Программа клуба по интересам «Клуб Юных Астрономов» (3–6 классы)
Программа клуба по интересам
«Клуб Юных Астрономов»
МБ ОУ Кочкуровская СШ
Руководитель клуба по интересам: Буланова Наталья Михайловна учитель физики и математики
Кочкурово
2016 год
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Пояснительная записка
Работа Клуба Юных Астрономов позволит удовлетворить повышенный интерес к астрономии любознательных ребят.
В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.
Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для ребят сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения ребят , она позволяет дать представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Актуальность программы клуба.
Астрономия — исключительно красивая наука, в этом может каждый убедиться лично, просто посмотрев на ночное небо. Космос, загадочный и безграничный, во все времена побуждал людей мечтать и задумываться о будущем. Бездонность и необъятность звездного неба необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей, завораживает, гипнотизирует, наполняет душу ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то, что же говорить о детях, фантазерах и выдумщиках, которые живут в сказочных, фантастических мирах, летают во сне и мечтают о космических путешествиях.
Но кроме этого, астрономия содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов, способных напрягать каждый пытливый ум, обративший на них своё внимание. Астрономия – наука тайн и открытий. А дети так любят все загадочное и таинственное.
Знакомство с астрономией очень полезно. В свете последних событий интерес к астрономии особенно усиливается среди детского населения. Их очень волнуют вопросы конца света, и пугает то, что они не могут объяснить. Поэтому наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей, формирования правильного умозаключения о наблюдаемых ими явлениях.
Представленная программа способствует правильному представлению детей об уфологии и астрологии. Согласно данным некоторых уфологических центров, лишь 5% людей видят НЛО. Почему бы не предложить детям во время дневных и вечерних астрономических наблюдений внимательно осматривать все небо и с целью обнаружения НЛО. И если за несколько лет учащийся ни разу таковых не обнаружит, его трудно будет убедить в их нашествиях.
Программа клуба по интересам позволит выйти за рамки решения чисто астрономических вопросов, постоянно привлекая внимание ребят к вопросам космонавтики и даже к осмыслению народного опыта, зафиксированного в пословицах, поговорках, загадках и приметах (например, связанных с предсказаниями погоды по виду небесных светил: пусть дети проверят эти приметы).
Устав клуба:
Каждый член клуба должен:
- принимать участие во всех мероприятиях клуба
- высказывать и отстаивать свою точку зрения по любым вопросам, рассматриваемом в клубе
-дорожить честью клуба, быть активным, думающим, отстаивающим свое мнение
-самому читать правовые книги и рекомендовать их своим друзьям и одноклассникам
- избегай пустой болтовни, не согласен - возрази! Возражаешь - предложи! Предлагаешь - сделай!
-не оставляй загадку без разгадки
-не знаешь - спрашивай!
- учись самому находить ответы в книгах - в
справочниках
-береги каждую минуту, старайся узнавать что-то новое
-не стесняйся задавать вопросов.
Цель программы:
- расширение и углубление знаний учащихся в области астрономии и космонавтики;
- формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе;
- пропаганда знаний и достижений по астрономии и космонавтики среди учащихся школы.
Задачи программы:
-Способствовать формированию у ребят научного мировоззрения, раскрывая современную картину строения и эволюции Вселенной;
-Познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем; изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
-Учить наблюдать и правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
-Поддерживать познавательный и исследовательский интересы; инициативу и любознательность;
-Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребят и их социальной активности;
-Развивать пространственное и логическое мышление ребят , воображение и фантазию;
-Воспитывать эстетические чувства – чувство красоты, гармонии и радости в познания нового, неизведанного.
Основными формами занятий являются:
-беседы и дискуссия;
-творческие мастерские;
-практические наблюдения;
-рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; карты звездного неба;
-демонстрации имеющихся на дисках мультимедийных астрономических программ, астрономические игры, а также обращение к детским астрономическим сайтам в Интернете;
-обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии, просмотренных телепередач;
-обсуждение небольших сообщений о самых актуальных новостях астрономии в России и мире. Сообщения готовятся по плану; рисование, моделирование и конструирование различных объектов космоса; мобильного планетария; ролевые игры; игровое экспериментирование;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У ребят будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к астрономии как науки;
-умения преодолевать свои детские страхи перед пугающим миром космоса;
-наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений;
-стремление к самостоятельному изучению науки, к самостоятельным наблюдениям и опытам;
-творческая активность и любознательность;
-эстетические чувства;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Ребята научатся:
-формулировать и удерживать цель деятельности на занятии;
-планировать собственные действия по наблюдению небесных объектов с опорой на памятки наблюдений;
-работать по алгоритму: готовить сообщение с опорой на план, памятку наблюдения.
У ребят будут сформированы:
-навыки самостоятельной работы;
-навыки публичного выступления.
Ребята получат возможность научиться:
-планировать собственную проектную деятельность по определенному плану
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Ребята получат возможность научиться:
-пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами для поиска информации при подготовке выступления или проекта;
-находить, анализировать, сравнивать, оценивать на достоверность, фиксировать полученную информацию;
-использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей-объектов космоса;
-осознанно и произвольно строить свое сообщение
У ребят будут сформированы:
-умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Ребята научатся:
-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе;
-слушать и объективно оценить суждение товарища;
-высказывать свою точку зрения, свое мнение при обсуждении различных астрономических вопросов;
-задавать вопросы друг другу, обращаться за помощью;
-формулировать вопросы для получения информации; для составления кроссвордов и викторин;
-вступать в диалог, строить продуктивное общение
Календарно – тематическое планирование
Дата |
Основные мероприятия |
Содержание |
Оборудование |
1 день |
Организационный сбор. Учебные занятия по астрономии. Лекция, видеосюжет, презентация |
Знакомство с планом работы клуба. Знакомство друг с другом. Что и зачем изучает астрономия? Особенности астрономических наблюдений. Вводится понятие об астрономии как науке, изучающей звёзды и планеты. Источник изучения звездного неба человеком. |
Модели: «Движение Земли вокруг Солнца», «Солнечная система» Глобус Луны Презентация: «История астрономии» |
2 день |
Учебные занятия по астрономии. Лекция, презентация «Астрономия- наука о тайнах вселенной» Практическая часть: Изучение строения и работы школьного телескопа |
Земля в представлении древних. Птолемей и Коперник. Командные соревнования Они решили измерить Землю. Где верх и низ у Земли? Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Земля – особенная планета. Почему на Земле есть жизнь? Астрономические приборы. |
Исторические сведения из энциклопедий Глобус как модель Земли. Модели других планет. Плакаты «Смена времен года», «Смена дня и ночи» Школьный телескоп |
3 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Солнечная система» и видеосюжета Творческая мастерская: Рисунки планет солнечной системы |
Работа в творческих группах Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Практическая работа Планеты Солнечной системы. |
Компьютерные модели различных планет Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы |
4 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Солнце, Земля, Луна» Творческая мастерская: Лепка из пластилина. «Построение модели солнечной системы» |
Луна простая и загадочная. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. |
Модель Луны, видеосюжеты о строении Луны Компьютерная программа «Маленький астроном» |
5 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Звезды на небе» Практическое занятие: Знакомство с картой звездного неба |
Карта звёздного неба. Созвездия. Знакомство с Зодиакальными созвездия |
Карта и изображение зодиакальных созвездий Аудиоэнциклопедия «Увлекательная астрономия» |
6 день |
Учебные занятия по астрономии Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца. Творческая мастерская: Викторина «Астрономия в загадках» |
Моё Солнышко. Солнечная система – состав и особенности. |
Компьютерная модель Солнца, Наблюдения за Солнцем (составление Дневника наблюдений) Наблюдения за движением Солнца в течение дня: где Солнце всходит и заходит. Видеосюжеты движения Солнца |
7 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Эволюция звезд» Творческая мастерская: Оригами: «Построение модели космического корабля» |
Работа в творческих группах. Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты |
Интернет-ресурсы, энциклопедии. |
8 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Астероиды, кометы, метеориты» Творческая мастерская: Наш взгляд: «Веселые и дружественные пришельцы» |
Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды? Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея |
Компьютерная модель-анимация, наблюдение в видеофильме метеоритного дождя |
9 день |
Учебные занятия по астрономии Просмотр презентации «Вселенная» Подготовка работ к выставке |
Млечный путь. Открытие нашей Галактики. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики. Представление о происхождение Вселенной в древности.
