Гарденотерапия в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья
Гарденотерапия в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья
Бондарович Марина Владимировна
г.Черемхово, Иркутская область
учитель-дефектолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 г. Черемхово»
Аннотация: Коррекционная работа с детьми с ОВЗ требует особого подхода и новых решений. Нашим решением была выбрана арт-терапия, а именно садовая терапия.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями, требует пробуждать у детей интерес через возможные виды деятельности.
Очень часто такие дети не владеют вербальной коммуникацией, у них нарушены гармоничные отношения с окружающим миром, нет взаимопонимания с детьми и взрослыми, находящимися рядом. Процесс развития навыков общения целесообразно начать с арт-терапевтических методов. Они помогут вовлечь ребёнка в совместную деятельность.
Исходя из того, что арт-терапевтические приемы доступны и близки детям разного возраста, считаю этот опыт очень перспективным для использования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
К примеру в исследованиях Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей — они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи.[1]
Изучив и проанализировав методическую литературу, выбрала актуальную технологию арт-терапии, подходящую для коррекционной работы.
В нашем детском саду, который посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья с сентября 2019 года реализуется проект по гарденотерапии «Сад, который лечит».
Для реализации проекта были созданы специальные условия: выделено и оборудовано помещение для занятий садовой терапией; разработаны анкеты для родителей; подобрано необходимое оборудование.
Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения), терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.
Гарденотерапия – это процесс использования растений сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека.[2]
Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Гарденотерапия предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.
Мероприятия проекта направлены на интеллектуальное развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
-улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;
-улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
-получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход за растениями).
-взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества.
Занятия по садовой терапии проводятся один раз в 2 недели по подгруппам, которые формируются на основе диагностик в начале учебного года. Длительность занятий от 20 до 30 минут.
В первый год реализации происходит общее знакомство с разными видами декоративных однолетних растений, злаков и овощей, комнатных растений; даются основы ухода за растениями с правилами техники безопасности при работе с инвентарем, сажают, наблюдают за ростом и развитием растений. Учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми, расширяют знания о растительном мире, получают навыки ухода и содержания комнатных растений, учатся изготавливать поделки из природного материала.
Во второй год реализации добавляется общее знакомство с разными видами луковичных растений, деревьев и кустарников. Индивидуальная работа является приоритетной формой для многих воспитанников.
На третий год реализации продолжается изучение известных растений. Форма практических занятий-подгрупповая.
Дети приобретают уникальный опыт работы с растениями, землей, семенами. Ведь далеко не все в наше современное время имеют сад, огород. А нашим особенным детям такой опыт просто необходим.
Огромный «плюс» в том, что контакт с одним растением затрагивает сразу несколько органов чувств: зрение, обоняние, тактильные ощущения. При этом подбираются не аллергенные растения, и работа с ними не вредит, в отличие от занятий с игрушками, пропитанными искусственными ароматизаторами.
Результатами реализации данного проекта стало: развитие и улучшение основных моторных навыков, улучшение мышечной координации, развитие хватательных навыков и мелкой моторики пальцев рук. У детей отмечается расширение словарного запаса, развитие трудовых умений, восстановление коммуникации с окружающим миром, а также повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей
Гарденотерапия-это сад, в котором расцветают: социализация, ощущения, коммуникация, эмоции, труд и здоровье наших детей.
Список литературы:
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. Айрис-Пресс 2005.
- Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. гос. ун-та, 2006.