольфстрима, как и у других течений, не являются постоянными и зависят от времени года и силы ветров. ?

Задание 1. В тексте 1 говорится о том, что среди учёных нет единого мнения, где проходит граница Южного океана. Определите, совпадает ли граница Южного океана, о которой говорится тексте 2, с параллелью, которой ограничен Южный океан согласно Международной гидрографической организации.

Задание 2. Саша предположил, что ученые не могут прийти к единому мнению о границах Южного океана в связи с тем, что они по разному понимают, какие географические объекты могут считаться океанами. Согласны ли вы с предположением Саши? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. Саша и Андрей в энциклопедии нашли определение понятия "океан". Океан - это крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Проанализируйте определение понятия "океан". Определите, какими существенными признаками океана, присутствующими в этом определении, обладает Южный океан в границах, принятых Международной гидрографической организацией (60 0ю.ш.): а)"расположенный среди материков";б)"обладающий системой циркуляции вод"; в)"обладающий другими специфическими особенностями"

3. Задания на анализ разных точек зрения.

Марат и Егор, работая в паре, выполняли задание по классификации горных пород. Они разделяли выданные им образцы на группы по происхождению. На одном из образцов горной породы была наклейка с надписью "Антрацит". Товарищи нашли в Интернете информацию о том, что антрацит - это разновидность каменного угля, образующаяся из разложившихся остатков растений, подвергшихся изменениям в условиях высоких температур и сдавливания в глубинах Земли. Мнение Марата и Егора о том, к какой группе пород отнести антрацит, разошлись. Марат считал, что антрацит надо отнести к осадочным породам, а Егор - что к метаморфическим. Задание: Найдите в тексте и выпишите информацию, которая может быть использована для обоснования и того и другого мнения.

4. Задания на анализ разных точек зрения.

В учебнике которым пользовался Владимир, было написано, что биосфера - это "наружная оболочка Земли, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях, которая включает все сферы Земли, более или менее измененные жизнью: это почвы и все горные породы, образованные живыми организмами, даже если они залегают на большой глубине", а географическая оболочка - это "особая оболочка Земли, в которой существует жизнь, где наиболее тесно соприкасаются и взаимодействуют все оболочки Земли". В учебном пособии Алексея было указано: биосфера - это " оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности", а географическая оболочка - это "оболочка Земли, в которой все оболочки проникают друг в друга, находясь в тесном взаимодействии и между которыми происходит непрерывный обмен веществом и энергией". Даже о верхней границе биосферы у друзей оказались разные сведения. В учебнике Владимира говорилось, что верхней границей распространения живых организмов в атмосфере служит "озоновый слой " на высоте 20-25 км. В учебном пособии Алексея было отмечено "Многие ученые считают, что деятельность человека расширяет границы биосферы и верхняя граница биосферы выходит далеко за те пределы, которыми она ограничивалась еще в начале прошлого века". Задание. 1.Найдите в тексте информацию, которая может быть использована для подтверждения одного из существующих мнений о том, что верхняя граница биосферы находится выше озонового слоя. Объясните, почему существует такое мнение. 2. Какое из определений биосферы, приведенных в тексте, по вашему мнению, более соответствует представлениям, согласно которым верхняя граница биосферы находится выше озонового слоя? обоснуйте свой ответ.

5. Задания формирующие умения оценивать информацию и выделять главное.

Какое утверждение можно использовать в качестве подтверждения факта: Проблема загрязнения Мирового океана пластиковым мусором существует? Выбери все верные утверждения.

 

Утверждения

 

1

Массовое производство пластика началось примерно 60 лет назад

 

2

В океанах из-за океанических течений существуют огромные мусорные пятна из плавающего пластика по два в Атлантическом и Тихом(севернее и южнее экватора), одно в Индийском. Их называют "мусорные острова"

 

3

Ежегодно на судах в Мировом океане происходит около 14 тыс. случаев утечки нефти. Обычно они имеют небольшие масштабы, но некоторые из них являются катастрофическими.

 

4

С 1979 года площадь арктического льда регулярно измеряется по спутниковым данным. Многолетние наблюдения показывают, что толщина и площадь льда стремительно сокращаются

 

5

В японском агентстве по науке и технике в области морской науки изучили фотографии океанических глубин и нашли множество следов антропогенного загрязнения: даже на дне Марианской впадины лежали обрывки полиэтиленового пакета.

 

Работа с географической картой.

В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический.

Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

умения читать карту

владеть приемом наложения карт

развитого пространственного представления картографической информации.

Примеры заданий:

1. Задание: Установите, какие географические объекты представлены на космических снимках. Рассчитайте разницу во времени между Москвой и объектами, изображенными на космических снимках. Какого числа и в котором часу приземлится самолет в каждом из них, если он вылетит из Москвы в полдень 15 июля.