|
Компьютерная модель нашей Галактики. Исторические сведения из энциклопедий |
10 день |
Итоговое занятие Творческая мастерская: «Выставка работ» |
Оформление выставок, обсуждение полученных знаний и умений за «круглым столом». Подведение итогов. |
Материально-техническое обеспечения
1. Глобус Земли физический
2. Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8. Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»
11. Плакат «Смена времен года»
12. Настольная лампа
Методические рекомендации:
1) "Узнай созвездие": а) по рисунку из ярких звезд; б) по фотографии со старинной карты звездного неба; в) по легенде без имен; г) с помощью ребуса;
2) игра "Наведи порядок среди звезд" - здесь необходимо устранить путаницу среди четырех звездочек, которые расположились произвольно, а надо их поставить согласно возрастанию поверхностной температуры;
3) игра "Помоги принцессе звездного царства", которая подробно описана в газете "Первое сентября" (приложение "Физика" №2 за 2002 г);
4) игра "В гостях у Гнома-астронома Канопуса" - это игра с домашним заданием. Так как Канопус гном-астроном, он может раскрыть детям неведомые тайны, взять их с собой в полет по звездному небу, на другие планеты, к другим звездам и даже галактикам. Здесь дети приносят в класс информацию о последних новостях астрономии, которую они добывают сами из сообщений средств массовой информации и др.
Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и руководитель может подарить им чудо. На занятии, когда впервые упоминается о цвете звезд, когда закладывается фундамент для восприятия темы "Температура и цвет звезд", можно использовать богатое воображение ребят. Например, предлагается детям закрыть глаза и представить Звездное небо, а затем поделиться увиденным с классом. Если руководитель при этом произносит соответствующий текст, помогающий настроиться и "увидеть" картину звездного неба, то результаты превосходят все ожидания. После 30 секунд тишины руководитель разрешает вернуться из далекого путешествия. И оказывается, что дети видели разноцветные звезды. Обсуждая увиденное, объединяем все оттенки. Таким образом, на этом этапе мы договариваемся оставить в памяти четыре основных цвета звезд: красноватые, желтоватые, белые, голубоватые. Уже на следующем занятии пытаемся выяснить, от чего же зависит цвет звезд. Опять привлекаем фантазию, память, жизненный опыт. Теперь помогает волшебная печь, которая указывает значения температур поверхностей звезд разных цветов. Причем ребята безошибочно указывают последовательность цветов в порядке возрастания температур от красного к голубому; остается лишь "посмотреть" на индикаторе волшебной печи значения соответствующей температуры.
При рассмотрении созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции. Именно эти знаменитые мифы лежали в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов, художников, режиссеров, архитекторов, ученых. Знание легенд и мифов значительно облегчает распознание самих созвездий при наблюдениях, а это в свою очередь усиливает интерес к астрономии в целом, развивает способности к наблюдениям. Кроме вышесказанного, мифы помогают решать величайшую задачу, стоящую сейчас перед каждым педагогом: "Возрождать духовный и интеллектуальный потенциал России, поддерживать, развивать, расширять их рост в каждом ребенке". При изучении созвездий Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей, Кит, Пегас, объединенных общей историей, непременно упоминается тот факт, что гений русской поэзии А.С. Пушкин для своей сказки о царе Солтане взял элемент мифа о Персее, а в Эрмитаже можно полюбоваться несравненным творением Рембрандта "Даная".
