12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44577
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Домашняя работа № 5 по теме «Функциональные разновидности русского языка. 11 класс»


Пояснительная записка


Домашняя работа ставит своей целью повторить орфографию и пунктуацию ориентируясь на подготовку к ЕГЭ, расширить и проверить знания одиннадцатиклассников о стилистике, показать единицы языка с точки зрения коммуникативной целесообразности. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.

1. Орфографический минимум: повторите правописание словарных слов. Составьте с ними диктант (10 словосочетаний). В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.

Слова, в которых в «опасных» местах пишутся


Е-Е

И-И

вЕтЕран

дЕзЕртир

мЕцЕнат

прЕтЕндент

прЕцЕдент

рЕпЕтиция

рЕвЕранс

рЕфЕрендум

тЕмпЕрамент

фЕдЕрация


дИвИзия

дИрИжабль

дИвИденд

дИрИжер

дИскрИмИнация

ИждИвение

ИнцИдент

лИквИдация

нИгИлист

прИвИлегия


2. Стилистический анализ текста

Проанализируйте предложенный текст (Отрывок из повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна»). В случае затруднений обратитесь к разделу «Повторим теорию» и «Стилистический анализ текста».

У меня тоже не было лишнего времени. В школе начались контрольные, да и блог требовал постоянного внимания. Приходилось чуть ли не круглосуточно отслеживать ругань, блокировать неадекватов. Плюс — статьи. Я продолжала их писать, хотя комментаторам было не слишком важно, на какую тему высказываться. Они словно выходили на площадь и выплёскивали наболевшее. Кричали в толпу, в меня, в пустое небо.

Родственники постоянно попрекают двоюродной сестрой Юлей. У неё фигура хорошая, голос тихий, успехи, победы, пианинка, спасение бездомных котиков. Короче, от неё сияние исходит. Я — позор семьи и всё такое, а вот Юля. Юля-Юля-Юля! Ненавижу, хоть она не виновата. Ясно же, почему меня достают. Просто у её родителей денег больше, чем у моих.

Самая идиотская фраза – будь мужиком. Если перевести на русский: заткнись и скройся. А при посторонних изобрази качка из Марвел, но потом всё равно заткнись и скройся.

Мама рассказывала, что когда у бабушки умер первый ребёнок, она немного двинулась. То есть бабушка решила, что детей нельзя любить, иначе их Бог заберёт, и будет больно. Поэтому моего отца она не любила, никогда не обнимала, а наоборот, сурово воспитывала. А я должна его понять и пожалеть, ведь в детстве он был несчастным из-за бабушки. Только я не собираюсь никого понимать. Что теперь, ему можно над нами издеваться? А потом мы с братом своим детям скажем, что бьём их потому, что нас папа не любил. А наши дети скажут: ну ок, это нормально. И своих станут бить. И так до бесконечности?

Повторим теорию

В языке художественной литературы немало и «нелитературных» употреблений, т.е. в отдельных случаях язык художественной литературы может выходить за пределы норм литературного языка…

Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм. Однако всякое отклонение от нормы должно быть оправдано целевой установкой автора, контекстом произведения, употребление того или иного языкового средства в художественной литературе должно быть эстетически мотивировано.

Подстили: прозаический, драматургический, поэтический

Особенности лексики: неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, намеренное столкновение разностильной лексики, использование лексики с двуплановой стилистической окраской

Индивидуальный стиль или идиостиль – это стиль писателя, в который включаются не только речевая сторона его произведений, но и тематика, проблематика, особенности мира произведений и т.п.

Разговорная речь (разговорный стиль) – одна из форм существования литературного языка, реализуемая обычно в диалогической форме в условиях каждодневного общения в неофициальной обстановке. Разговорная речь подчиняется принципу свободы выбора средств выражения, принципу языковой экономии и принципу субъективной оценки, что выражается в следующих признаках: вариантность, эллиптизм, оценочность, семантические трансформации (метафоризация, повышенная экспрессивность и т. п.). Спонтанный характер речи рождает недомолвки, пропуски слов, замену слов жестами и пр. словесные лакуны (пустоты), легко восстанавливаемые из ситуации общения. Помимо характерной для нее устной формы, разговорная речь может реализоваться и в письменной форме – в частной переписке.


Стилистический анализ текста

1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных

стилей: научному, официально-деловому, публицистическому, разговорному, художественному.

2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.

3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).

4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание,

повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует

помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы

речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.

7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.

8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.

9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста.

10. Определить, если это возможно, жанр текста.

11. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из

стилей, названных в 1-ом пункте анализа.


t1629062749aa.jpg

Полина Лучанова. На море



Использованная литература


1. Артамонов В. Н. Функционально-стилистический анализ текста: Учебное пособие для студентов специальностей «Издательское дело и редактирование», «Связи с общественностью» и других родственных специальностей. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 54 с.

2. Охлопкова Марина. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210182 (Дата обращения 14.08.2021)

3.Функциональные разновидности языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/9x793.html (Дата обращения 16.08.2021)

4. Адрес изображения

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/131/582/131582955_123747764_Luchanova_Polina_leto__1_.JPG


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (3)

Юлия Васильевна Воробьева, 16.08.21 в 09:32 1Ответить Пожаловаться
Любопытные тексты Вы подбираете для работ, Вера Сергеевна! Хочется познакомиться с ними! Спасибо!
Легоцкая Вера Сергеевна, 16.08.21 в 12:19 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо за отзыв. Выходите на сайт конкурса Книгуру, там скачивайте произведения современных писателей для подростков из короткого списка или победителей конкурса, как сочтете нужным. Это интересно, я каждый год слежу за конкурсом и читаю эти произведения. Мои ученики даже входят в жюри, обсуждают произведения на сайте, пишут отзывы. Всего Вам доброго!
Юлия Васильевна Воробьева, 17.08.21 в 13:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за совет! Обязательно посмотрю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.