Домашняя работа по русскому языку № 6 по теме «Функциональные разновидности русского языка. 11 класс»
Домашняя работа № 6 по теме «Функциональные разновидности русского языка. 11 класс»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью повторить орфографию, расширить и проверить знания одиннадцатиклассников о стилистике, показать единицы языка с точки зрения коммуникативной целесообразности. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
1. Орфографический минимум: повторите правописание словарных слов. Составьте с ними диктант (10 словосочетаний). В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.
Слова, в которых в «опасных» местах пишутся
Л | ЛЛ | |||||||||||||||||||||
|
|
2. Стилистический анализ текста
Проанализируйте предложенный текст (публикация Кирилла Стасевича в журнале «Наука и жизнь»). В случае затруднений обратитесь к разделам «Повторим теорию» и «Стилистический анализ текста».
Мы уже привыкли, что кишечные бактерии влияют не только на пищеварение и обмен веществ, но вообще на всё, вплоть до мозга: одни исследователи говорят, что от микрофлоры зависит сон, другие – что бактерии помогают появляться новым нейронам, третьи пишут, что правильно подобранные микробы смягчают симптомы аутизма. И вот сейчас в Nature Aging появилась статья сотрудников Университетского колледжа Корка, которые с помощью бактерий сумели омолодить мозг.
Эксперименты ставили с мышами: дважды в неделю фекалии молодых мышей в виде специального раствора переправляли с помощью пищевой трубки в кишечник старым мышам, и продолжалось всё это восемь недель. Микрофлора молодых мышей попадала к старым как есть; разные виды бактерий заселялись к старым мышам в тех же пропорциях, в каких они жили у молодых. И поведение старых мышей изменилось – например, когда их запускали в лабиринт, они быстрее находили выход из него и лучше запоминали на будущее, как этот лабиринт нужно проходить. То есть у старых мышей улучшилась память и способность к обучению. И когда исследователи присмотрелись к их гиппокампу, одному из главных центров памяти в мозге, то оказалось, что гиппокамп в прямом смысле омолодился: на клеточном и молекулярном уровне он стал выглядеть так, как он выглядит у молодых мышей.
Когда организм стареет, микрофлора меняется вместе с ним. Может быть, с помощью «молодых» бактерий можно омолодить не только мозг, но и другие органы. Впрочем, может быть, удастся определить конкретных бактерий с омолаживающим эффектом, чтобы их можно было принимать внутрь в виде чистых бактериальных препаратов, а может быть, получится даже определить конкретную омолаживающую молекулу, которую эти бактерии выделяют.
Повторим теорию
Основные характеристики научного стиля:
1. Сфера общественной жизни – наука. Это и конкретные исследования, и просветительская работа, и преподавание, и научная публицистика. Поэтому в рамках научного стиля существуют многочисленные жанры: статья, лекция, научный доклад, тезисы, монография, справочник, учебное пособие, автореферат, диссертация, дипломная работа, научно-публицистический очерк (газетный и телевизионный), научная дискуссия в прямом эфире, инструкция, аннотация и многие другие.
2. Основная функция – информационая. При помощи языка формируются представления о мире, совершаются различные мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез), хранится и передается научная информация…
8. Форма изложения – безличная, что обусловлено стремлением к объективности. Здесь часто используются пассивные конструкции: «Было исследовано... », обобщенно-личные предложения: «Комету наблюдают при ясной погоде...». В современном научном языке авторское «мы» менее популярно, чем безличная форма: не мы думаем, а представляется. Структурные особенности научного текста определяются стремлением автора к точности, обобщенности, логичности, объективности и аналитичности. Это проявляется в использовании однообразных, повторяемых конструкций, например родительного падежа, сложноподчиненных предложений, вводных слов, причастий и деепричастий, объективном порядке слов, предпочтении форм настоящего вневременного. Аналитичность выражают, например, такие слова, как подвергнуть, произвести, во-первых, во-вторых…
10. Степень эмоциональности и экспрессивности научного текста зависит от области научного знания, к которой этот текст относится, и от индивидуальности автора. Нет никаких оснований для того, чтобы считать, что научная речь не может быть яркой и образной. Нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность.
Языковые средства создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи:
а) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравнение (наиболее яркие представители вида);
б) эмоционально-экспрессивные прилагательные;
в) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы;
г) «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читатателя.
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):
1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады, курсовые и дипломные работы);
2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки);
3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты);
4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения
об испытаниях, инструкции для предприятий);
5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации);
6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги).
Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуальностилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Синтаксические признаки научного стиля
1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач).
2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера текста.
3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа «может быть использован».
4. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.
5. Для научного стиля характерно широкое распространение безличных предложений, поскольку в современной научной речи личная манера изложения уступила место безличной.
6. Для научных текстов характерно выяснение причинноследственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.).
7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).
8. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.).
Стилистический анализ текста
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных
стилей: научному, официально-деловому, публицистическому, разговорному, художественному.
2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.
3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.
5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание,
повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует
помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы
речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.
7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.
9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста.
10. Определить, если это возможно, жанр текста.
11. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из
стилей, названных в 1-ом пункте анализа.
Симбионтная микрофлора кишечника
Использованная литература
1. Артамонов В. Н. Функционально-стилистический анализ текста: Учебное пособие для студентов специальностей «Издательское дело и редактирование», «Связи с общественностью» и других родственных специальностей. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 54 с.
2. Владимирова Т.Л. Язык и стиль научного текста: учебное пособие /
Т.Л. Владимирова; Национальный исследовательский Томский
политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 80 с.
3. Охлопкова Марина. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210182 (Дата обращения 14.08.2021)
4. Стасевич Кирилл. Кишечные бактерии омолаживают мозг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nkj.ru/news/41936/ (Дата обращения 16.08.2021)
5. Адрес изображения
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна