Домашняя работа по русскому языку № 5 по теме «Функциональные разновидности русского языка. 11 класс»
Домашняя работа № 5 по теме «Функциональные разновидности русского языка. 11 класс»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью повторить орфографию и пунктуацию ориентируясь на подготовку к ЕГЭ, расширить и проверить знания одиннадцатиклассников о стилистике, показать единицы языка с точки зрения коммуникативной целесообразности. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
1. Орфографический минимум: повторите правописание словарных слов. Составьте с ними диктант (10 словосочетаний). В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.
Слова, в которых в «опасных» местах пишутся
Е-Е | И-И |
вЕтЕран дЕзЕртир мЕцЕнат прЕтЕндент прЕцЕдент рЕпЕтиция рЕвЕранс рЕфЕрендум тЕмпЕрамент фЕдЕрация | дИвИзия дИрИжабль дИвИденд дИрИжер дИскрИмИнация ИждИвение ИнцИдент лИквИдация нИгИлист прИвИлегия |
2. Стилистический анализ текста
Проанализируйте предложенный текст (Отрывок из повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна»). В случае затруднений обратитесь к разделу «Повторим теорию» и «Стилистический анализ текста».
У меня тоже не было лишнего времени. В школе начались контрольные, да и блог требовал постоянного внимания. Приходилось чуть ли не круглосуточно отслеживать ругань, блокировать неадекватов. Плюс — статьи. Я продолжала их писать, хотя комментаторам было не слишком важно, на какую тему высказываться. Они словно выходили на площадь и выплёскивали наболевшее. Кричали в толпу, в меня, в пустое небо.
Родственники постоянно попрекают двоюродной сестрой Юлей. У неё фигура хорошая, голос тихий, успехи, победы, пианинка, спасение бездомных котиков. Короче, от неё сияние исходит. Я — позор семьи и всё такое, а вот Юля. Юля-Юля-Юля! Ненавижу, хоть она не виновата. Ясно же, почему меня достают. Просто у её родителей денег больше, чем у моих.
Самая идиотская фраза – будь мужиком. Если перевести на русский: заткнись и скройся. А при посторонних изобрази качка из Марвел, но потом всё равно заткнись и скройся.
Мама рассказывала, что когда у бабушки умер первый ребёнок, она немного двинулась. То есть бабушка решила, что детей нельзя любить, иначе их Бог заберёт, и будет больно. Поэтому моего отца она не любила, никогда не обнимала, а наоборот, сурово воспитывала. А я должна его понять и пожалеть, ведь в детстве он был несчастным из-за бабушки. Только я не собираюсь никого понимать. Что теперь, ему можно над нами издеваться? А потом мы с братом своим детям скажем, что бьём их потому, что нас папа не любил. А наши дети скажут: ну ок, это нормально. И своих станут бить. И так до бесконечности?
Повторим теорию
В языке художественной литературы немало и «нелитературных» употреблений, т.е. в отдельных случаях язык художественной литературы может выходить за пределы норм литературного языка…
Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм. Однако всякое отклонение от нормы должно быть оправдано целевой установкой автора, контекстом произведения, употребление того или иного языкового средства в художественной литературе должно быть эстетически мотивировано.
Подстили: прозаический, драматургический, поэтический
Особенности лексики: неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, намеренное столкновение разностильной лексики, использование лексики с двуплановой стилистической окраской
Индивидуальный стиль или идиостиль – это стиль писателя, в который включаются не только речевая сторона его произведений, но и тематика, проблематика, особенности мира произведений и т.п.
Разговорная речь (разговорный стиль) – одна из форм существования литературного языка, реализуемая обычно в диалогической форме в условиях каждодневного общения в неофициальной обстановке. Разговорная речь подчиняется принципу свободы выбора средств выражения, принципу языковой экономии и принципу субъективной оценки, что выражается в следующих признаках: вариантность, эллиптизм, оценочность, семантические трансформации (метафоризация, повышенная экспрессивность и т. п.). Спонтанный характер речи рождает недомолвки, пропуски слов, замену слов жестами и пр. словесные лакуны (пустоты), легко восстанавливаемые из ситуации общения. Помимо характерной для нее устной формы, разговорная речь может реализоваться и в письменной форме – в частной переписке.
Стилистический анализ текста
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных
стилей: научному, официально-деловому, публицистическому, разговорному, художественному.
2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях.
3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения.
5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение.
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание,
повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует
помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы
речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т. п.
7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения и т. д.
9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста.
10. Определить, если это возможно, жанр текста.
11. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из
стилей, названных в 1-ом пункте анализа.
Полина Лучанова. На море
Использованная литература
1. Артамонов В. Н. Функционально-стилистический анализ текста: Учебное пособие для студентов специальностей «Издательское дело и редактирование», «Связи с общественностью» и других родственных специальностей. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 54 с.
2. Охлопкова Марина. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210182 (Дата обращения 14.08.2021)
3.Функциональные разновидности языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/9x793.html (Дата обращения 16.08.2021)
4. Адрес изображения
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева