Функция пословиц и поговорок в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Функция пословиц и поговорок в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. О пословице хорошо сказал Я.А. Каменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль.)
Пословица – украшение речи, наш учитель. В ней мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Пословицы и поговорки учат, советуют, предостерегают, хвалят за трудолюбие, честность, смелость, доброту, высмеивают зависть, жадность, трусость, лень, осуждают эгоизм, зло, поощряют прилежание, благородство, упорство. Ценность их неоспорима, в них выражены смысл и суть человеческой жизни.
Пословицы и поговорки позволяют автору дать верную характеристику персонажам произведения, наиболее полно раскрыть отношения между людьми, посоветовать, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться, обобщить свойства людей и явлений, дать оценку явлению или свойству. Использование пословиц или поговорок помогает оживить высказывание, создать определённый психологический настрой, выразить общую закономерность в конкретной ситуации, не обозначая её отдельных элементов. Герои произведений обращаются к пословицам и поговоркам, когда что-то нужно подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту.
Кроме того пословицы и поговорки сами привлекают к себе внимание образностью, обобщённостью значения, усиливают речёвое воздействие. Они представляют собой образец языковой экономии и часто способствуют сжатости передаваемой информации. Это возможно благодаря образному характеру пословиц и поговорок.
Многие русские писатели использовали в своих произведениях пословицы и поговорки для придания образности и яркости. Александр Сергеевич Пушкин - великий писатель, чьи творения сыграли огромную роль в духовном развитии русского общества, обогатили мировую культуру. Александр Сергеевич Пушкин понимал, что книжный язык обогащается благодаря проникновению в него народной поэзии и устной речи. Он говорил: «Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл и толк в каждой поговорке!»
В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пословицы и поговорки, разговорные выражения и крылатые фразы встречаются многократно. Благодаря фольклорным формулам, ритмам пушкинский текст приобретает национальный колорит русской речи, пословицы передают правила, по которым живут герои повести.
Эпиграфом ко всей повести Пушкин поставил пословицу - "Береги честь смолоду". Еще два эпиграфа - тоже пословицы: к восьмой главе - "Незваный гость хуже татарина" и к четырнадцатой - "Мирская молва - морская волна". В контексте «Капитанской дочки», в ее сложных сюжетных сцеплениях каждая из пословиц-эпиграфов приобретает многомерность, так как становится формой выражения разных точек зрения на то или иное событие. В первой главе «Капитанской дочки» отец и сын в мыслях о воинской службе резко расходятся друг с другом. Вопреки просветительским представлениям XVIII века, по мысли Пушкина, мировосприятие молодого человека определяется не только семейной традицией, но и современной жизнью. Эпиграф «Береги честь смолоду» выражает по мысли Пушкина основы общенародной нравственности. Эта пословица, как известно, повторяется в тексте «Капитанской дочки». В развернутом виде ее цитирует Андрей Петрович Гринев, давая отцовское напутствие сыну перед воинской службой: «(...) помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В устах Гринева - старшего эти слова становятся выражением нравственного кодекса русского дворянства, воспитанного в духе просветительских идей XVIII века. Верность этому сословному кодексу передается от отца к сыну как драгоценное семейное наследие.
Однако та же пословица приобретает в контексте романа новый смысл. Слова «береги честь смолоду» проецируются на нравственный опыт Гринева - младшего, опыт, не только переданный семейной традицией, но и приобретенный героем в пекле пожара крестьянской войны. Честь, сбереженная смолоду, позволяет ему быть правдивым свидетелем, выступившим в защиту «одного из самых поэтических лиц русской истории» в то время, когда в дворянской среде еще не прекращались «проклинательные» стенания в адрес Пугачева.
Эпиграф восьмой главы «Незваный гость хуже татарина. Пословица» показывает, что незваными гостями здесь именуются Пугачев и пугачевцы. Отношение, выраженное в эпиграфе, объединяет людей, социально противостоящих восставшим. Пушкин не стремится скрыть жестокости «русского бунта», но при художественном анализе событий крестьянской войны он сталкивается «с поразившим его явлением; крайняя жестокость обеих враждующих сторон проистекала часто не от кровожадности тех или иных лиц, а от столкновения непримиримых социальных концепций». Пушкинский герой неожиданно для себя открывает в «незваных гостях» нечто такое, что противоречит однозначной социальной оценке. Встрече с Пугачевым в этой главе предшествует удивление «странному сцеплению обстоятельств: тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» Пушкин ведет своего героя от ненависти и удивления к узнаванию.
