Статья «Садовая терапия в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Садовая терапия в реабилитации детей
с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день накоплен огромный опыт экспериментальной
работы по лечению, обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии. Широко используется множество методик, выросших из практического опыта специалистов-исследователей.
Тем не менее, постоянно появляются новые идеи и методы работы. Одним из таких методов является садовая терапия, которая хоть и «стара как мир» по своей сути, но является постоянно развивающейся отраслью в профессиональном сообществе дефектологов.
Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в программах реабилитации. Известно, что работа с растениями положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека.
Садовая терапия - перспективное направление современной дефектологии, которое заслуживает пристального внимания специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, ландшафтных архитекторов. Работая сообща, мы сможем за короткое время выявить наиболее эффективные способы применения садовой терапии для улучшения здоровья людей с разнообразными проблемами развития, помочь им в получении навыков самообслуживания и социализации, помочь приобрести начальные навыки будущей профессии или хобби, позволяющее реализовать себя и обрести новых друзей.
Работа может представлять интерес у учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, студентов, обучающихся на факультете «Олигофренопедагогика». Использование элементов садовой терапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.
Садовая терапия является одним из методов реабилитации детей с ОВЗ, включения их в активную социально-направленную деятельность, адаптации их в социуме.
Задачи использования садовой терапии:
Оказать психологическую поддержку, через взаимодействие с растениями.
Актуализировать когнитивные функции, творческий потенциал, коммуникативные навыки.
Способствовать адаптации в социуме.
Повышать уровень экологической культуры.
Совершенствовать трудовые навыки.
В коррекционной школе-интернате для детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) работаю учителем-дефектологом с 1997 года. Работаю я с категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не часто участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием - социальная адаптация в обществе. Учитель-дефектолог играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Несмотря на все сложности профессии, работу свою люблю и с уверенностью могу сказать, что занимаюсь интересным, важным и полезным делом.
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать детей с нарушениями интеллекта более разносторонне.
Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, школьники с нарушением интеллекта должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В системе педагогических мер воздействия на психику детей с интеллектуальной недостаточностью, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с нарушением интеллекта. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками.
Существенной стороной обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является подготовка их к труду и к дальнейшей трудовой деятельности. В процессе труда формируются навыки, которые подготавливают ребенка с нарушением интеллекта к трудовой жизни, дают ему возможность впоследствии не быть балластом для близких, для государства, а приносить им посильную помощь.
Нетрадиционные методы коррекции.
В процессе формирования навыков у школьников с нарушением интеллекта возникают трудности. С помощью специально созданной программы коррекционного воздействия можно добиться положительных результатов. В работе с данными детьми, можно использовать нетрадиционные методы коррекции: фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений; аромотерапия – лечение с помощью ароматов. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью; хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств; литотерапия. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями; музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.
Садовая терапия (комнатное цветоводство).
Мы в своей работе используем садовую терапию (комнатное цветоводство). Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в программах реабилитации. Известно, что работа с растениями положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Ее издавна использовали для реабилитации в больницах или при монастырях.
Садовая терапия помогает развить координацию движений, концентрацию внимания, память за счет умеренной физической нагрузки, повторяющихся действий, пребывания на свежем воздухе при работе в саду. За счет зрительных образов, запахов, звуков, тактильных ощущений и других видов направленной чувственной стимуляции, при которой взаимодействуют все органы чувств реализуется звуко-, арома-, цветотерапия - то есть развивается сенсорная интеграция. Также повышается вера в себя и чувство самоуважения, способность противостоять агрессии и стрессам. Дается установка на эмоциональный контакт с живой природой, ответственность за растения, способность к эмпатии, что увеличивает возможности личности в социализации.
Помимо этого, занятия садовой терапией играет профориентационную
роль, являясь разновидностью трудотерапии. Работа садовника или садового дизайнера доступна для многих людей с ограниченными возможностями.
Садовая терапия является частью экотерапии, куда, помимо нее, входят анималотерапия, песочная терапия, водо-, фито-, арома-, климатотерапия. В программах реабилитации средства садовой терапии могут быть дополнены встроенными модулями из всех вышеперечисленных видов экотерапии.
Известны случаи, когда садоводство помогало излечить от глубоких депрессий и смягчить или даже свести к минимуму проявления различных психических расстройств. Уже сегодня можно широко применять садовую терапию благодаря синтезу существующих методов реабилитации и ландшафтных решений.
В идеале для всестороннего развития ребенка развивающая среда должна быть создана в квартире, на даче и в учебном учреждении. В этом случае используются различные фитомодули, комнатные растения, конструкции из натурального дерева.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре особенно велик. Поэтому я эту работу начинаю с младшего класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания. На уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растения с оборванными цветками не даёт плодов и семян, значит, не оставляет потомства.
В своей работе использую различные методы по формированию определенных простейших навыков по выращиванию растений. Они являются начальным этапом трудового воспитания ребенка. В процессе обучения навыкам учитываю личностно-ориентированные модели воспитания. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении определенного навыка, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции и обеспечивает последующую его социализацию.
При работе со школьниками с нарушением интеллекта учитываю инертность психических процессов, часто выраженные двигательные проблемы, большой период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. В связи с этим формирование навыков провожу в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам по уходу за растениями. При пересаживании, например, комнатного цветка, правильно подбираю позу.
Обычно с детьми такой группы на протяжении большого временного отрезка навыки отрабатываются «рука в руку», с максимальным привлечением внимания к происходящему: помогаю ребенку физически осуществить действие, направляю движения ребенка и координирую их. Постепенно физическая помощь уменьшается, а за проделанную ребенком работу, обязательно его поощряю.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. По мере формирования навыков, постепенно перехожу от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову учителя. Моя помощь по мере освоения действий навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Наш класс всегда участвует в общественной выставке детского творчества: «Природа и фантазия». На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты.
Садовая терапия рассчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.
Эффект садовой терапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной, социальной, эмоциональной (психологической) и физической. В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков. В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям. В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры) При использовании садовой терапии в работе с детьми, одним из важных элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики.
Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ.
Методы садовой терапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу.
Конечно, нашим ребятам не суждено учиться в высших учебных заведениях, но я с полной уверенностью могу сказать, что они смогут своими руками вырастить, подарить фиалку и принести радость людям.
Список использованных источников и литературы:
Веретенникова «Труд и наблюдение в природе», М. Просвещение 1973, 2011.
Дежкин В. Беседы об экологии, М. Молодая гвардия, 1975.
Джексон П.В. 2009. Анализ коллекций и научно-технической базы ботанических садов, Москва, 2009. Вып.12.
Захлебный А. Н. Экологическая тропа, М. Знание, 1986.
Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2010.
Николаева С. Н. программа «Маленький эколог», М. Мозаика-Синтез, 2004.
Рыжова Н. А., «Наш дом природа», М., Линка-Пресс, 1996.
Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии, Москва, 2009.
Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2013.
.