У детей вызывает восторг тот факт, что они молниеносно способны ответить на астрономические вопросы, звучащие в известных и популярных телевизионных играх. В разное время использовались такие вопросы, как:
1. Какого цвета звезды самые горячие? (Ответ: голубоватые, Т=30-50 тыс. К).
2. Имя кормилицы Зевса? (Амалфея).
3. Каким образом Зевс проник к Данае? (в виде золотого дождя).
4. Ближайшая к Солнцу звезда? (Проксима из тройной системы a Центавра).
5. К какому классу звезд относится Солнце? (к желтым карликам) и др.
А вот еще способ контроля - он возможен после любой пройденной темы. Например "Зодиакальные созвездия". Командное соревнование:
1. Разминка для всех по общим вопросам (их должно быть не очень много, это подготовительные вопросы).
2. Работа с карточками (молчанка).
3. Игра на внимание: ведущий в быстром темпе называет 7 созвездий; если созвездие зодиакальное - ученики поднимают руку, если нет - рука покоится.
На все три этапа разминки уходит 10 минут. Затем идет собственно соревнование.
На вопрос отвечает любой член команды письменно, некоторые вопросы предполагают участие всех по очереди. Проверка идет после каждого конкурса, запись результатов производится на доске. Учитывается скорость и правильность выполнения. За невнимательность или повторяемость минусуются баллы. Отдельные моменты этого урока можно использовать, как самостоятельные на предыдущих и последующих уроках.
А вот пример занятия совершенно иного типа. Руководитель ставит перед собой задачу: "Дети должны забыть, что их проверяют, что их оценивают". Процесс контроля должен стать интересным, даже увлекательным. Итак, задача поставлена. Комната превращается в зрительный зал, а "лобное место" у доски - в сцену. Исчезли ученики - появились артисты.
На сцене мудрый профессор Знайкин, готовый ответить на любые вопросы, и хитрый, изворотливый, поражающий зрителей своими превосходными знаниями Незнайка. Его каверзные вопросы порой ставят в тупик мудреца-профессора, но на помощь расстроенному профессору приходят ассистенты из зала, желающие достичь профессорского уровня (Знайкиным звание профессора было заработано в тяжелой борьбе на предыдущих занятиях). Игра достигает кульминации. Незнайка не желает сдаваться и у него тоже находится немало сторонников среди зрителей. Вопросы становятся все глубже, все тоньше. И в этом соревновании нет проигравших. Ребята показывают не только знание астрономии, но и умение задавать вопросы.
А после рассмотрения темы "Солнечная система" очень удачно проходит урок-путешествие по Солнечной системе на корабле "Звездный странник", в котором все ученики класса становятся членами экипажа и где на каждом шагу корабль подстерегают опасности, и от знаний каждого члена экипажа зависит судьба всего корабля. После рассмотрения темы "Солнце" ребятам предлагается написать небольшое сочинение о Солнце в любом жанре. Это может быть детектив, сказка, фантастика, научное исследование, киносценарий или рассказ, но обязательно строгое выполнение одного условия. В этом сочинении обязательно должна присутствовать вся информация о Солнце, полученная на предыдущих занятиях.
Отчет клуба по интересам «Клуб Юных Астрономов»
Занятия в клубе проходили с 20 июля по 29 июля. Мероприятия проходили согласно разработанной программе.
Ежедневно проводились беседы, диспуты, просматривали различные астрономические видеосюжеты, презентации по всем рассматриваемым темам, работала творческая мастерская, где ребята в различной форме рассматривали и экспериментировали, рисовали и творили, складывали и лепили. Проявляли себя в различных областях творчества.