Эпиграф к последней главе «Суд» — «Мирская молва — морская волна. Пословица» относится главным образом к судьбе Петруши Гринева, подводит итог всей повести. «Суд» в контексте «Капитанской дочки» — это и юридический процесс, и мирская молва, для которой, по мысли самого рассказчика, было достаточно оснований, и отношение к происходящему отца Андрея Петровича Гринева и, наконец, суд собственной чести, который убеждает героя в необходимости «объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным». «Мирской молве» доступна лишь внешняя сторона событий, странным образом соединивших Гринева с Пугачевым: «А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе»,— сообщает суду оренбургский генерал. Воспринятые формально свидетельства «мирской молвы» могут быть поняты как прямое доказательство измены Гринева воинскому долгу «офицера и дворянина». Однако, правда человеческих отношений Петра Гринева и Пугачева недоступна формальной логике государственного судопроизводства. Честность и благородство Гринева, по достоинству оцененные Пугачевым, ставятся под сомнение судебной комиссией. «Мирская молва» и ложный донос оказываются сильнее правды. Со временем схлынет волна неверной мирской молвы, и в мемуарах Гринева обнажится высокая правда человеческих отношений молодого, дворянина и его вожатого, их взаимное невольное влечение друг к другу.
В речи действующих лиц пословицы представлены неравномерно; часто, но не всегда это зависит от социального положения того или иного персонажа. Лаконичное прощальное напутствие Гринева-отца, например, облечено в пословичную форму: «На службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу : береги платье снову, а честь смолоду». Недаром именно с «отцовским словом» связан эпиграф ко всей повести – «Береги честь смолоду». В письме старинному товарищу и другу генералу Р., на службу к которому Гринев-отец отправил сына, он советует «держать в ежовых рукавицах» своего повесу (гл.2). В речи других персонажей дворянского происхождения (Швабрин, Зурин, Маша Миронова и другие) пословицы вовсе не встречаются. Зато они многочисленны и уместны при создании характеров из простонародья.
Пётр Андреевич Гринёв в начале романа, рассказывая о домашнем учителе – французе мосье Бопре, использует устойчивое выражение: «Мы жили душа в душу», т. е. дружно. Пословицу «семь бед, один ответ» произносит Гринёв, в значении, что придется отвечать за все сразу.
Пословицы играют большую роль в речи героев романа. Они, в первую очередь, показывают близость героев к народу, например, дядьки Петра Гринёва Савельича. Его речь насыщена прибаутками, пословицами и поговорками: «Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашёл к куме, да засел в тюрьме». «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается», «покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра как у Христа за пазушкой», «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя...» Пытаясь добиться от Пугачёва возмещения убытков за расхищенное барское добро, Савельич внушает своему питомцу: «с лихой собаки хоть шерсти клок».
Пословицы и поговорки Пушкин использует и в речи жителей Белогорской крепости – капитана Миронова, его жены Василисы Егоровны, старичка Ивана Игнатьевича, отца Герасима. Применение их характеризует героев как набожных, терпеливых и простых людей: «Дай Бог вам любовь да совет; Господь не выдаст, свинья не съест!; В животе и смерти Бог волен; Не всё то ври, что знаешь; Не ты первый, не ты последний; Стерпится – слюбится; На грех мастера нет; Худой мир лучше доброй ссоры; Прошу любить и жаловать; «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить»
Изречения Пугачёва просто насыщены народной мудростью. У него не только «есть своя любимая народная песня («Не шуми, мати зелёная дубравушка»), своя любимая народная сказка (калмыцкая сказка об орле и вороне), но и свои излюбленные народные пословицы, прибаутки, поговорки, которые он использует: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо»; «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»; «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось...»; «Кто ни поп, тот батька»; «Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет»; «Долг платежом красен», – сказал он, мигая и прищуриваясь»; «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!». Пословицы и поговорки в речи Емельяна Пугачёва передают не только его мысли и чувства, но и подчёркивают его связь с народом.
В речи других персонажей дворянского происхождения (Швабрин, Зурин, Маша Миронова и другие) пословицы вовсе не встречаются. Зато они многочисленны и уместны при создании характеров из простонародья.
Пословицы и поговорки делают речь героев романа живой и яркой. Благодаря каждой пословице, поговорке, разговорному выражению, крылатой фразе можно не только разобраться в характерах героев, но и лучше понять замысел Пушкина, почувствовать время, о котором идет повествование. А эпиграфы, взятые из фольклорных источников, подчеркивают атмосферу народной стихии романа, указывают на близость нравственных и эстетических идеалов к народным представлениям.