Предварительный просмотр презентации
Функциональные разновидности языка Автор: Бондаренко София Витальевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №24 г. Армавир
ЦЕЛЬ: Научить распознавать и использовать функциональные разновидности языка ЗАДАЧИ: Познакомить обучающихся с разнообразными стилями речи 2. Более глубоко изучить разговорный, научный и художественный функциональные разновидности языка 3. Научиться различать функциональные разновидности языка 4. Использовать полученные знания о стилях речи на практике
Стиль Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный Теория Практика
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях. Я вчера вот так порыбачил! Ничего себе! Молодец!
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи - точная передача научных знаний (научной информации). Для научного стиля характерны термины, сложные предложения и некоторые другие средства языка. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ Стихи, рассказы, повести, романы, поэмы и т. д. - это произведения художественной литературы. В них используется художественный стиль. Цель художественного стиля - воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Укуси меня пчела! Я перемешал записи Бараша, Лосяша и Нюши, пока помогал им делать уборку. А в функциональных разновидностях языка я ничего не понимаю… Помоги-ка, друг, пожалуйста! Помочь Не помогать
!!!Штраф!!! Дополнительное упражнение на дом Бараш так и не нашёл своё описание ромашки и очень расстроился… Упражнение 1. Составьте текст на тему «Ромашка» в художественном стиле. Как бы описали цветок в научном и разговорном стилях?
Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? …Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? Ива корзиночная. Кустарник около 5 м высотой с длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатието-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельнокрайние.
Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дёрнул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?
Молодец! Спасибо за помощь! Ты хороший друг!
УПРАЖНЕНИЕ 1. 1. Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения в ней преобладают: простые, короткие или сложные, длинные? 2. Не можете ли вы назвать слова, которые, по вашим наблюдениям, характерны для разговорного стиля (например, братишка, домище, пальтишко, глазёнки, гурьба, ватага и др.)? 3. Представьте, друг зовет вас на прогулку после школы. Как вы отреагируете? Что ему ответите? Приведите несколько примеров данного диалога с разными ответами.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте текст. К какому стилю речи вы его отнесете? Свой ответ обоснуйте. Двое на одного Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Гена К.)
УПРАЖНЕНИЕ 3 В каждой группе слов, одинаковых или близких по значению, укажите такие, которые в научном стиле обычно не употребляют. Глаза, очи, буркалы; хороший, славный, добрый; молчать, помалкивать; рядом, рядышком, рядком.
УПРАЖНЕНИЕ 4 Определите стиль текстов; докажите правильность своего ответа. 1) Слово «витамин» — международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (И. Успенский) 2) При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Объясните письменно (ответ напишите в научном стиле) 1) Почему в слове снегирь третья буква е? 2) Почему в слове витамин вторая буква и?