Игра «Блеф-клуб» по теме: «Гагарин – Колумб космоса»
Пояснительная записка к презентации
Игра «Блеф-клуб» по теме: «Гагарин – Колумб космоса»
Цели:
Повышение интереса к космонавтике и личности Ю.А. Гагарине
Задачи:
- Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов
- Развивающие: развитие речи, обогащение словаря, научного запаса слов, развитие умения владеть выразительными средствами языка, умения работать с документами
- Воспитательные: воспитание нравственных качеств – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, патриотизм
Оборудование: 2 набора «Части ракеты», карточки с именами учеников, документы, ИКТ (компьютер, проектор)
Подготовительная работа:
Подбор документов (аудио и видеоархивы, художественная литература, воспоминания, фото)
Подготовка презентации «Знаете, каким он парнем был!»
Разработка плана урока (основа – игра «Блеф-клуб»)
Подбор музыкального сопровождения
Структура урока.
Актуализация знаний
Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний
Итог урока
Домашнее задание (по желанию)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний |
Приветствие. В течение нескольких лет в нашей стране заведена хорошая традиция. Каждый год называть годом какого-либо события или годом профессии и т.д. 2010 год был годом учителя, а 2011 - ? Указом президента от 31 июля 2008 года 2011 год - Год российской космонавтики. Почему? |
Рассаживаются по местам согласно карточкам Отвечают отвечают |
Тема, цель |
Тема нашего урока звучит так: «Гагарин – Колумб космоса» Как вы понимаете данное название, расшифруйте его. Цель нашего урока такова: расширить знания о Ю.А.Гагарине через исторические документы. |
объясняют |
Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Документ 1 (текст)
Документ 2 (аудио)
Документ 3 (видео) Документ 4 (видео) - энц
Документ 5 (газета)
Документ 6 (текст)
Документ 7 (ряд текстов – 10)
Итог урока
Домашнее задание
Презентация |
Урок мы проведем в виде игры, которая называется «Блеф-клуб». Вы разбиты на 2 команды: «Восток-1» и «Восток-6». Я буду задавать вопросы, начиная со слов «Верите ли вы, что..», а вы на них будете отвечать «да» или «нет» и с комментариями. За каждый правильный ответ вы будете получать часть космического корабля. В конце игры мы увидим: какая команда построит корабль, та и победит. Желаю удачи! Вернемся в середину 50- годов 20 века. 1 в. - Верите ли вы, что популярный американский журнал «Таймс» объявил Н.С. Хрущева «Человеком 1957 года»? ( да) Почему? Чтобы сохранить за СССР статус великой державы, руководство страны осознало, что в условиях начавшейся научно-технической революции без поддержки науки не обойтись. Расходы на науку увеличились в 4 раза, научных работников увеличилось в 2 раза, улучшилось материальное положение ученых, создаются научные центры в Новосибирске, Уфе, Владивостоке, Красноярске и т.д. в 1957 году – первый атомный ледокол, синхрофазотрон, первый искусственный спутник Земли. 2 в. - Верите ли вы, что начало в изучении космических просторов связано с полетом животных? (нет) 1 – искусственный спутник Земли Совершим экскурс в историю изучения космического пространства. Расставьте события в правильном хронологическом порядке (от самого раннего). Проведем проверку. Рассмотрите данную схему. 1– полет собаки Лайки 2– первый искусственный спутник Солнца 3 – полет человека в космос 4 – выход человека в открытый космос 5 – искусственный спутник Луны 6 – приземление на Луну 7 – групповой полет в космос 8 - грузовой космический корабль 9 – орбитальная станция 10 – запуск космического корабля с подводной лодки 11 – первый космический турист Называю правильные ответы и даю комментарии, читаю с экрана. 3 в. - Верите ли вы, что Ю.А. Гагарин после школы окончил ремесленное училище? (да) Документ. Фрагмент из книги Романова и Губарева «Конструкторы» о первом знакомстве конструктора космических кораблей С. П. Королева и Гагарина. Вопросы: - Какие сведения вы узнали из этого простого диалога? (где родился, профессия, увлечение) Увлечение переросло в профессию. Поступил в Чкаловское военное авиационное училище, стал летчиком-истребителем на Северном флоте, затем был переведен в отряд космонавтов. 4 в. - Верите ли вы, что корабль «Восток» в истории освоения космоса занимает особое положение, т.е. дважды первый? (да) Восток-1 и Восток-6 (первая женщина-космонавт В. Терешкова) Корабль Гагарина был более 7 м в длину и более 6 тонн массы. Как чувствовал он себя перед полетом? Аудиоархив – перед полетом. Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454531617.WAV (Перед полетом. Речь Гагарина.) - Какие чувства испытывал Ю.А. перед полетом? - О каком поединке идет речь в документе? В чем он выражается? - О какой ответственности говорит Гагарин? - Что вы не услышали, но почувствовали? Посмотрите видеодокумент «Гагарин перед стартом». Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454531838.wmv (Гагарин перед стартом) - Каким вы увидели летчика? Давайте посмотрим старт корабля. Будьте внимательны! Видеоархив. - Где и когда происходил запуск корабля? - Какой фрагмент полета мы увидели? - Сколько длился полет? - Сколько витков совершил корабль на околоземной орбите? 5 в. - Верите ли вы, что полет Ю.А. Гагарина прошел без заминок? (нет) – приземление не в запланированном месте, а в Саратовской области. Ему часто передавали приветы с этих мест, но лишь через несколько лет он сможет посетить этот край, вспомнить, окунуться в ту атмосферу, атмосферу открытия, события для всей планеты. 6 в. - Верите ли вы, что газета «Комсомольская правда» выпустила специальный номер в связи с данным событием? (да) – показ газеты Прочитайте заголовки в газете, проанализируйте их. Ответьте на вопросы: какие цели преследовали редакторы по отношению к читателям, что они хотели сказать этими заголовками и статьями? 7 в. - Верите ли вы, что Гагарин сообщил о проведенном полете Н.С. Хрущеву 13 апреля? (нет) – через 2 часа после приземления, в 13.00. Прочитаем документ по ролям. 2 ученика. - Какими вы увидели Хрущева и Гагарина в данном диалоге?
Почему выбор пал на Гагарина? Какими качествами он обладал? Ответить на данные вопросы вновь помогут документы. Это воспоминания друзей, журналистов, жены. Каждый получает документ, читает и ищет ответ на данный вопрос. Прошло 50 лет. Но память о подвиге Юрия Гагарина живет. Каким образом? Как увековечивается имя в истории государства? (памятники, скверы, площади, улицы). 8 в. - Верите ли вы, что в городе Петрозаводске живет память о Гагарине? (да) – площадь Гагарина (вокзал) 9 в. - Верите ли вы, что наша школа была связана с именем этого космонавта? (да) – пионерская дружина имени Ю.А. Гагарина. Рассмотрите предложенные доказательства – источники. С какой целью пионерским отрядам и дружинам давали имена героев? Чем занимались школьники? Как чтили память летчика-космонавта? Какие мероприятия и сегодня проводятся в школе? Итак, подведем итоги игры. Какая команда полетит сегодня в космос? Кто победители? Сколько деталей у каждой? Предлагаю оценить свою работу на уроке по соответствующей методике (самооценка по 10-б шкале). - Получил прочные знания, усвоил весь материал, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой – 9-10 б - Усвоил новый материал частично, допустил ошибки – 7-8 б - Мало что понял, допустил много ошибок, необходимо еще поработать, почитать материал – 4 – 6 б - ничего не понял, с заданиями не справился – 0-3 б
Напишите сочинение-размышление на тему «Самая главная черта характера человека» Какие выводы вы делаете для себя по итогам нашего урока? Какой след у вас остался? Что вам хочется сказать? А я хочу закончить словами самого Ю.А. «Я благодарен судьбе за профессию». Он преодолел большой путь, чтобы стать тем, кем он стал. Очень важно в жизни выбрать свой путь, свою профессию, свое место в жизни. Каждому из нас необходимо состояться как личность. Человек, как звезда, рождается, Средь неясной туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в вечности… Поколеньями созидается Век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная. Я желаю вам стать этими звездами, а это значит идти к цели, никогда не сдаваться, быть упорными, трудолюбивыми как Ю.А. Гагарин. Презентация. Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454530957.ppt (Гагарин) Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454532029.mp3 (Песня сопровождает слайд-шоу) |
Слушают Обсуждают, отвечают
На листе ставят цифры, обсуждают Проверяют, смотрят на экран
Чтение вслух одним учеником, ост – следят по документу Слушают, отвечают
Смотрят, отвечают Смотрят , отвечают Отвечают
Работают в группе
Читают по ролям, отвечают
Работают по одному, отвечают Отвечают
Рассматривают альбом Отвечают
Показывают макет ракеты
Самооценка
Отвечают
смотрят |
Павлова Фаина Ивановна