 

Географический объект

Время полета

Ответ

1

t1689209694aa.png

4 ч

 

2

t1689209694ab.png

8 ч

 

3

t1689209694ac.png

2 ч

 

4

t1689209694ad.png

12 ч

 

5

t1689209694ae.png

6 ч

 

2. Задание: Используя различные источники информации, исключите в каждой из групп один лишний по смыслу элемент. Обоснуйте выбор.

 

Элемент

Лишний элемент и обоснование выбора

1

2

3

1

США

Япония

Монголия

 

2

Хабаровский край

Забайкальский край

Камчатский край

 

3

Санкт-Петербург

Владивосток

Якутск

 


 


 

Работа со статистическим материалом.

К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

-преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач

- работа со статистической матрицей данных - распределить города, регионы из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Примеры заданий:

1. Задание : Болота являются одним из источников питания рек. В бассейнах многих рек России немало болот и заболоченных территорий. При анализе нижеприведенной таблицы обучающие, работавшие в группах, сделали разные выводы. Выводы какой из групп подтверждают данные таблицы?

Степень заболоченности бассейнов рек России

 

Речной порт

Река

Заболоченность, %

1

Самара

Волга

3,8

2

Калининград

Преголя

6,0

3

Архангельск

Северная Двина

8,5

4

Чистополль

Кама

3,4

5

Орел

Ока

2,2

6

Санкт-Петербург

Нева

12,4

7

Ростов-на -Дону

Дон

1,9

8

Мезень

Мезень

17,6

9

Нарьян - Мар

Печора

20,3

10

Салехард

Обь

25,0

11

Бодайбо

Лена

5,1

12

Зырянка

Колыма

3,1

13

Дудинка

Енисей

4,8

14

Николаевск- на -Амуре

Амур

12,3

15

Анадырь

Анадырь

8,0


 

Группа

Выводы обучающихся

А

К наиболее заболоченным относятся бассейны рек Оби, Печоры, Енисея, Амура, Невы

Б

Уровень заболоченности бассейнов рек Колымы, Дона, Оки ниже уровня заболоченности бассейнов рек Северной Двины, Мезени, Невы.

В

Уровень заболоченности бассейна Амура выше уровня заболоченности бассейна Колымы примерно вчетверо

Г

Уровень заболоченности бассейнов сибирских рек ниже уровня заболоченности бассейнов рек европейской части страны

Д

К наименее заболоченным относятся бассейны Дона, Колымы, Лены, Оки, Енисея


 

2. Задание : В России туманы чаще всего окутывают Дальний Восток: Сахалин, Курилы, Камчатку, побережья Хабаровского и Приморского краев. В теплое время года туманы , приходящие с моря, могут висеть над этими регионами по несколько суток к ряду. На территории европейской части нашей страны наибольшее число туманных дней зафиксировано на побережье морей бассейна Северного Ледовитого океана. Для Якутии зимой характерны морозные туманы. Они образуются при температуре ниже -420 С. Наиболее опасные туманы формируются в декабре в декабре-январе. В прибрежных городах Дальнего Востока, Приморья, полуострова Камчатка, острова Сахалин наиболее интенсивны летние туманы. Сопоставьте приведенную выше информацию с данными таблицы , показывающими среднегодовое число дней с туманом в некоторых городах России. Подтверждают ли текст данные таблицы? Ответ аргументируйте. С чем связано большое число туманных дней в регионах-рекордсменах?

Город

Число дней с туманом

Город

Число дней с туманом

Город

Число дней с туманом

Архангельск

27

Москва

8

Санкт-Петербург

16

Астрахань

38

Мурманск

23

Ставрополь

62

Владивосток

106

Нарьян-мар

37

Сыктывкар

15

Воронеж

46

Омск

32

Томск

18

Екатеринбург

7

Оренбург

20

Хабаровск

21

Иркутск

42

Петропавловск-Камчатский

80

Ханты-Мансийск

15

Казань

26

Ростов-на -Дону

50

Южно-Курильск

124

Калининград

35

Самара

27

Якутск

60

3. Задание : Проанализируйте таблицу.

Природные зоны России

Природная зона

Площадь зоны

Млн.га

%

Арктические пустыни и тундры

197,8

11,6

Лесотундра и северная тайга

233,6

13,7

Средняя тайга

226,6

13,0

Южная тайга

245,4

14,3

Лесостепь

127,3

7,5

Степь

102,1

6,0

Полупустыня

14,7

0,9

Горные территории

565,7

33,0

Всего

1709,2

100,0

Оцените по 5-бальной шкале ( 1 балл за каждый верный ответ) работу обучающегося, который на основе анализа таблицы сделал следующие выводы:

1. На долю таежных лесов и лесотундр России приходится суммарно 40 % ее территории.

2. Доля пустынь и степей больше доли любой другой зоны в пределах страны.

3. Горы занимают большую площадь, чем безлесные зоны страны (арктические пустыни, тундра, степь, полупустыня).

4. Площадь лесов России больше площади Индии, но меньше площади Бразилии.

5. На территории, занятой в России полупустынями, могла бы разместиться Республика Бурятия.


 

Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.